Субъективный топ всех live-action ремейков Disney. Что они сделали с Симбой?
Спорим, вы не знали про ремейк «Леди и Бродяги»?
Студию Disney есть за что любить. И есть за что ненавидеть – сложно относиться иначе к их желанию выжать деньги буквально из чего угодно. После кассового успеха бертоновской «Алисы в стране чудес» в 2010 году компания обратилась к «творческому» переосмыслению своих же лент. Новые технологии, помноженные на ностальгические чувства, – вот верный способ заманить зрителей в кинотеатры, рассудили продюсеры. Посмотрим, с каких классических сюжетов авторы Disney успели смахнуть пыль – и насколько удачно.
1. Кристофер Робин (2018) – Christopher Robin
Когда Кристофер Робин был маленьким, он весело проводил время в компании плюшевых друзей во главе с медвежонком Винни Пухом. Но детство не вечно – герой вырос, перебрался в Лондон, женился и завел ребенка. Увы, Кристофера до такой степени поглотила рутина, что в его жизни не осталось места даже для дочери. Все меняется, когда появляется Винни и просит о помощи.
Мой субъективный топ возглавляет фильм Марка Форстера, автора «Волшебной страны». Почему я поставила незаметно прошедшего в прокате «Кристофера Робина» так высоко? Причины три.
Во-первых, почетный обладатель самых добрых глаз Юэн Макгрегор в главной роли.
Во-вторых, редизайн любимых с детства персонажей – вместо того, чтобы отправить вас прогуляться по зловещей долине, как это часто бывает в современном кино, он вызывает желание затискать этих теплых пушистиков.
В-третьих, лично для меня в этом фильме есть что-то глубоко сентиментальное и пронзительное (насколько это вообще возможно в стерильном корпоративном продукте). Словно вытянула билет в ускользающее детство.
2. Алиса в Стране чудес (2010) – Alice in Wonderland
Девятнадцатилетняя Алиса Кингсли приезжает вместе с матерью на светский раут, где ее настойчиво зовет замуж лорд Хэмиш, страдающий запорами и хроническим насморком. В ужасе от такой перспективы девушка сбегает и через кроличью нору попадает в Страну Чудес, где когда-то побывала еще маленькой девочкой. Там она встречает старых знакомых – Шляпника, Чеширского кота и других – и узнает, что ей суждено спасти волшебный край от диктатуры Красной Королевы.
От тандема Тима Бертона и «Алисы» зрители ждали чего-то исключительного: всем не терпелось увидеть, как мрачный романтик Голливуда снимет самую сюрреалистическую сказку всех времен и народов. Но магии не случилось. Вероятно, вышло бы лучше, не «исправь» Бертон простенькую фабулу Льюиса Кэрролла и не преврати безумное, но линейное приключение в эпическое фэнтези.
Оригинальная «Алиса» была забавным путешествием по абсурдному миру, в котором не было абсолютно никаких правил. Но стоило добавить в историю, где все задом наперед и шиворот-навыворот, смысл – и половина очарования, заложенного Кэрроллом, сразу испарилась.
Тогда вопрос, почему «Алиса» так высоко в моем рейтинге? Напомню, он субъективный, поэтому ответ такой – не знаю! Я и сама не понимаю, почему именно «Алиса» стала моим «комфортным» кино. Может, дело в чарующей музыке Дэнни Эльфмана; может, в любимых актерах – хрупкой Мии Васиковске, дерзком Джонни Деппе и экстравагантной Хелене Бонем Картер; может, в отлично придуманных новых образах старых персонажей… А значит, чуть-чуть магии – кэрролловской или какой-то еще – в нем все же сохранилось.
3. Малефисента (2014) – Maleficent
Малефисента, крылатая фея из волшебного леса, еще в детстве полюбила человека Стефана. Но тот подло предал подругу – усыпил ее, отрезал крылья и отнес трофей местному королю. В благодарность за «подвиг» правитель делает Стефана своим преемником. Малефисента не остается в долгу и жестоко мстит – является в замок и накладывает на новорожденную дочь Стефана, Аврору, нерушимое проклятие, которое должно сбыться в день шестнадцатилетия принцессы.
Задумка на самом деле классная. Переосмысление классической истории с точки зрения злодея – это всегда интересно. Яркий пример – мюзикл «Злая» о Западной Ведьме из «Волшебника страны Оз». Да и «Спящая красавица» 1959 года уже давно нуждалась в перезапуске. Сам мультфильм, бесспорно, красивый и важный в истории анимации, но сюжет у него не ахти даже по меркам середины XX века. И главная героиня там максимально скучная (еще бы, спать весь фильм).
«Малефисента» не идеальна. Сценаристка Линда Вулвертон (она же отвечала за сценарий «Алисы») – честно говоря, не Аарон Соркин. В оригинале было много сюжетных нестыковок: например, я никогда не понимала, зачем родители отправляют Аврору в лес под присмотр бестолковых фей вместо того, чтобы держать ее поближе. Новый фильм тоже не дает ответа. Или, например, почему Малефисента не пытается найти свои отрезанные крылья, если их так легко «прицепить» на место?
Но как и в случае с «Алисой», очевидные недостатки не мешают мне любить «Малефисенту». Может, сама история о насилии и мести как-то особенно отозвалась во мне, а может, решает Анджелина Джоли с ее искренней игрой, рогатым шлемом и точеными скулами. Да и визуальная составляющая тут хороша: над окружающим миром работал великолепный художник по спецэффектам Роберт Стромберг, оформлявший «Алису» Тима Бертона, «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Оз: Великий и Ужасный» Сэма Рэйми. Лепота!
4. Алиса в Зазеркалье (2016) – Alice Through the Looking Glass
Спустя несколько лет после событий первой части Алиса Кингсли стала капитаном корабля и объездила полмира, а ее неудавшийся поклонник Хэмиш грозится разорить бывшую невестку. Однако семейные проблемы отходят на второй план, когда Алиса вновь попадает в Страну Чудес. Там она узнает, что ее давний друг Шляпник уверовал, будто его давно мертвая семья жива, и по этому случаю впал в хандру. Тогда Алиса идет к самому Времени за волшебной хроносферой. С ее помощью она отправляется в прошлое, чтобы вернуть родных Шляпника к жизни.
Несмотря на отсутствие Тима Бертона в режиссерском кресле, я настаиваю, что сиквел «Алисы» не хуже первой части. Тут нет раздражающих меня клише эпического фэнтези, зато есть фирменное кэрролловское озорство и офигенный Саша Барон Коэн в роли Времени.
Без глупостей, конечно, не обошлось. Алиса рискует аж целой Страной Чудес, потому что Шляпнику грустно? Красная Королева так озлобилась и казнила кучу людей из-за украденной булочки, серьезно? И когда она успела отстроить целый овощной замок? И что это за овощные люди, с которыми она сотрудничает? И все же я говорю «Зазеркалью» свое да – пусть не за сюжет, но за юмор и атмосферу.
5. Аладдин (2019) – Aladdin
В восточном городе Аграбе живет уличный воришка по имени Аладдин. Однажды он спасает свободолюбивую принцессу Жасмин от неприятностей и влюбляется в нее. Между тем придворный визирь Джафар стремится захватить власть – для этого ему нужна волшебная лампа. В ней живет могучий Джинн, способный исполнить любые три желания владельца. Но выкрасть лампу из Пещеры Чудес может только человек с добрым сердцем, которым, конечно, оказывается Аладдин.
Ремейк «Аладдина» отдали в руки мэтра криминальных комедий Гая Ричи, но многие критики и зрители после выхода фильма отмечали, что почерк режиссера вообще не чувствуется. Я в целом согласна – манеру Ричи видно разве что по комедийным сценам, экшену с погонями и нестандартным ракурсам камеры.
Зато персонажи авторам удались неплохо – за вычетом, разумеется, Джафара. Оригинальный злодей с его хищной усмешкой был одновременно комичным и зловещим. А теперь взгляните на милую мордашку Марвана Кензари. Как такой пирожочек может внушать страх?
Но даже невыразительного антагониста можно простить за Уилла Смита в роли Джинни. Причем актер не подражает покойному Робину Уильямсу, а играет в своей неповторимой манере. Жасмин теперь не просто девушка, жаждущая абстрактных перемен, а героиня с мотивацией – она хочет стать султаном. Ну и с внешностью красавчика Аладдина авторы тоже попали в точку.
6. Круэлла (2021) – Cruella
Маленькая Эстелла родилась с необычными черно-белыми волосами. Когда девочку исключают из школы за плохое поведение, мама решает вместе с дочкой переехать в Лондон. Но по пути в столицу происходит трагедия, и Эстелла остается сиротой.
Спустя десять лет повзрослевшая героиня мечтает сделать карьеру в мире моды. Ее берет под крыло знаменитая Баронесса фон Хельман. Однако вскоре после этого в Эстелле просыпается безумное альтер эго – Круэлла ДеВиль, которая не прочь посостязаться с Баронессой за звание лучшего кутюрье Лондона.
До этого фильма модница со страстью к пятнистым мехам появлялась на экране в мультике «101 далматинец» 1961 года и еще дважды в исполнении Гленн Клоуз – в игровых версиях 1996 и 2003 годов. И вот теперь ее сыграла прелестная Эмма Стоун.
У Крейга Гиллеспи («Тоня против всех») получился странный, неряшливый, но при этом стильный и пропитанный панковской эстетикой фильм. Насколько я обожаю войну нарядов Круэллы и Баронессы, музыку The Stooges, Queen, The Clash, Supertramp, Blondie и дух Лондона 70-х, – настолько же меня бесят нестыковки и глупая история. Маму Эстеллы реально убили далматинцы, что?
Грустно, что самую прожженную диснеевскую злодейку переосмыслили максимально стерильно – даже отняли у Круэллы ее знаменитый мундштук. Такое ощущение, что без надзора продюсеров фильм получился бы зубастее, а главное – более цельным. Хотя я все равно не могу порой отказать себе в удовольствии пересмотреть сцены, в которых Эмма Стоун под «One Way Or Another» раз за разом появляется во всем панковском великолепии.
7. Золушка (2015) – Cinderella
Юная Элла еще в детстве потеряла мать. Спустя годы ее отец снова женится. Мачеха и сводные сестры оказываются теми еще штучками, а после того как глава семейства умирает, все становится даже хуже: из Эллы делают прислугу в ее собственном доме. Однажды героиня встречает в лесу симпатичного молодого всадника и влюбляется, не подозревая, что перед ней принц. Вскоре тот устраивает бал, куда должны прибыть все девушки королевства.
Ремейк «Золушки» режиссировал Кеннет Брана, которого большинство зрителей знает как профессора Локонса из «Гарри Поттера». Мое отношение к его работе можно описать мемом из сериала «Чернобыль» – «Не отлично, но и не ужасно».
Автор сценария Крис Вайц не отступает от знакомой всем с детства фабулы, просто дополняя ее унылыми подробностями биографий Эллы и принца. Брана прилежно переносит всю эту тягомотину на экран – очень дорого, богато, нарядно. И в результате закономерно получается дорогая, богатая, нарядная скукотища.
В общем, самый явный для меня недостаток «Золушки» – что это «Золушка». Эту сказку ставили на сцене и в кино; ее перепридумывали огромное число раз – на кой нужно снова скармливать зрителям буквальное прочтение классики? Непонятно.
8. Книга джунглей (2016) – The Jungle Book
Однажды пантера Багира находит в джунглях человеческого детеныша. Назвав малыша Маугли, он передает его на воспитание в волчью стаю. Спустя несколько лет у ребенка появляется опасный враг – тигр Шерхан. Хищник требует у волков отдать ему человеческое дитя, пока тот не стал взрослым охотником. Чтобы не подвергать опасности семью, Маугли отправляется в деревню людей. По пути ему встретятся удивительные звери: питон Каа, медведь Балу и король обезьян Луи.
Так вышло, что из всех заново рассказанных диснеевских историй мимо меня прошла только «Книга джунглей», поэтому мне пришлось ее посмотреть. Несмотря на обнадеживающий 94%-й рейтинг «свежести» на Rotten Tomatoes, мне фильм не особо понравился. «Книга джунглей» неотличима от прочих буквальных пересказов классики: дорого, красиво, вымученно, безжизненно.
Маугли в исполнении юного Нила Сетхи недостает харизмы, а удав Каа с озвучкой от Скарлетт Йоханссон присутствует в кадре еще меньше, чем в оригинальном мультфильме 1967 года. Но самое главное – создатели в который раз не привносят ничего нового, а просто копируют оригинал, кое-где растягивая его ради увеличения хронометража.
Что приятно: Джон Фавро явно пытался подобраться ближе к мрачной тональности Киплинга. И ему это почти удалось. Возможно, было бы лучше, покажи режиссер еще и взрослого Маугли. Да и песенки не добавляют происходящему серьезности.
9. Дамбо (2019) – Dumbo
Бывший цирковой наездник Холт Фэрриер возвращается с войны к детям, которые живут вместе с труппой злобного Макса Медичи. Вместо прежней работы Холта отправляют присматривать за слонами. Между тем у слонихи Джамбо рождается детеныш с нелепыми огромными ушами. Оказывается, малыш умеет летать. Уникальный экземпляр тут же привлекает внимание циркового магната Вандевира, который вместе с Медичи решает сделать слоненка звездой парка развлечений.
Ну что тут скажешь: в «Дамбо» так же мало Тима Бертона, как в «Аладдине» – Гая Ричи. Оригинал 1941 года был милым и простым, тут же перед нам двухчасовой эпик без какого-либо смысла или хотя бы интересного сюжета. Волшебство испарилось, будто его и не было. Положение не спасают даже блистательные Колин Фаррелл (который тут на удивление безликий), Дэнни ДеВито, Майкл Китон и бертоновская любимица Ева Грин в роли гимнастки. Хуже всего вышел сам Дамбо – это кожаное страшилище с подведенными глазами будет навещать вас во снах.
Но выкидывать «Дамбо» совсем уж в низ рейтинга я не хочу: во-первых, из-за прежних заслуг Бертона, а во-вторых, потому что режиссер оставил кислотную сцену с розовыми слонами как дань уважения оригиналу. Спасибо и на этом!
10. Малефисента: Владычица тьмы (2019) – Maleficent: Mistress of Evil
После событий первой части прошло пять лет. Повзрослевшая принцесса Аврора вместо Малефисенты правит Топкими болотами. Тем временем ее возлюбленный – принц Филипп – созрел для предложения руки и сердца.
Но званый ужин в честь знакомства с родителями, на который позвали и Малефисенту, оборачивается дипломатической катастрофой. И теперь хрупкое перемирие между людьми и лесными эльфами грозит перерасти в войну.
Я уже писала выше о своей (совершенно необъективной, признаю) любви к оригинальной «Малефисенте». Сиквел я не ждала – да и зачем он нужен? История закончилась, мораль проговорена, принцесса поцелована. Но судьбу блокбастеров, увы, определяет не мнение зрителей, а кассовые сборы.
«Малефисента: Владычица тьмы» ощущается как фанфик от человека, плохо знающего оригинал. Тут все какое-то вторичное и фальшивое. Принца Филиппа играет другой актер. Анджелина Джоли – красивая мебель; все ее реплики могли бы уместиться на листке формата А4. Ее героиню зачем-то сделали жестокой социопаткой, а Мишель Пфайффер злая, просто потому что злая.
Единственная причина, по которой «Владычица тьмы» не улетела в самый низ рейтинга, – изумительная работа художников по костюмам, придумавших наряды Джоли, Пфайффер и Фаннинг. Первая упакована в тотал блэк, вторая укуталась в белые кружева и жемчуг, а третья косплеит земляничный зефир.
11. Король Лев (2019) – The Lion King
Львенок Симба должен был стать королем саванны после своего отца Муфасы. Эти планы рушит злобный дядюшка Шрам – из-за его козней принц уходит в самовольное изгнание. Там юный скиталец встречает парочку отщепенцев – бородавочника Пумбу и суриката Тимона, которые практикуют легкий и беззаботный образ жизни (он же «акуна матата»). Но встреча с подругой детства Налой заставляет Симбу задуматься о долге перед прайдом.
Обновленного «Короля Льва» формально нельзя назвать live-action ремейком. Настоящих актеров в нем нет, поэтому это скорее компьютерный мультфильм. Но при этом все выглядит настолько реалистично, будто смотришь передачу о диких животных на канале Discovery. И как раз в этом вся беда.
Работа Фавро пала жертвой традиционной проблемы переноса анимации в формат живого кино. То, что в мультфильме выглядит уместно, в реалистичном сеттинге часто смотрится плоско и бредово. Нарисованным от руки животным легко сопереживать, потому что мимикой они похожи на людей. Но когда мне показывают компьютерного зверя, больше похожего на льва, чем настоящий, и чье выражение морды вообще не меняется – что я должна чувствовать?
Оригинальный «Король Лев» заставляет умываться слезами спустя много лет. Новодел Фавро – весь фильм думать о том, почему настолько реалистичным зверям не нарисовали гениталии.
12. Красавица и чудовище (2017) – Beauty and the Beast
Красавица и умница Белль живет с отцом в провинциальной деревушке. К ней сватается местный альфа-самец Гастон, но героиня мечтает совсем о другом, ведь ей «свадьбу рано играть». Судьба сводит Белль с высокомерным Чудовищем, которое на самом деле – заколдованный принц. Она остается узницей в его замке и постепенно понимает, что за уродливой внешностью скрывается доброе сердце. Между тем слуги Чудовища ненавязчиво подталкивают их проводить как можно больше времени вместе в надежде, что поцелуй Белль снимет заклятие.
Как же я ненавижу этот фильм. Знаю, что у него есть поклонники, но как можно любить то, что напрочь задушило всю выразительность и душевность оригинала? Или выносить гримасы компьютерного чайника, который выглядит так, будто пришел забрать тебя в ад? Или дольше пяти секунд слушать Эмму Уотсон, звучащую, как HAL 9000, – актриса совсем не умеет петь, и голос ей дотянули автотюном.
И вновь та же проблема, что и в «Короле Льве»: то, что хорошо смотрелось в нарисованном виде, в новом формате выглядит нелепо. CGI-персонажи отстают по выразительности от двухмерных, а музыкальные номера потеряли весь задор и динамику. Но главное – здесь нет творчества.
В той же «Малефисенте» авторы хотя бы пытались показать старую историю под новым углом. «Книгу джунглей» сделали мрачнее и реалистичнее. Здесь же нет вообще ничего оригинального: ремейк получился 100%-й репликой оригинала с теми же локациями, персонажами и сценами. F**k this movie.
13. Мулан (2020) – Mulan
У простой китайской девочки Хуа Мулан с детства талант к боевым искусствам. Правда, общество желает видеть ее женой и матерью, поэтому героине приходится скрывать свой дар воина от окружающих. Но однажды в Китай приходит война, и император приказывает от каждой семьи отправить на защиту родины по одному мужчине. Отец Мулан уже немолодой человек, и девушка понимает, что с поля боя он не вернется. Поэтому переодевается мужчиной и отправляется в армию сама.
До «Мулан» я не подозревала, что могу ненавидеть диснеевский ремейк больше обновленной «Красавицы и чудовища». Создатели пытались усидеть на всех стульях сразу: и угодить китайской аудитории, и сделать фильм более феминистским. Парадоксально, но этим они только испортили классную героиню. Я обожала прежнюю Мулан – хрупкую, неуклюжую, эмоциональную. Она ошибалась, постоянно попадала в дурацкие ситуации – и как раз в этом была ее сила как персонажа. Что же новая героиня? Ну… она сверхчеловек, сама постигла энергию Ци и в одиночку готова навалять превосходящим силам противника, не испортив укладки. Только вот сопереживать такой суперженщине уже не хочется.
А больше о «Мулан» и сказать нечего. Единственное ее предназначение – помочь студии Disney продать побольше игрушек.
14. Леди и Бродяга (2019) – Lady and the Tramp
Музыкант Джим дарит своей жене Дарлинг породистого щенка по кличке Леди. Но в какой-то момент пара решает завести ребенка. От обиды, что ей уделяют мало внимания, Леди сбегает и влюбляется в уличного песеля Бродягу – а тот открывает ей прелести свободной подзаборной жизни.
Спорим, вы вообще не знали, что этот фильм существует? А он есть. И это серьезная заявка на самый невзрачный и ленивый диснеевский ремейк.
«Леди и Бродяга» появился сразу в онлайн-кинотеатре Disney+, обойдя стороной прокат. И в целом понятно, почему, – сделано тут все на уровне комедий нулевых. Спасибо большое, на этот раз рисовать собак на компьютере не стали, обойдясь дрессированными песелями, поэтому животные на экране не стремятся выпить вашу душу. Вот и все достоинства. Фильм даже не раздражает, он просто никакой. Ни магии оригинала, ни выдумки, ни фантазии, ни новых идей – ничего.
Вот такой вышел рейтинг от хорошего к плохому. Пишите, с чем согласны, с чем не согласны, что поставили бы выше, а что ниже.
* * *
Этих фраз из фильмов о Гарри Поттере не было в книгах! 15 самых ярких
Тверк, милота и самая главная тайна Marvel. Что показали в сценах после титров «Женщины-Халка»