Реклама 18+
CS:GODota2
DPC СНГ 21/22: EEE Tour 1 - Division 2. 17:00. Не начался
Gambit Esports
Nemiga
Malta Vibes Knockout Series #5. 12:00. Не начался
ALTERNATE aTTaX
AVE
Malta Vibes Knockout Series #5. 18:00. Не начался
777 Esports
Enterprise
Malta Vibes Knockout Series #5. 21:00. Не начался
LPSP!
Hellraisers
Pinnacle Winter Series #1. 14:00. Не начался
GMT Esports
Enterprise

Анахроникс завел блог на Sports.ru! Первый пост – 5 вопросов про сбор команды в Доте

Собираем команду вдумчиво.

Привет! У нас новый блог – от Сергея «Anahronix» Быковского. Он – бывший менеджер Empire, Winstrike и NAVI, который не раз выводил команды на Инт, а еще известен по работе с молодыми талантами. Через Анахроникса прошло целое поколение СНГ-дотеров, а сам он сыграл большую роль в их карьерах.

В первом посте Анахроникс объяснил, как собрать хороший состав по Доте – через 5 простых (но одновременно сложных) вопросов, которые должен задать себе менеджер.

* * *

Что такое команда? Рофлостаки дотеров? Профессионалы? Кого кикать? Почему одни идут к цели 10 лет и не доходят, а у других за сезон все получается? Что делать начинающему киберспортсмену и что заканчивающему?

Сергей «Anahronix» Быковский.

В киберспортивном комьюнити всегда задавали массу вопросов о монументальных вещах, но получали слишком мало ответов. Пора разобраться с киберспортом изнутри. И начнем мы с процесса формирования команды.

Понятное дело, что команда, которая является профессиональной, должна хорошо играть в Dota 2. Как и всегда, мы будем смотреть на личный скилл игроков, рассматривать их умения на тестовых играх и оценивать совместимость пула героев. Но, как ни странно, одним только непосредственно игровым скилом  команда по Доте не ограничивается.

И чтобы собрать органичную и долгоиграющую команду и не прослыть очередным рофлостаком, нужно ответить на 5 простых (на самом деле нет) вопросов.

Вопрос 1: Зачем мы собираем команду?

Изначально коллектив в соревновательной Dota 2 создается с одной вроде бы очевидной целью: «побеждать», «поехать на TI», «выиграть TI» и т.п. Но это общие слова. Фактически коллектив создается, чтобы добраться из точки А в точку B за определенный срок. И очень многое в сборе команды зависит от того, какой период у вас есть на этот путь из А в В и какова его длина. Можно создать команду для того, чтобы пройти квалификации на локальный турнир, в DPC-сезон, или просто сыграть мелкую онлайн-лигу. А еще есть классическое: «сейчас соберемся, возьмемся за руки и доедем до Инта! Кто за?»

От того, какие цели вы себе выберете, будет зависеть, сколько ресурсов (не обязательно денежных) вам нужно потратить, чтобы гипотетически достичь своей цели. Это прежде всего ваше время, погружение во все остальные сферы жизни, здоровье, энергетические затраты и ресурсы психики. Поэтому если вы игрок, менеджер, тренер или просто энтузиаст – оцените сначала, куда вы идете и что для этого предстоит сделать.

Существуют команды, которые собираются организацией для вроде бы очевидных целей – победы и результат, но на втором плане всегда маячит выполнение обязательств перед спонсорами и создание медийного контента. Само собой, это важная часть – сложно оказывать поддержку без хорошей бизнес-основы. Но в какой-то момент может оказаться, что коммерция превалирует над спортивной частью. И если это отчетливо начинают замечать все участники процесса, цели с достижением спортивных высот могут целиком выпасть из повестки дня – и коллектив сдвинется со своего стабильного направления.

Также классической ошибкой и неточной постановкой цели может быть подписание коллектива посреди сезона с краткосрочными целями. Если вы хотите подписать коллектив с уже устоявшейся системой ценности и правилами внутри, будьте готовы к тому, что команда может столкнуться с первыми кризисами или иметь их историю в прошлом, которое в любой момент может стать вашим настоящим. Вы должны понимать, на какой стадии жизненного цикла находится состав. Потому прежде чем ставить перед ними какие-то краткосрочные цели, менеджмент должен убедится, что это в принципе возможно и коллектив в данный момент не тяготеет к изменениям в составе.

Вопрос 2: как долго мы сможем работать?

Команде нужна стабильность. Представляете? Сейчас все скажут «Спасибо, кэп!», но в действительности не все до конца понимают суть этого принципа. Стабильность должна быть не только непосредственно в никнеймах игроков – она должна проявляться в большинстве сфер жизни коллектива.

Когда вы проводите интервью с игроками перед сбором состава, вы должны понимать, готов ли игрок находиться в коллективе, чтобы проводить работу с командой, тренером, менеджером и другим стафом длительное время. Вне зависимости от того, подходят игроки друг другу или нет. Конечно, любое стартовое общение носит только поверхностный характер. Можно отметить какие-то подробности об игроке для себя на будущее, но работа с начинающими геймерами требует больших инвестиций времени. 

FTM, которые стали NAVI, – одна из команд Анахроникса.

Собирая молодую команду, специалист должен понимать, что ближайшие полгода он ее «инкубирует», следит за коллективом и индивидуальностями, всячески помогает и направляет в развитии команду или несколько команд. Потому основную информацию об игроках менеджер или тренер получит только спустя 1-2 месяца работы, не иначе. Не стоит делать ставку на стартовое интервью как основной фактор принятия решения по тому или иному кандидату.

Если же по прошествии этих 2 месяцев менеджер говорит: «ну, не стакнулись игроки, не смогли играть вместе», это значит, что в команде кто-то не захотел работать над собой, коллективом, психологией – любым аспектом. Именно отсутствие работы мешает развиваться здесь и сейчас.

Один из главных параметров, который характеризует игроков, – осознание того, что нужно будет заниматься чем-то совсем новым, непонятным, существование которого он изначально может вообще отрицать. Его будущую эффективность определяют не только и не столько цифры MMR, сколько готовность работать с непонятной ему информацией: решением не только игровых задач, но и всесторонним образованием, аналитикой, психологией. 

Но частенько случается, что один или несколько игроков отрицают саму суть работы со специалистом. Участник процесса утверждает, что ему это не нужно, он сам со всем справиться, что проблема «не в этом» и вообще «я не псих», нужно просто больше играть в Доту и тренироваться. Как правило, менеджмент пытается объяснить, для чего существуют подобные специалисты, интеграция занимает время. Но нужно быть готовым, что игроки, которые категорически отрицают возможность работы в подобном ключе, с большой вероятность просто выпадут из процесса и будут заменены. Это произойдет не потому, что игрок плох, а потому, что коллектив должен развиваться в рамках определенного процесса и правил, которые должны быть осознанно приняты всеми. Потому при интервью нужно упоминать все возможные виды обучения и работы по вне игровым составляющим.

Само собой уровень подготовки персонала должен быть соответствующим: материалы для обучения с хорошей адаптацией, опытный менеджер, психолог, который умеет донести информацию до слушателей, заинтересовать ребят и вовлечь в новый структурированный процесс обучения. Но так или иначе, именно готовность членов коллектива работать не только в игре, но и вне игрового процесса, определяет эффективность команды в долгосрочной перспективе.

Теперь непосредственно про стабильность состава из пяти игроков. Само собой, чем больше команда находится вместе, тем больше игроки узнают друг друга и как коллектив, и как непосредственно геймеры в Dota 2. Сыгрываются, как у нас принято говорить. Чтобы понимать друг друга с полуслова и играть красиво. Но длительное общение и времяпровождение в команде имеет и обратную сторону: люди порой начинают надоедать друг другу, им бывает сложно справляться коллективно с проблемами.

Конкретный пример есть даже в истории: ученые в 60-70х проводили несколько социальных экспериментов, где космонавтов изолировали в закрытом жилом пространстве, чтобы имитировать длительное нахождение персонала на кораблях и космических станциях. И у космонавтов, как и у игроков, возникают похожие проблемы: начинаются конфликты, нетерпимость друг к другу в определенных бытовых и рабочих моментах. Это свойственно человеку и зависит от условий, в которых он находится. 

Но игроки не изолированы в том понимании изоляции, в котором находились космонавты, потому для избежания подобных ситуаций нужно грамотно чередовать тренировки, подготовку и отдых. Отдых может быть активным, желательно с вовлечением всех членов коллектива – это помогает команде быть вместе и скрепляет ее как в реальной жизни, так и в игре. От общего похода в ресторан или ТРЦ до командной спортивной игры – любое времяпровождение, в котором с интересом участвуют все, будет идти только на пользу. Для любого менеджера остается только одно: правильно заинтересовать. К сожалению, в условиях пандемии возможностей переключаться становится намного меньше, нужно учитывать это и планировать возможные варианты командного коллективного заранее. 

Подобная специфика работы офлайн существует и в онлайне, и в ней также нужно грамотно чередовать работу, отдых и занятия с целью развития коллектива. Помимо этого, в онлайне больше внимания нужно уделять дисциплине. Именно для этого существует персонал, но даже он не может контролировать команду на все 100%. 

Winstrike на TI8 – еще одна команда Анахроникса.

Итак, мы приходим к очевидному выводу, что стабильность коллектива – это очень обширное понятие, к нему нужно двигаться со всех сторон: и игрокам как индивидуально, так и коллективно, и персоналу, на котором всегда лежит очень большая ответственность, за то, что происходит в команде.

Вопрос 3: а что особенного в этой команде?

В командном киберспорте существует неоспоримая истина: каждый коллектив индивидуален и уникален. В игровом отношении это взаимодействие 5 человек, в организации – и более того. С каждым новым сезоном Dota 2 мы будем видеть истории успехов и пытаться подражать им, но нужно не забывать, что важнее всего изначально быть самим собой.

Ошибкой будет слепое копирование существующих игровых подходов, методик, фичей и ситуаций из документальных фильмов, трусайтов и т.п. Само собой, нужно пытаться быть похожим на лучших, но вы никогда не станете ими 1 в 1, потому что каждый игрок индивидуален. Попытка слепого копирования «успешного успеха» приведет вас только к трате времени. Прежде всего, нужно проанализировать, что игрок делал, для чего, как это ему помогло, почему коллективы поступали определенным образом, как решали конфликтные ситуации и как берегли энергию, когда можно было скакать от радости.

Но даже если вы будете знать от и до, что делал каждый человек в команде для достижения победы в том или ином случае, вы никогда не сможете в момент стать этими людьми. У них другой опыт, восприятие, тип мышления и т.п.

Это очень сложный процесс и нереально что-то скопировать от и до, да и смысла в этом нет. Каждая история игрока или команды индивидуальна, поэтому нужно набираться опыта, изучать, как соревнуются и работают другие, но при этом понимать, что вы уникальный игрок в уникальной команде, и у вас впереди ваш ни на что не похожий путь. Стоит задаться целью доводить до максимума свои игровые кондиции и полировать умения и способности, которые вы или ваши тиммейты могут выделить как более слабые стороны.

Вопрос 4: а что вне игры?

Dota 2 – это более 300 тыс. человек онлайн, которые соревнуются друг с другом, делают ошибки, учатся, ну или совсем не учатся на них. То же самое и в «топовой» части профессиональной соревновательной сцены: примерно 100 команд по всему миру постоянно соревнуются друг с другом в разных дивизионах. Но что делает одних лучше, а других слабее? Что дает в критический момент выиграть соперника при относительно равных умениях?

Игровые скиллы, понимание механик, микро- и макро-фичи. При стабильном патче приближаются все команды к относительно одинаковому уровню. Далее вступает в ход другой скилл – умение выйти из сложной ситуации. Например, быстро восстановиться от поражения или вообще воспринимать его как просто факт того, что теперь нужно провести больше работы.

Набраться опыта в текущем положении сцены в серьезных турнирах уже намного сложнее, чем 5 лет назад. Потому, если вы примерно понимаете, что на лан скорее всего можете не попасть, нужно найти источник знания и компетенции, который может помочь в этом. Это может быть не только очевидный «совет бывалого» от тренера или игрока. Истории о том, как справиться с проблемами, можно найти в книгах, лекциях, подкастах, программах обучения, которые для вас подготовил тренер, менеджер, психолог или просто посоветовал хороший друг.

Как оценить готовность игрока к приобретению новых знаний? Здесь все очень индивидуально. Важны заинтересованность и увлеченность игрока к познанию чего-то нового, понимание того, что применение новых знаний, методик и лайфхаков приедет не сразу. В психологии тиммейтов и построением эффективной коммуникации нужно разбираться намного больше, чем в новом патче порой. Поэтому просто не забудьте при сборе нового коллектива дать понять его участникам, что есть большой пласт информации, с которой нужно работать помимо игры. Важно, чтобы взгляды на внеигровую подготовку совпадали, и все были готовы к совместной работе. 

Нужно осознать очевидную вещь: пробить «потолок скилла» могут помочь только знания, которые вы получите вне игры, но они вам помогут усовершенствовать свое ремесло немного позже, когда вы поймете, как их использовать. Игроки, которые возводят только игровые навыки в абсолют, постепенно будут пропадать с профессиональной сцены, и это, к сожалению, неизбежно.

Вопрос 5: правильное ли сейчас время для этого?

Я смотрю, как многие коллективы и игроки, наступают на одни и те же грабли уже 11 лет. В мимолетных порывах, мотивированные быстрым результатом организации нехотя меняют игроков, ведь одни хотят покинуть коллектив, вторые просто бегут в новую команду, чтобы за месяц отобраться на TI – и все в таком духе.

Истина проста: у каждого коллектива есть жизненный цикл. Его можно приблизительно оценить, только непосредственно работая с командой и «инкубируя» ее – это означает, что ты всесторонне занимаешься анализом коллектива, не только из уст персонала и игроков, но и проводя сезонную аналитику сцены. Так вот, основная задача того самого «ответственного за дисциплину человека» – точно спрогнозировать жизненный цикл команды и попытаться втиснуть его в цикличность дисциплины, которая предлагается разработчиком.

Подталкивает к этому и структурирование сезонов, которое в Доте только началось. У нас уже есть 2 круга DPC, пусть они и не самые удобные, но уже происходят метаморфозы, дисциплина развивается своим путем. Следующим шагом, возможно, будет создание более-менее полного собрания правил решаффлов, трансферов и принципов работы системы слотов. Пока что неопределенность правил и отсутствие четкого понимания таймингов в планировании сезона вносит неопределенность, что мешает развитию прежде всего организаций. Если комьюнити будет больше говорить про это, рано или поздно мы придем к подобию стабильности. 

Если вы собрали команду в начале DPC-сезона, и она начала распадаться в середине, значит явно что-то пошло не так. Принцип цикличности нужно разъяснять всем участникам процесса. Ведь очевидно, что если ты игрок и уходишь по определенным важным для тебя причинам, принимаешь «единственное верное решение» пойти в другой коллектив в середине сезона, то у тебя в 2 раза меньше времени создать то, что в других коллективах на этот момент уже существует. То же самое можно сказать о команде, которая принимает решение о замене.

Краеугольным камнем любого решафла посреди сезона является то, что он не всегда до конца обдуман. Игроков в хорошей сыгранной команде можно сравнить с мозгом: если вы пытаетесь удалить часть, рвутся все те миллиарды командных нейронов. Скорее всего, неверным будет и утверждение, что при приходе нового игрока все эти связи быстро восстановятся – это и есть массовое заблуждение в коммьюнити. Любая замена должна быть обдуманной, люди должны понимать, сколько времени у них на подготовку и возможно ли вообще на одной только «вере друг в друга» создать стабильный коллектив в кратчайший срок.

Сейчас многие вспомнят OG и их возрождение из пепла на TI8, но поверьте, это огромное исключение из правил. Нужно спуститься на землю и осознать, что цикличность важна в подавляющем большинстве случаев. Если вы ею пренебрегаете, вероятность провала очень велика. Потому решаффлами лучше заниматься в межсезонье, готовить их заранее и тщательно продумывать относительно цикличности дисциплины в предстоящем сезоне.

Надеюсь, мои советы помогут менеджерам, игрокам и остальному персоналу, которые сейчас мотивированы создать команды в новом сезоне нашей любимой Dota 2!

* * *

Как вам первый пост Анахроникса? О чем хотели бы узнать в следующих постах? Не стесняйтесь и пишите в комментариях свои пожелания, мнения и вопросы.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Альманах Dota2 менеджера
+25
Популярные комментарии
Константин Семёнов
+3
анахроникс респект
De Koy
0
человек-легенда
Александр Бялт
0
Состав в 2021? Работаем по примеру спирит. Берешь на пятерку не старого кэпа (сегодня это соннейко/лил/фнг/мб сёма, добавляем туда чела с +-опытом на оффлейн. Добираем молодого хай птс керри, туда же мидера на спейс, не обязательно из топ-50 ладдера. Ну и четверку под команду, в зависимости от плейстайла. Всё это фиксируем олдовым про игроком на тренера (бзз, йол, год и и.д.) Бинго, вы тиай виннер.
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+