Замечали длинные кадры в «Бердмэне» и «Настоящем детективе»? Рассказываем, почему так снимают
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Одна из самых сложных техник в кино.
Кадр в кино – это кусочек отснятого материала от включения до выключения камеры. Кадр может длиться секунду, а может два часа: да, целый фильм в один дубль!
Картины, целиком снятые в технике непрерывной съемки, выходят редко. И обычно в них все равно используют незаметные монтажные склейки (именно так сняты «Бердмэн» и «1917»). Хотя есть и редкие исключения.
Когда компьютерная графика еще не была широко распространена, производство бесконечного кадра было трудоемким делом. Но появление CGI все упростило, и сейчас примеры сцен, сделанных в подобной манере, можно сплошь и рядом встретить даже в массовом кино.
Попробуем разобраться, за что авторы так полюбили эту технику.
Долгий кадр демонстрирует мастерство режиссера
Начнем с самого простого объяснения. Съемка без монтажных склеек − это вызов режиссеру. Ведь постановщику приходится буквально по секундам выверять действия актеров.
Один из эталонных примеров − сцена из фильма Мартина Скорсезе «Славные парни», в которой герой вместе со спутницей приходит в легендарный ночной клуб «Копакабана». В одном очень длинном кадре они спускаются по лестнице, проходят через кухню, а затем оказываются в центральном зале заведения. По пути парочке встречается множество людей: каждый занят своими делами, и герой обменивается репликами и рукопожатиями с персонажами из массовки. При этом режиссер красиво выставляет кадр в зависимости от разной освещенности локаций.
Существует красивая байка, по которой режиссер просто не получил разрешение на съемку у парадного входа, поэтому показал, как Рэй Лиотта и его будущая жена заходят в «Копакабану» с кухни. Согласно другой, более правдоподобной версии, Скорсезе таким образом намекает, что жизнь вокруг главного героя прямо-таки бурлит, не останавливаясь ни на секунду.
Как мы уже говорили, чтобы снять в технике «бесконечного» кадра целый фильм, режиссеры часто идут на хитрость и допускают аккуратный монтаж. Но не Александр Сокуров, который снял свой полуторачасовой «Русский ковчег» буквально одним дублем. Все это время камера беспрерывно движется по Эрмитажу, а в кадре задействованы сотни актеров. Замысел воплотили с третьей попытки. Правда, понадобились долгие месяцы репетиций.
Нагружает происходящее дополнительным смыслом
В военной драме Сэма Мендеса «1917» зрители почти два часа проводят с молодым капралом Уильямом Скофилдом. Вместе со своим другом он должен успеть доставить приказ командования и спасти жизни 1600 человек. За весь фильм камера «выключается» только один раз − когда главный герой теряет сознание. Промедление может стоить персонажам очень дорого. Поэтому тема времени становится для фильма ключевой, а сплошной кадр символизирует его течение: ускользающие минуты и секунды.
В одном из своих ранних триллеров «Веревка» Альфред Хичкок экспериментировал с внутрикадровым монтажом. Сначала маэстро собирался снять фильм одним кадром, но в то время технические возможности не позволили бы ему обойтись без склеек. И тогда режиссер пошел на хитрость: монтажные стыки в картине есть, но они аккуратно замаскированы. Хичкок придумал прятать швы в наездах камеры на что-нибудь темное − например, на пиджак одного из героев.
Зачем было так стараться ради, казалось бы, чисто формалистского приема? Но на самом деле метод Хичкока перекликается с названием картины: кадр тянется, будто веревка, удушающая жертву.
Добавляет действию иммерсивности
Алехандро Иньярриту в «Бердмэне» также создает иллюзию съемки одним дублем. Помог ему в этом гениальный оператор Эммануэль Любецки.
Умение Любецки работать с эффектом бесшовной съемки зрители уже видели в первых 17 минутах фильма «Гравитация». Но именно в «Бердмэне» этот прием используют не только для того, чтобы впечатлить зрителей эффектным трюком. Он помогает эмоциональнее рассказывать историю: так зритель лучше погружается в состояние персонажа и проживает каждую эмоцию героев как собственную.
Съемка одним кадром также лучше раскрывает характер героя Майкла Китона и позволяет окунуться в его персональную реальность, в которой проблемы так и сыплются отовсюду на бывшую знаменитость.
Усиливает напряжение в боевых сценах
Все тот же Любецки снял знаменитую сцену нападения на машину в «Дитя человеческом» Альфонса Куарона. Она начинается с гибели одного из ключевых персонажей, идет всего несколько минут, но за это время жизнь героя успевает разделиться на до и после. Не найдется ни одного зрителя, чье сердце не рвалось бы наружу при просмотре этого коротенького эпизода.
Сцена перестрелки и побега из первого сезона «Настоящего детектива», где герой Мэттью Макконахи вместе с бандой байкеров выносит логово бандитов, тоже снята одним дублем без склеек. На протяжении этих шести минут отвести взгляд от происходящего на экране просто невозможно. Наконец, в «1917», который мы уже упоминали, режиссер при помощи бесшовной съемки передает то спокойствие и умиротворение, то ужас и напряжение сражений.
* * *