Японский файтинг с танцевальным саундтреком. Им вдохновлялся Иван Дорн!
От редакции. Вы находитесь в блоге «Кислота», автор которого рассказывает про интересные моменты в играх и вспоминает старые спортивные симуляторы. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые посты!
* * *
Недавно группа «Крем-Сода» выпустила шутливый клип на трек «Плачу на техно», в котором поддержала всех тусовщиков, вынужденных пребывать в самоизоляции в это непростое время. Техно действительно вышло качественным, можно сказать, каноническим. А я, как любитель истории, решил обратиться к истокам – началу-середине 90-х годов с сопутствующими шумными вечеринками под электронную танцевальную музыку. В наши дни девяностые вернулись в моду – пока что в виде блажи, но, вполне вероятно, скоро этот тренд будет отражать реальное положение дел. (Впрочем, не будем об этом).
Я и сам любитель потанцевать под интеллектуальную диджейскую музыку. И мне давно хотелось понять – где же корни моих музыкальных интересов? Откуда растут ноги у всех этих современных Дорнов, Лун, Крем Сод и прочих Disclosure. Я вспомнил детство и почти сразу нашел ответ.
Одной из первых игр, в которую мне довелось поиграть на Sega, была Streets of Rage. Сначала это была вторая часть, вскоре подтянулись первая и третья. Меня почти сразу захватила красочная, с любовью прорисованная атмосфера этой игры. Но важную роль в эстетике SOR, конечно же, играет саундтрек.
Для начала немного истории. В конце 80-х – начале 90-х в игровой индустрии шло ожесточенное противостояние двух консолей – Sega и SNES. Одновременно с этим огромную популярность набрали боевики про крутых парней, и подобные сюжеты незамедлительно перекочевали в игровые миры. На SNES была выпущена Final Fight, и Sega, разумеется, нужно было чем-то крыть столь сильную карту.
В 1990 году, оценив собственные ресурсы, Sega начала разработку игры, посвященной борьбе с преступностью на улицах мегаполиса. У компании к тому моменту уже были некоторые наработки из прошлых успешных игр, вроде Revenge of Shinobi и Golden Axe. Из первой для новой игры были позаимствованы звуковые эффекты и элементы оформления, из второй – движок. Было решено создать классический «битэмап» – популярный в те годы жанр, в котором игроку предстояло передвигаться по локациям, попутно избивая наваливающихся со всех сторон врагов. Главными героями первой части стали трое бывших офицеров полиции – белокурый Аксель, темнокожий Адам и длинноногая каратистка Блейз. Их город захватил преступный синдикат во главе со злобным Мистером Икс, и те, выступая против беспомощности правоохранительных органов, решили самоорганизоваться и расправиться с бандитами. Впрочем, в первой части (только в ней) ограниченное количество раз можно воспользоваться подмогой в виде патруля с гранатометом, но в целом ребятам придется самим расчищать улицы, заводы и пляжи родного мегаполиса.
🎬Поделись красивым моментом из своей игры и выиграй аркану!
Не сказать, что уровень прорисовки персонажей и локаций поражает воображение, та же Final Fight выглядит ярче. Улицы ярости выигрывают именно за счет атмосферы – мрачной, преступной, чем-то напоминающей перестроечные фильмы. И вот здесь мы переходим к музыкальному оформлению.
Саундтрек к игре написал известный игровой композитор Юдзо Косиро, к тому моменту уже имевший в своем портфолио несколько качественных работ. Косиро удалось создать поистине многомерное звучание – не просто две ноты, кое-как сыгранные на дешевом синтезаторе с коричневым звуком, а композиции, состоящие из множества разнообразных партий. Конечно, не обошлось без сэмплирования и даже порой заимствования. В числе вдохновителей отметились некоторые известные на Западе танцевальные проекты – такие, как, например, Black Box и Technotronic. Японский композитор рисковал, делая при создании игрового саунда ставку на хаус и гэридж. Как признавался сам Косиро, у него были опасения, что японские игроки просто не примут подобное звучание, поскольку в те годы в Стране Восходящего Солнца еще была популярна музыка, напоминающая западное диско 70-х (так называемый «сити-поп»). Однако, на родине игра была принята на «ура», а саундтрек был позже издан отдельным диском. Сама игра вышла в августе 1991 года и сходу произвела фурор. В ту пору в СССР случился Августовский путч, начался парад суверенитетов, а мои родители сыграли свадьбу.
В 1992 году Sega решила закрепить свой успех, и в конце года состоялся релиз второй части. Именно она стала самой стильной и позитивной игрой во всей серии Streets of Rage. Игроков встретила яркая палитра и высокая детализация графики. Кроме того, появились новые возможности – спецудар и возможность бега у одного из персонажей. Музыка, на сей раз написанная Косиро в соавторстве с Мотохиро Кавасимой, стала еще более разнообразной. К хаусу и гэриджу здесь добавилось пресловутое техно, и даже бархатный соул (как на уровне в баре). Такие композиции, как Go straight и Dreamer надолго стали классикой среди геймеров.
Кстати, ритмику и аккорды Go straight спустя много лет я обнаружил у Дорна в его «Невоспитанном». Похоже, у Косиро в 92-м и у Вани через двадцать лет были одни и те же источники вдохновения. В целом, все партии в треках SOR вышли изобретательными и запоминающимся. Подобной музыкальностью могут похвастать, пожалуй, только композиции из серии игр про Соника.
И вот 1994 год. Год релиза последней (на данный момент) части Streets of Rage (или Bare Knuckle, как битэмап знают на Родине). Игра стала еще более прорисованной, быстрой и вариативной. Игроку предстоит справляться не только непосредственно с противниками, но и с различными ловушками, бульдозерами, дрезинами, лазерными лучами. Увеличилось количество способов прохождения, также появились кат-сцены и диалоги между персонажами. И хотя некоторые возможности и уровни оказались вырезаны из финальной версии (например, предполагалась езда героев на мотоцикле), SOR 3 все равно получилась самой доработанной игрой франшизы и, в чем-то приближенной к кондициям аниме. Единственное, что общая атмосферы игры стала более депрессивной – но не за счет темноты и качающихся фонарей, как в первой части, а из-за угрозы апокалипсиса. Терминальные мотивы проходят красной нитью через всю игру – так, на одном из уровней игроку придется спасать от утечки газа русского генерала, а финальная битва будет проходить под обратный отсчет взрывного устройства. Большинством игроков кат-сцены с роботами, которыми Мистер Икс заменял реальных людей, были признаны довольно криповыми. Согласитесь, огромная разница по сравнению со спокойной и дружелюбной SOR 2.
10 легендарных треков из Need for Speed
Ну а теперь к музыке. Здесь Косиро и Кавасима врубили на полную то самое техно. От прежней мелодичности не осталось и следа. На игрока всю дорогу летят случайные техногенные, грязные вайбы и скрипящие-тарахтящие звучки. Кстати, на одном из уровней, главным героям предстоит избить очередную пачку гопников и стриптзерш в клубе на глазах у веселящейся толпы рейверов. Впрочем, в чилаут-зоне их поджидают Мона и Лиза – одни из самых коварных соперниц.
После 94-го неоднократно ходили слухи о создании новой части битэмапа, снискавшего мировую славу, однако возвышение Sony с его PlayStation и возникшие в новых реалиях проблемы у Sega раз за разом хоронили возвращение Streets of Rage. Однако, в этом году (а точнее – даже месяце) ожидается долгожданный релиз четвертой части. Французы из Guard Crash Games взяли на себя непростую миссию и, хочется надеется, в самое ближайшее время мы вдоволь насладимся новыми приключениями постаревших Акселя, Блейз и Адама. Кстати, одним из композиторов проекта указан и Юдзо Косиро. Были ли записаны для игры новые композиции, или же мы услышим старые треки – пока неясно.
А пока поклонники перепроходят старые части, а также Streets of Rage Remake – долгоиграющий проект испанской фирмы Bomber Games, где соединены сюжетные линии всех трех классических игр, а также добавлены новые и вырезанные возможности.
Сейчас я понимаю, что любил Улицы ярости все это время не только из-за красивой картинки, возможности набить кому-то морду (хотя бы виртуально), но и из-за музыки. Читая комментарии в Ютубе, я осознаю, что я – не один такой. Треки Косиро активно скачиваются, на них делаются ремиксы, сам он в роли диджея довольно успешно выступает в японских клубах с саундтреком из SOR. И я определенно жду новую часть. Чтобы устроить самый незабываемый рейв.