Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

Главная фича игровой графики.

За последние несколько лет все крупные производители графических процессоров внедрили новомодную технологию ИИ-масштабирования разрешения. Nvidia лидирует с DLSS, за ней следуют AMD с FSR, Intel с XeSS и даже Sony с PSSR на PS5 Pro

Сегодня можно констатировать: технология апскейлинга обошла нативную графику. Рассказываем, что такое ИИ-масштабирование, почему оно революционно и что это значит для будущих игровых релизов.

Что такое апскейлинг?

Масштабирование с помощью ИИ (оно же апскейлинг) – способ рендеринга кадров с разрешением ниже, чем исходное разрешение монитора. Система использует методы обработки изображений с помощью ИИ, чтобы подтянуть кадр до указанного разрешения. Проще говоря, ИИ апскейлит картинку из условного 1080p в 1440p или даже 4K, тратя на это значительно меньше ресурсов. Благодаря постоянно развивающемуся машинному обучению эти масштабированные изображения в некоторых случаях выглядят лучше нативного разрешения.

Несмотря на общую суть, у каждой технологии свои нюансы. Например, DLSS (Deep Learning Super Sampling) от Nvidia работает только с видеокартами GeForce RTX, в то время как FSR (FidelityFX Super Resolution) от AMD и XeSS (Xe Super Sampling) от Intel ориентированы на более широкое применение, не ограничиваясь только своими линейками устройств.

DLSS от Nvidia, как правило, считается лучшей в своем классе, особенно в сочетании с технологией генерации кадров (появилась в DLSS 3.5). Система анализирует два кадра, а затем использует ИИ для создания промежуточного кадра, что приводит к повышению fps и более плавной графике в играх, которые особенно чувствительны к мощностям процессоров. Затем в игру вступает Nvidia Reflex — помогает минимизировать задержку ввода, которая возникает при генерации кадров с нуля.

Старые версии апскейлеров критиковали за излишнее «мыльцо» в изображении.

Представим, что вы играете в Cyberpunk 2077 на максимальных настройках в нативном разрешении 4K с трассировкой лучей и путей. Тут даже GeForce RTX 4090 глохнет и не тянет приемлемый fps. Но с DLSS 3.5 и генерацией кадров производительность значительно повышается без существенной потери качества изображения. Лучше так, чем снижать качество лучей.

В то же время AMD имеет собственную технологию генерации кадров под названием Fluid Motion Frames. У апскейлера Intel XeSS 2 тоже доступен аналог Nvidia Reflex – Xe Low Latency (XeLL).

Сравнение производительности Stalker 2 с DLSS 3 и без него.

Почему апскейлинг революционная фича?

Каким бы мощным ни был графический процессор, рано или поздно он упрется в потолок. Выше головы железо не прыгнет без увеличения стоимости и энергопотребления.

Было время, когда Nvidia продвигала технологию SLI (Scalable Link Interface), с помощью которой объединялось несколько видеокарт для параллельной обработки данных и, соответственно, повышения производительности. Это было дорого и громоздко. Да и популярной она не стала. Как итог: компания сняла ее с производства.

Помимо графики, росли и счета за электричество.

Разумеется, графические процессоры, такие как GeForce RTX 4090, сами по себе способны на многое. Но весь потенциал мощности раскрывается благодаря ИИ. При правильной реализации апскейлинга видеокарточка обеспечит повышенную производительность даже при ограниченных характеристиках компонентов. Например, бюджетный Intel Arc B580 сможет показать очень высокую производительность благодаря XeSS. В общем, это то самое «прыгнуть выше головы».

Но революция заключается не в этом. Сделать слабую видеокарту куда производительней – это круто, а сделать топовый графический процессор еще мощнее — круто вдвойне. Но настоящий прогресс заключается в том, что компании теперь создают устройства, которые способны на гораздо большее.

Взять, к примеру, портативный Steam Deck от Valve. Он заключен в великолепный корпус, но из-за небольшого форм-фактора ограничен в размерах железной начинки. Инженеры преодолели множество препятствий, таких как проблемы с охлаждением или проектированием. В такое устройство нельзя просто взять и установить более мощный графический процессор, поэтому тут пригодится решение со стороны. И в данном случае Valve используют технологию FSR от AMD.

То же самое можно сказать и про консоли. Они в основном создаются с учетом определенных спецификаций, чтобы контролировать тепловыделение, габариты и, конечно, стоимость. Освоение FSR консолями PS5 и Xbox Series X/S до сих пор проходит довольно медленно, и, видимо, поэтому Sony решила «взять» ИИ в свои руки.

С запуском PlayStation 5 Pro появился новый апскейлер PSSR (PlayStation Spectral Super Resolution) – собственное решение на основе машинного обучения, которое значительно превосходит консольный FSR.

И если Sony продолжит сотрудничество с AMD для дальнейшего повышения производительности консоли, будущее графики игр может быть очень интересным. Возможно, PS6 при помощи условной PSSR 2 действительно потянет и 8K, и 4K в 120 fps, как это обещали, но не выполняли предки.

 Sony больше не пишет эти цифры на коробках от PS5.

Нативная графика устарела

У технологии апскейлинга есть заметный недостаток. И он заключается не в самой графике, а в том, что часть разработчиков теперь ленится качественно оптимизировать игры, используя ИИ как костыль для решения таких проблем. По мере того как апскейлинг становится более доступным и все больше студий осваивают его внедрение в игры, мы лишь сильнее ощутим, как плохо они станут работать в нативном разрешении.

Кроме того, Nvidia, AMD и Intel продолжают совершенствовать технологии, потому что хотят, чтобы разработчики отдавали предпочтение их эксклюзивным решениям. И, учитывая все преимущества апскейлинга, приверженцы нативного разрешения сталкиваются с двумя проблемами: потеря в производительности и сравнительное увеличение разрыва в производительности. Можно сказать, это естественный цикл развития видеокарт.

Реклама 18+

Несмотря на то, что решения Nvidia хороши, AMD остается значимым игроком по одной ключевой причине: хоть доля их видеокарт на рынке значительно ниже, чем у конкурента, но компания по-прежнему лидирует в сфере консолей. Их чипы — сердце PlayStation, Xbox и Steam Deck. И успехи AMD в ИИ-апскейлинге ускорит полноценный переход этих устройств на масштабируемую графику. Опыт, полученный при работе с PSSR, еще пригодится инженерам компании.

В Сайлент Хилле даже листья с деревьев подозрительные. Слева – эффект «гостинга», который исправили в обновлении DLSS.

Конечно, масштабирование с помощью ИИ не идеально. По-прежнему то тут, то там возникают артефакты и проблемы с производительностью. А качество последнего варьируется от студии к студии. Тем не менее по мере распространения технологии среди пользователей, нативная графика уходит в прошлое. К слову, Nvidia уже подтвердила, что более 80% владельцев GeForce RTX используют DLSS.

Как начать использовать апскейлинг

Сегодня самым популярным апскейлером является DLSS от Nvidia, доступный только на RTX-видеокартах. Можно присмотреться к RTX 4060 Ti как универсальному и относительно недорогому варианту с поддержкой DLSS 3.5. Либо дождаться выхода линейки RTX 50 – премьера основных карточек пройдет уже скоро. Если бюджет поджимает, то стоит присмотреться к Intel Arc B580 – не разорит, но покажет очень приличную производительность благодаря XeSS.

Сегодня в большинстве новых (и относительно старых) игр поддерживаются технологии апскейлинга. Просто зайдите в настройки графики любимой игры и поищите пункт с DLSS, FSR и XeSS. Опция также предлагает выбрать уровень качества, от которой будет зависеть в том числе и fps – «Производительность», «Баланс», «Качество».

В большинстве случаев благодаря апскейлингу игры работают с более высоким fps. Например, Microsoft Flight Simulator в нативном разрешении 4K демонстрирует около 65 fps, а с DLSS 3 и генерацией кадров – 122 fps. Это значительное повышение производительности с незначительными недостатками, которые можно даже не заметить.

В два раза лучше производительность. Смысл отказываться?

Масштабируя будущее

С графическими процессорами нового поколения апскейлинг станет еще лучше. Если в анонсированном ранее FSR 4 AMD пока пообещали стандартное улучшение «выше-больше-сильнее», то Nvidia пошла дальше. Линейка RTX 50 получат поддержку более продвинутой DLSS 4, в которую включена функция многокадровой генерации. Эта технология создает до трех искусственных кадров на один отрендеренный. За счет этого частота кадров в играх увеличится до восьми раз.

Как утверждает Nvidia, эффективность многокадровой генерации также достигается благодаря улучшенной оптимизации видеопамяти. Объем использования VRAM уменьшен на 30% по сравнению с DLSS 3. Возможно, это сгладит «узкое горлышко» в виде ограниченного объема видеопамяти у карточек.

DLSS 4 демонстрирует заметный апгрейд технологии.

Трассировка лучей и трассировка путей появились в играх относительно недавно, и такие игры, как Cyberpunk 2077 и Alan Wake 2, вовсю используют эти фичи. Они выглядят впечатляюще красиво, но даже самые мощные графические процессоры не справляются с ними без масштабирования с помощью ИИ.

На презентации RTX 50 Nvidia не постеснялась показать, что в нативном разрешении RTX 5090 не потянет Cyberpunk 2077 на всех максималках – еле приблизилась к 30 fps. Зато какой буст в DLSS 4!

Компания дает понять – за апскейлингом будущее графических процессоров. В конечном итоге от развития апскейлеров DLSS, FSR, XeSS и PSSR выигрывает пользователь. Кто-то пересел на фичу по своему желанию, а кто-то от безысходности – причин использовать ИИ-масштабирование все больше.

Тем более как иначе стать обладателем игровой производительности RTX 4090 на видеокарте стоимостью в 550 долларов?

***

8 Гб видеопамяти в 2025 году – мало? Вот результаты тестов

Правда, что GeForce RTX 5070 равен RTX 4090? Не совсем

RTX 5090 быстрее RTX 4090 на 30%

+11
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости