3 года назад Айсайсайс опередил время. Его макро на Панго не могли законтрить
Black Swan.
В апреле 2018 года Mineski, полностью провалившие старт сезона (лучший результат – топ-12 мейджора), внезапно выиграли DAC. И не просто выиграли – команда Mushi за весь турнир отдала всего 4 карты и два раза подряд обыграла сильнейших LGD. Один из ключевых факторов такого успеха – Пангольер, которого добавили в CM прямо в первый день турнира. И так получилось, что IceIceIce был чуть ли не единственным про-игроком, который полноценно тренировал героя на тройку, самую оптимальную для него позицию на тот момент.
Благодаря подобной счастливой случайности Mineski получали либо большое преимущество на драфте (тогда было всего 6 банов), либо на карте – противники зачастую просто не были полноценно знакомы с героем, и IceIceIce получал полную свободу действий. Это новый текст из серии «Black Swan», где мы разбираем события меты, которые было почти невозможно предугадать с точки зрения команд, игравших против «черного лебедя». И да, он про итог «лучшего» патча в истории про-Доты, что подарил Mineski мейджор.
Первый текст серии про Ану и его Виспа
Secret законтрили Сикером, но Панго переехал их по макро
Очень похоже, что Mineski ждали подходящего противника и околоидеальный драфт, чтобы показать свое секретное оружие. Таким моментом стала игра с Team Secret в 3-й день группового этапа – если команда Mushi побеждала, то гарантировала бы себе минимум переигровки за верхнюю сетку. Да и состав Пуппея создал очень неплохие условия на драфте:
- Чен – делает примерно ничего против Панго, да и линии не особо быстро толкает.
- Бэт – отличная линия, можно легко впитывать по 5-6 стаков Напалма и уходить от Firefly через 1-й скилл. Плюс Бэту очень неудобно добивать крипов в таком матчапе.
- Шейкер – еще одна преграда в тимфайте, от которой можно оттолкнуться. Как и Чен, толкает линии с не самой высокой скоростью.
Да, Secret по итогу прикрыли Панго в тимфайтах Сикером. Но если на драфте у них было понимание игры по Панго, то на карте они дали ему абсолютную свободу, да и первые три героя все равно играли в пользу оффлейнера Mineski. Fata на Бэте вообще не понимал, что делать на линии – спамил Панго Напалмом, а после прожимал Firefly, которым просаживал свежую пачку крипов, да еще и терял кучу ХП на ровном месте:
Команда же ему никак не помогала – Кункка нажал ТП только тогда, когда к Панго подошел Туск, и они вместе чуть не оформили фраг на Фате, который к этому моменту уже окончательно отпустил Дэрила. Отфармленный Панго = быстрый Блинк, что позволяет ему наводить макро-суету с фантастической скоростью – к примеру, IceIceIce тратил всего 26 секунд на отпуш двух линий. Secret приходилось либо выделять двух героев, либо отпускать одну из линий.
Именно этим IceIceIce регулярно пользовался – пушил верхнюю линию до Т2 через две кнопки (Q+W=отпушенная пачка) и быстро соединялся с командой через Блинк+Swashbuckle. Панго на такие мувы тратил минимум времени из-за сочетания макро-мобильности и отпуш-потенциала. Secret же из-за этого приходилось:
- Либо отправлять на отпуш одного героя, соглашаясь на численное меньшинство в тимфайте, который за это время навяжут Mineski.
- Либо почти сразу атаковать один из обжективов противника, чтобы компенсировать пробитую вышку и поймать Mineski в моменте, когда Панго еще не соединился с ними.
Небольшое промедление во время исполнения 2-го варианта стоило Secret карты – они долго собирались под атаку Т1 в центре, а после чрезвычайно плотно сгруппировались у реки. MidOne не успевает кастануть ульт, Панго ловит на ульт + Shield Crash троих и сбивает Блинк Япзору. Нападение разрушено в самом его начале – Mineski просто избивают противника, что оказался в полупозиции благодаря врыву Панго:
Начиная с 13-й минуты, когда у Secret упала Т1 в центре, они были вынуждены играть с двумя отпушенными линиями. Из-за этого направления их атак становились предсказуемыми:
- Либо одна из двух линий Панго, что они отпушат (и точно покажутся на ней).
- Либо свободная нижняя линия, если ни один из героев Secret не отпушивает мид и топ.
Mineski это прекрасно понимали и поэтому выставили Обсы в треугольник Secret, а также под Т2 в центре на случай смок-атаки. Почему команда Пуппея не посчитала, что их действия с такой макро-ситуацией на карте будут предсказуемыми и не сняла хотя бы Обс в треугольнике – либо Сентри в магазине не было, либо просто не догадались. Так или иначе, Mineski не только читали, но и видели все ключевые перемещения Secret благодаря Панго:
Верхнюю Т2 благодаря Панго Secret были вынуждены отдать без сопротивления – из-за постоянного пуша она была хорошо пробита, а делать ТП на сейв вышки, под которой почти всегда стоят крипы противника, – значит частично раскрыть свою защитную позициионку. Mineski просто вышли под пропушенную линию и легко забрали башню, взяв большой лес Secret под контроль. Примерно в этом моменте Secret окончательно отдали контроль над картой – всего лишь на 25-й минуте.
Серия с LGD – прекрасная адаптация под плейстайл Панго
С момента карты против Team Secret Панго превратился в обязательный бан против Mineski. До 1-й карты финала, когда LGD отдали его. И не просто так, у них был план – они точно внимательно изучили карту против Secret. Для начала они набрали драфт, в котором Панго мешает разве что Фантомке (снимает ей «белую» броню пассивкой), да закрыли все Веником, одним из лучших деф-героев Доты.
У LGD все пошло хорошо против Панго еще с лейнинга – Jabz и IceIceIce несколько раз промахнулись кнопками, а у Дэрила еще и ластхит не пошел. По итогу линия медленно, но верно проигрывается, а Панго не получает огромный буст, как в карте с Secret. И это был весь план? Нет. LGD играли акцентированно против плейстайла Айса – максимально быстро отпушивали пачки (этому помогал и драфт), а главными элементами схемы стали Веник и Фантомка.
Вторая после покупки Battle Fury способна отпушивать пачки за пару ударов после Прыжка. Первый же способен глобально свести на нет отпуш на одной из линий. Де-факто Chalice просто повторил функцию Айса с карты против Secret – зажал легкую линию противника у Т2 вместе с Пангольером. А в какой-то момент даже прогнал его на базу:
Да, ни один из героев драфта LGD – не прямая контра Панго, в тимфайтах он по-прежнему был полностью свободен. Но Веник – его косвенный контр-герой, ведь отпушивать линию в Змейках быстро не получится. А нет отпушенных линий – нет и хороших тимфайтов на своих условиях. Стоило Панго сменить линию на смежную, как LGD тут же оказывались рядом: заходили с двух сторон и убивали Дэрила.
Кое-как работал только паттерн с перетяжкой через пуш дальней линии – LGD постоянно держали легкую линию Mineski запушенной и прямолинейно ее давили, но на отпуш Т2 в своей легкой все же были вынуждены отправлять героя. С помощью такого мува у Mineski получилось вступить в драку 4 на 5, но LGD были к такому готовы – на отпуш отправили Аппарата, а под смок подставили четверку-Слардара, отведя основных героев. Как только у Mineski кончились кнопки, LGD устроили для команды Mushi аналог Цусимы:
И даже внутри тимфайтов китайский клуб максимально нивелировал эффект Пангольера – просто взгляните на расстояния между героями, когда на карте начался день, а Панго только скастовал ульт. Задеть двух героев под атаку своей команды – невыполнимая задача для Пангольера:
Но также серия с LGD – прекрасная адаптация самого Панго
Если 1-я карта финала – пример адаптации под Панго, то 4-я – пример адаптации самого Панго. Началось все еще с лейнинга – Веник отправился в бан в 1-й стадии, а IceIceIce получил комфортную для своего фарма соло-линию против Тайда. Как только Дэрил получает 5-й уровень – летит на линию к Фантомке 3-го. Оптимально для LGD в такой ситуации – просто поменять Чалиса и Аме местами на карте, но китайский клуб допускает ошибку, основываясь на результате матчапа 1-й карты, – оставляет все на своих местах.
Панго на 5 уровне уже способен во всю спамить кнопками, поэтому в следующие 4 минуты IceIceIce просто гонял Ame по линии, даже несмотря на ганг Мэйби. LGD свапнули линии только в момент, когда ситуация стала почти критической – Тайд Равагой спас Фантомку за секунду до смерти:
Да, решающего преимущества Mineski на линии не получили, но зато свели на нет стартовый темп Фантомки, что она получила через два фрага на Луне в начале карты. LGD же просто недооценили Пангольера, из-за чего и пошли их дальнейшие проблемы.
IceIceIce после лейнинга попробовал сыграть, как в предыдущих картах – отпушить верхнюю линию под Т2, забрав поочередно 2-3 пачки крипов, а после совмещать отпуш верхней линии с отпушем центральной. Но LGD реплеи все же смотрели и были готовы к подобному паттерну – Тайд зафиксировал присутствие Панго, ударная группа прожала смок и подошла на линию под 3-ю пачку. IceIceIce же пожадничал на ТП, ведь, судя по прошлым картам, просто верил в свою безнаказанность при пуше:
После смерти он полностью сменил плейстайл – перестал играть широко по карте и сконцентрировался на точечных обжективах. Пангольер за счет своих способностей быстро отпушивал одну из линий, коллил под себя команду и нападал на противника, что пришел забрать пачку. И так как с Блинком IceIceIce мог подцепить героя с большой дистанции, фраги были очень простыми.
LGD, делавшие до этого момента ставку на точечный отпуш одним героем, были просто не готовы, что на них откроют охоту. Настолько, что даже после фрагов на мид-Тини и Тайде не распознали изменений в игре Пангольера. Поэтому под точечный ганг подставился сначала Рубик в оффлейне, а после и Тайд в центре:
IceIceIce перестал агрессивно пушить в соло – теперь он лишь толкал пачки, что заходили за границу территории Mineski. Его основная задача при таком стиле игры – постепенный отпуш линий под территорию, которую захватывает команда. И благодаря трем фрагам чуть ли не на пустом месте у Mineski получается забрать большой лес LGD – Луна постоянно толкает топ, Панго занимает позицию на фланге формации команды, из-за чего быстро оттягивается на пуш мида и обратно.
LGD не понимают что делать! Подцепить Панго так не получится, ибо на линии он показывается буквально на пару секунд, после чего уходит к команде, а атака на основную группу Mineski – выпад вслепую. Из-за этого китайский клуб постепенно зажимается на своей половине. В какой-то момент игра LGD даже свелась к тезису «отфармим Фантомку – выиграем», к чему они ранее не прибегали, предпочитая играть активно.
В этот момент они превратились в Team Secret – действия LGD стали прямолинейными, а вместе с этим и предсказуемыми. Одна отпушенная линия = с этой линии и пойдет атака. Mineski к такому были уже готовы – просто выдвигали Панго на ревил смоков и ждали, пока LGD ошибутся:
А если не ошибутся, то в атаке первым темпом Mineski были все равно сильнее за счет перефрама. Резкая смена плейстайла Панго с глобального отпуша на точечные фраги поставила LGD в ступор – они просто остановились по макро и ушли в АФК-фарм, боясь показаться на линиях не в глубине своей территории.
Сейчас бы Айса регулярно наказывали за такую игру
Панго Дэрила тогда был столь эффективен во-многом не из-за силы героя, а из-за того, что противник позволял ему слишком много на карте. По сравнению даже с Дотой на TI9, тогда, можно сказать, просто забивали на отпуш-героев. Иначе не объяснить, почему в подобной ситуации противник не выделяет четверку-Шейкера и Кункку/Бэта на контроль Панго – тот свободно пушит линию прямо под Т2:
Даже более – Secret тогда видели, что Панго систематически толкал линию в агрессивном стиле, но даже не чекнули свой большой лес на наличие Обсов. И все это с драфтом, обладающим шикарным потенциалом для чейза.
Или же еще более наглый пуш – IceIceIce трижды приходит на пачку под носом Фантомки LGD, которая не коллит под себя команду, хотя в драфте есть Тини с Блинком:
А вот как на TI9 OG решали Пангольер-проблему – четверка напрямую охотится на отпуш-героев и постоянно коллит под себя мидера. Liquid в финале тогда просто не могли даже зайти на территорию OG группой менее трех героев – на них тут же нападали:
Сейчас ситуация для подобного плейстайла выглядела бы еще хуже – Дота развилась еще сильнее, и толкать линии настолько агрессивно не позволит ни одна тир-1 команда. Сводя к простому, на DAC 2018 IceIceIce сыграл примерно на половину уровня выше Доты того времени – просто воспользовался недостатками существующей модели игры.
5 концептов игры чемпионских OG. Часть из них не повторят даже они сами
* * *
Да, Панго не в соло выиграл тот мейджор для Mineski – все же он лишь трижды дожил до драфтов. Но:
- Играть, когда против тебя у противника 5 банов, а не 6 – заметно проще.
- Когда Панго все же попадал в драфты Mineski, то делал для команды очень много по макро, ведь отпушенные линии – свобода в выборе направлений атаки, а его ульт – гарантия того, что противник потратит 4к золота на БКБ.
Что же до самого героя, то понерфили его в следующем крупном патче после мейджора, хоть и не слишком сильно – апнули манакост Swashbuckle, а также слегка подняли КД на Shield Crash и Rolling Thunder. Поэтому Панго от IceIceIce на том мейджоре – точно фактор неожиданности и незнания, а не абуз имбового героя, как в случае с Виспом на TI9.
Дурацкий тест про Доту. Вы посмеетесь над собой во время прохождения
Что мы знаем о Саксе? Изучал русский язык, играл в Stacraft с трех лет
Побольше бы таких!