«За счет сына закрываю свои гештальты». Пообщались с отцом 7-летнего стримера из Казахстана
Как живет семья Шалуна?
В этом году мальчику Адилю (так зовут Шалуна) исполнилось 7 лет. Адиль родом из Караганды. Он регулярно стримит CS с отцом – Алимом Советовым. Клипы со стримов Шалуна репостили ESL, Фоллен и многие медиа о киберспорте. На роликах в инстаграме и Тиктоке больше десяти миллионов просмотров. Игру мальчика также отмечают Овердрайв с Досей, с которыми Шалун записывал видео. В поздравительном ролике на его день рождения снялись: Бумыч, Донк, Дося, Хоббит, Моу, Норберт, Бустер, Кин и Адрен.
Неплохая компания для пацана, который играет в CS чуть больше года. В чем его феномен?
После первого же стрима Адиля забанили
«Я ему на день рождения подарил компьютер, у нас дома он наконец-то появился. Даришь ребенку, а по ночам сам играешь. Он в итоге мне разрешал в комп поиграть, а не я ему.» Вспоминает отец Шалуна – Алим «Shal» Советов. Адиль начал стримить CS совершенно случайно. Отец запустил трансляцию вместе со своими друзьями.
«И вот я отошел во время стрима, а Адиль за комп сел, начал ботов настреливать, – продолжает Алим, – я прихожу, там 700 зрителей. Стрим быстро разлетелся. Ну и нас сразу забанили. По правилам дети не могут долго одни в кадре быть. Мы долго общались с поддержкой, и нам пошли на уступки. Сказали: «Без проблем, но взрослый должен быть в кадре. Максимум уходишь на полминуты». Иногда меня жена подменяет. Сидим вместе смотрим».
Шалуну помогает вся семья
Стримы Шалуна – полноценное семейное дело. Мама Дарина тоже вовлечена в процесс: модерирует чат, отвечает на сообщения, иногда сидит вместо мужа на стриме. Некоторые стримы семья проводит почти всем составом. Алим отмечает, что это особенный кайф. «Зрители тоже кайфуют, когда Даринка между нами сядет. Мы, например, с ним играем, а зрители в чате с ней общаются. Она с любым человеком может контакт найти».
Родители Шалуна вместе со школьных времен. «Нас познакомил мой друг, – вспоминает Алим, – это было где-то в Макдаке. Мы познакомились, начали встречаться с ней. Помню, в начале отношений едем в машине, я спрашиваю, когда у нее день рождения. Оказывается, 21 марта, как у меня. Думаю: «Ты что, сумасшедшая? Как сталкерша мою дату говоришь, чтобы мне понравиться?» Ей даже пришлось паспорт показывать, чтобы я мог удостовериться. Потом понял, это судьба».
Алим всегда хотел быть молодым родителем. «Представь, сын школу закончит, а мне всего 39 лет будет. Я когда заканчивал, у меня отцу 50 было. Там уже сложно контакт держать, разговоры о работе и погоде только». Шалун родился у пары в 22 года. Во время родов Алим стоял под окном больницы, где рожала супруга. «Переживал сильно. В тот день еще дождик летний пошел. Только он закончился, и мама звонит, а у нее уже Адилька на руках плачет. Я поднимаюсь и тоже в слезы сразу. Стою с ним на руках и плачу».
Недавно у семьи Советовых родился еще один сын – Самир. Скоро можно будет собрать полноценный состав для CS!
Увлечение отца с сыном одобряют даже более взрослые родственники. По словам Алима, в Казахстане долгое время увлечение играми не уважали.
Изменения в реакции окружающих видны по старшим родственникам – в семье гордятся успехами. «Когда про нас в местном издании написали, мы тут такой праздник устроили. У нас традиция есть, когда университет закончил с дипломом, идешь по родственникам, чтобы тебе в диплом бабки положили. Вот тут также – сразу деньги в карман сыну пихают. Бабушка ему потом наушники подарила даже». В ответ Шалун активно дарит подарки своим близким, покупает маме цветы.
Жизнь ребенка не строится вокруг CS
Родители Адиля основательно подходят к воспитанию сына. Его жизнь не ограничена CS и стримами. На игры у мальчика есть около двух часов в день. Остальное время занимают учеба и тренировки.
Первый турнир у Адиля состоялся не по CS, а по джиу-джитсу. «Первые соревнования он проиграл. Там пацан против него какой-то заряженный был. Но сын вообще не расстроился. Самое главное, он вышел без страха».
В этом году Адиль пошел в школу. Увлечение CS помогает ребенку практически во всех предметах. Настолько, что первый класс дается ему слишком легко. «Он же умеет экономику в игре считать. Знает, сколько надо, чтобы закупиться. Там тысячи надо складывать, а школьные уроки приносит, там 1+1, блин. Ну детский сад. По слогам все дети еще читают там, а он уже чат на твиче читает спокойно. Я немного боюсь, что школа ему наскучит из-за этого».
Отец спокойно относится к учебе сына. Он вспоминает свой опыт: «Нас в семье за учебу никогда не спрашивали. Было правило – не врать. Ты должен быть честен с родителями. Получил двойку? Скажи об этом. Не прячь. Прогулял школу? Признайся. Чтобы учитель не звонил. Не конец жизни это. Вот с таким отношением мы очень хорошо учились всей семьей».
В академию Хоббита в шесть лет
Кроме школы Шалун обучается в академии Хоббита – Major by Abay. Тренеруется он у брата Абая – Хана. Адиль самый младший из учеников. С ним в команде играют ребята семи-девяти лет и несколько подростков. «Тренировки три раза в неделю минимум! – подмечает Алим. – Они играют DM и всякие карты с префайерами. Тренер смотрит на стриме за ними. Подсказывает сразу. Потом они играют праки, пять на пять. Все это в онлайне».
Если кого-то нет на тренировке, отец может зайти на сервер вместе с сыном. «Я с ними захожу иногда, когда людей не хватает. Помню, на Мираже мы начинаем раунд, и тренер коллит какой-то раунд с раскидом. Я сижу и не понимаю: кого, что? А пацаны уже знают, что делать. А мне стыдно, понял? Я даже гранат таких не знаю. Они все смоки на картах знают. Дети, они как губки впитывают. Это не тупой беги-стреляй. Это уже структурная игра».
В свободное время Шалун также смотрит демки. Его любимчики – Донк и Монеси. «Он смотрит с ними турниры, и тоже хочет туда. Говорит, что будет там обязательно», – заключает отец.
Все деньги с медийки пойдут на будущее сыну
Родители прививают Адилю финансовую грамотность. Большая часть денег, которые они зарабатывают на CS, уходит на депозит. Малая часть остается у Адиля на карте. Отец отмечает, что этот депозит будет потрачен на будущее сына. «Может, на университет потратит, может, на машину. Может, мы ему просто дадим их в 18 лет. Поедет в Турцию с девчонкой условно. Что захочет, то и сделает».
У Шалуна теперь есть полноценные коммерческие предложения. Этим летом семья ездила в Узбекистан в качестве партнеров местного фестиваля компьютерных игр. «Получается, сын уже нас вывез куда-то», – подмечает отец.
Ребенок, популярность и хейт
Повышенное медийное внимание в семь лет – тяжелая история как для ребенка, так и для родителей. Отец признается, что за медийной картинкой проскакивают сложности. Несколько раз они с сыном перегорали. «Ему сложнее играть становится. Может тильт словить. Расстраивается и устает. Не хочет больше играть. Я говорю: «Без проблем, не играй». Его ментальное здоровье важнее».
В целом работа с ребенком в кадре вещь непростая. «Бывает, что он в плохом настроении – и все, ни в какую дальше. Пока настроение не появится, ничего не сделаешь. К нам приходило телевидение местное. Журналистка начала наседать на него, он растерялся немного. Не смогла она подход найти. В итоге она мне вопросы оставила, и я за кадром микрофон держал, спрашивал их у него».
Бывают и противоположные истории. «Мы в Ташкенте были. В каком-то закоулке проходили. Адилька понурый был, грустный что-то. Тут подлетает машина. Мужик выбегает, узнает его. Попросил сфоткаться. У сына сразу настроение поднимается».
При этом на хейт, по словам отца, Шалун реагирует хладнокровно. Читать комментарии ему неинтересно, поэтому он почти не замечает его. Супруга реагирует чуть острее.
Солидарность – важнейшая часть казахского комьюнити
История Шалуна демонстрирует силу поддержки в казахском комьюнити. «У нас когда кто-то выстреливает, ему все содействуют сразу. Гордость просыпается. На первых стримах он просто на обычном стуле сидел, даже кресла игрового не было. И ребята из Алматы звонят, говорят, давай мы тебе кресло игровое подгоним. Другие говорят, монитор подгонят. Просто так. Пусть пацан сидит красиво. Он же из Казахстана. Я спрашиваю: «Тебя прорекламировать как-нибудь?». «Нет, я занимаюсь ремонтом вагонов. Как ты меня прорекламируешь?». За это все спасибо нашему народу».
Для одного из последних роликов Советовы оборудовали буткемп в Юрте. Тут также не обошлось без помощи окружающих. «Мы приезжаем арендовать Юрту, я спрашиваю: «Сколько?». Они говорят: «Для чего?». Узнали, что мы ролик снимаем, сказали: «Бесплатно, можете в комментариях нас указать».
Компы мы наши взяли, стол поставили, ковры напихали. Все дешево вышло по итогу, около 10 тыс рублей. Я сначала хотел это коммерческой историей сделать в партнерстве с кем-то. С Адреном посоветовался, он говорит: «Не надо, сделай имиджевую историю – круче будет».
Воспитание – огромный труд, но главное – интересоваться ребенком
«У нас есть пословица: до 7 лет ты ребенка как ангела носишь на руках. Потом до 15-16 лет он твой раб должен быть. Солдат твой. Отнеси-принеси, все по стойке смирно. После 16 лет он твоим другом должен быть. Ему семь исполнилось, и у нас месяц армии дома был», – рассказывает Алим.
«При мне он уже не ноет. Бабушкам с мамой можно. Они для него должны отдушиной оставаться». На вопрос, может ли такая суровость испортить впечатление о нем у сына, Алим отвечает так: «Я потом извиняюсь, мы миримся спокойно. У нас сейчас уже отношения двух мужчин, а не папы с сыном. Это кино с Уиллом Смиттом посмотришь какое-нибудь и думаешь, так же надо с сыном – мягко всегда. Но хрен там ребенок тебя уважать будет потом. В жизни все не так работает. Все тяжело дается».
Алим продолжает: «Я боялся взгляда отца. А Адиль может мне ответить. Если я его ругаю в каком-то плане, он может заявить: «Ты же сам вчера по-другому сказал, а сегодня ты так говоришь». Я вот горжусь, что он может мне ответить. Если он мне может ответить, значит, он сможет ответить любому другому взрослому».
Главное в воспитании, по мнению отца, – внимание к своему ребенку. «Если ребенку нравится Бравл Старс играть, ты возьми и сыграй с ним пару каток. Потом скажи: «Я устал, пойдем что-нибудь другое поделаем». И он выкинет этот телефон. Он не будет целый день в него играть. Он с тобой пойдет. Я Адилю говорю: 2 катки и все, встаем с компа. Мы встаем, идем гулять, в настолки играть всей семьей. Если ребенку что-то нравится, например, мяч пинать. Пинай с ним. Футбол включи ему на телевизоре. Иди на улицу с ним мяч попинай. Дома пинайте мяч.
С другой стороны сколько мы знаем историй детей, которых слава погубила
П.с. у меня еще нет детей.