В Китае особая версия CS – без крови, черепов и Тибета. А в каких странах игру тоже цензурировали?
Вход строго по паспорту.
Counter-Strike – идеальная мишень для цензоров. Геймеру буквально предлагают поиграть за главную неподконтрольную государствам угрозу – террористов. Карты – это не выдуманные мультяшные локации, а реальные места. К примеру, в Rialto воссоздан центр Венеции, на de_cache легко считываются чернобыльские отсылки, а в «Мастерской» можно найти карту московского метрополитена.
Убогость такой логики ясна геймерам. Игры сублимируют агрессию, а не порождают ее. Но далеко не все законотворцы – геймеры. Поэтому включается цензура.
Самый яркий пример – Китай. Там желание государства контролировать граждан так же популярно, как видеоигры у самих граждан. Иногда это приводит к абсурдным запретам, например на слова «убийство» и «кровь» для комментаторов Азиатских игр – суб-олимпиадного турнира, на котором был представлен киберспорт.
Читы тоже под строгим запретом. Карать каждого китайского школьника с «крутилкой» не станут, но торговцев читами могут оштрафовать и даже посадить в тюрьму. Строгие меры, правда, не сильно помогают. Если вы посмотрите на YouTube любой ролик с китайским матчмейкингом, то увидите жуликов почти в каждой игре.
CS:GO официально завезли в Китай лишь в 2017 году. Первые особенности местной версии ждут уже при регистрации – пускают только по паспорту. Дело в том, что в стране работает особый лаунчер Steam от Perfect World. Хочешь играть в матчмейкинг – прикрепляй селфи с первой страницей документа и бумажкой с чистосердечным желанием.
Альтернативный вариант – заплатить 88 юаней (около 1200 рублей) за лицензию, но есть нюанс. Оплатить покупку можно только с китайских карточек, которые также привязаны к паспорту.
Хорошо, отдали свои паспортные данные государству (как будто у него их нет), запускаем игру. Геймплей не отличается от привычной версии: все так же бегаете, стреляете, взрываете и обезвреживаете бомбы. Из особенностей лишь полноценная китайская озвучка всех внутриигровых звуковых сообщений.
Основные ограничения – косметические. Тема смерти в Китае – табу, поэтому в игре отсутствуют изображения черепов. Вот как из-за этого изворачиваются со скинами.
USP «подтвержденное убийство» даже приобрел новые цветовые решения.
Скины этой версии выглядят свежее и в чем-то привлекательнее. Вот, например, крутой скин на UMP.
То же касается перчаток и всех остальных элементов игры.
А вот как изменили стикер «Император». Теперь он похож на Мистерио из вселенной Marvel.
Отдельные ограничения затронули символики других государств и наций. В китайской CS:GO нет флага Италии на cs_Italy (название карты, видимо, вопросов не вызывает).
На Дасте и Мираже убрали арабские надписи на картах. При этом в CS2 они есть. Видимо, исправят в следующих обновлениях.
Кстати, режим «Гонка вооружений», который не так давно вернули в CS2, в китайской версии GO вообще отсутствовал. В первую очередь потому, что там была карта Monastery.
Дело в том, что здешние пейзажи напоминают Тибет, который Китай присоединил в середине прошлого века. Так что, опасаясь недопониманий, карту решили выпилить.
Цензоров не устраивали и другие пейзажные мотивы. Например, с карт убирали советские / коммунистические символы.
А вот как в прошлой версии отреставрировали de_train.
Из игры убрали еще и кровь. Вернее, сделали ее черной.
В таком виде она даже чем-то напоминает абстрактный экспрессионизм и работы Джексона Поллока.
Или эту легендарную сцену. Пофантазируем, что так выглядел диалог цензоров и разработчиков.
Все особенности китайской версии можно увидеть на эфирах IEM в Чэнду. Русскоязычную трансляцию смотрите на Okko.
В Германии и во Франции игру тоже цензурят. А в Бразилии вовсе запретили
Похожие меры в отношении CS приняли в Германии – там государство внимательно следит за индустрией видеоигр. До 2018 года ограничивали демонстрацию жестокости, насилия и нацистской символики. CS подходил под первые два пункта, поэтому кровь тоже делали черной через консоль. Кроме того, после фрага модельки поднимали руки и сдавались, а не «умирали». Выглядело довольно комично.
Из-за жестокости CS запретили в Бразилии в 2007 году. Причина следующая: «Нарушение общественного порядка (Кибер: имеется в виду игра за террористов) была посягательством на демократическое государство и закон, а также на общественную безопасность». Удивительно, что угрозу демократии увидели в видеоигре, а не в цензуре.
Логика включилась лишь спустя два года, когда запрет сняли. Кстати, Fallen в то время уже активно играл турниры, так что запрет, скорее всего, был условным.
В последнее время внимание государств привлекают кейсы и скины. Во Франции лутбоксы запрещены, поэтому разработчикам пришлось выкручиваться. И они придумали скин P250 «рентген», без которого открыть кейс не получится.
Перед открытием необходимо отсканировать сундук специальным сканером – а его дают только за покупку P250. Цена примерно равна цене ключа от кейса. Со сканером вы узнаете, что находится в кейсе, еще до того, как откроете его. Выглядит это так.
При этом, пока не достанете отсканированный предмет, сканер будет «занят» и вы не сможете открыть другой кейс.
Кроме того, геймеры во Франции не могут легально покупать кейсы с торговой площадки. По сути, они могут открывать лишь те сундуки, которые выпадают им после игры.
Провернуть подобный трюк в Нидерландах и Бельгии не получилось – там кейсы запрещены с 2018 года. В 2021 году закон в Нидерландах смягчили, позволив разработчикам обжаловать это решение. Но Valve в свойственной себе манере ничего не предпринимает.
В России разговоры о регулировании лутбоксов, как и о чрезмерной жестокости в видеоиграх, периодически всплывают в СМИ и медиапространстве вообще. Однако конкретных действий пока нет. Выдыхаем...
А теперь вдыхаем. Потому что, когда вы в следующий раз будете играть за спецназ, задумайтесь, не романтизируете ли зарубежные спецслужбы.
***
Китайцы – главные коллекционеры скинов в CS. Кто они?
У G2 нет будущего: она уперлась в потолок, который не пробить