Как студии меняли игры под давлением фанатов
Отмена лутбоксов и переделки концовок.
Геймеры влияют на развитие игр сильнее, чем принято думать. Один неудачный релиз и волна критики могут вынудить студию переписать монетизацию, пересобрать механики или снести систему прогрессии целиком. Мы собрали 11 кейсов, где давление комьюнити заставило разработчиков менять проекты на стадии бета-теста или уже после выхода.
No Man’s Sky

Перед релизом в августе 2016 года разработчики из Hello Games обещали мультиплеер, сложные экосистемы, динамические события и глубокий геймплей. После выхода No Man’s Sky выяснилось, что половины обещанного контента просто нет. Планеты выглядели однообразно, мультиплеера не наблюдалось, механики были поверхностными. Игроки требовали возврата денег, обвиняли студию во лжи и заваливали страницу игры негативными отзывами. Некоторые даже подавали жалобы на ложную рекламу.
Hello Games молчала несколько месяцев, но продолжала работать. Студия выпустила серию крупных бесплатных обновлений: в Foundation появилось строительство баз, в Path Finder – наземный транспорт, Atlas Rises расширило сюжет. В 2018 году вышло обновление NEXT с настоящим мультиплеером. За следующие годы студия добавила подводные исследования, живых спутников, кастомизацию кораблей, экспедиции и еще десятки фич.
К 2023 году фанаты наконец признали усилия студии, и рейтинг вырос с провального до очень положительного. Игра получила то, что обещали изначально, хотя на это ушло несколько лет.
Warframe

Warframe запустилась в марте 2013 года как кооперативный шутер с коридорными миссиями. Контента было мало, разнообразия тоже. Комьюнити – небольшое, но шумное. Игроки просили открытые локации, больше социальных функций, расширение лора и новые режимы. Разработчики из Digital Extremes прислушались ко всему и пошли на радикальные изменения.
Студия добавила открытые миры: Plains of Eidolon в октябре 2017 года и Orb Vallis в ноябре 2018-го. Появились питомцы-компаньоны, квесты с сюжетом, PvP режим, система модификации внешности. Механику паркура переделали, чтобы выглядела зрелищнее. И это были далеко не все нововведения.
Каждое крупное обновление студия анонсировала на собственных ивентах TennoCon, где слушала запросы фанатов. Игроки голосовали за новые фичи и фактически формировали направление развития проекта. К 2024 году Warframe стал долгожителем с миллионами активных игроков.
Pathfinder: Kingmaker

Pathfinder: Kingmaker от Owlcat Games вышла в сентябре 2018 года. Багов на старте было полно, загрузочный экран длился минутами, баланс скакал от невозможного к слишком легкому. Но больше всего проблем было с боевкой.
Игра основана на настольной Pathfinder RPG, которая использует пошаговую систему. Но Owlcat сделала бой в реальном времени с паузами, как в Baldur’s Gate. Для многих фанатов это оказалось мучением: шесть персонажей, куча способностей, враги с раздражающими механиками не способствовали такому геймплею. Все происходило одновременно, игроки просто не успевали реагировать.
Многие начали просить пошаговый режим. А после появился соответствующий фанатский мод, который полностью изменил восприятие игры. Owlcat послушала фидбек и в июне 2019 года выпустила Enhanced Edition с официальным пошаговым режимом. Разработчики признали, что мод вдохновил их на это решение.
К сентябрю 2021 года они продали миллион копий. А все пройденные уроки учли при создании сиквела Wrath of the Righteous, который вышел сразу с пошаговым режимом.
Mass Effect 3

Проблема Mass Effect 3 была не технической, а нарративной. В финале игрок выбирает одну из трех концовок, которые решают судьбу галактики. Однако все варианты вышли почти одинаковыми: короткий ролик и никаких объяснений, что стало с персонажами. А ведь игроки в течение трех игр совершали всевозможные выборы – и финал это проигнорировал.
Тогда форумы заполнили огромные посты с разбором логики сюжета и требованиями переписать концовку. Поклонники организовали кампанию Retake Mass Effect, собрали $80,000 на благотворительность Child’s Play в знак протеста, жаловались даже в FTC и Better Business Bureau и обвиняли BioWare в ложной рекламе. Петиция собрала десятки тысяч подписей. Давление было таким сильным, что студия не могла молчать.
BioWare выпустила бесплатное дополнение Extended Cut. В нем расширили кинематографические сцены, добавили эпилоги для спутников и объяснили последствия каждого выбора. В итоге многих изменения устроили, хотя осадочек остался – основная структура финала не изменилась.
The Witcher

CD Projekt Red выпустили первую The Witcher в октябре 2007 года. Из-за ориентации на польскую аудиторию английская локализация в игре была ужасна: диалоги обрубались так, что сюжет игрокам приходилось додумывать по обрывкам фраз. Загрузки занимали от 40 секунд до полутора минут, что растягивало игровую кампанию часов на десять. Сцены диалогов были статичными – персонажи почти не двигались во время разговоров.
Студия выслушала жалобы игроков и в 2008 году выпустила Enhanced Edition – бесплатное обновление для владельцев оригинала. Для него они перезаписали тысячи реплик на английском, добавили более 200 новых анимаций для диалогов, переделали инвентарь, сократили время загрузок примерно на 80%, исправили сотни багов и создали больше моделей NPC. Репутации CD Projekt Red это пошло на пользу.
Final Fantasy XIV

Оригинальная Final Fantasy XIV вышла в ужасном состоянии. Игра тормозила, интерфейс был запутанным, квесты скучными, контента почти не было. Фанаты серии писали открытые письма Square Enix, делали разборы проблем дизайна и требовали исправлений.
Скандал был серьезным, и в итоге издатель сменил руководство проекта. Новым директором стал Наоки Есида, который публично извинился за провал и пообещал переделать игру с нуля. Команда открыла тестовые серверы, где игроки пробовали новые системы и давали обратную связь. Разработчики регулярно проводили стримы, отчитывались о прогрессе и слушали предложения комьюнити.
27 августа 2013 года вышла Final Fantasy XIV: A Realm Reborn – полностью переработанная версия. В новой MMORPG был современный движок, переписанный сюжет и удобный интерфейс. Стоит ли говорить, что это стало огромным успехом?
Wuthering Waves

Kuro Games провели первое закрытое бета-тестирование Wuthering Waves в 2023 году. Обратная связь была неутешительной: игроки писали, что мир выглядит мрачным и давящим, сюжет вызывает дискомфорт, а визуал быстро утомляет. Критики было много, и студия решила не латать дыры, а глобально переделывать проект.
В январе 2024 года разработчик Dong сообщил, что команда переписала около 90 процентов сюжета полностью. Затрагивались сценарии, озвучка, структура квестов, арт-ассеты и вся кинематика. В игру добавили систему динамической погоды, чтобы мир не выглядел статичным, персонажам дорисовали анимации ожидания и мимику. Одних героев слегка изменили, другим сделали новые костюмы, часть персонажей пересобрали почти с нуля.
Вторая закрытая бета прошла в марте 2024 года. После нее студия снова собрала фидбек и продолжила правки.
23 мая 2024 года игра вышла в релиз, но и тут не обошлось без проблем: лаги, размытые текстуры, обрывающийся звук, ломанные анимации. Некоторые фанаты жаловались на отвратительную озвучку – ее словно писали на дешевый микрофон.
Разработчики отреагировали быстро. Уже 25 мая вышло официальное извинение и компенсация в виде 10 стандартных круток (валюта для местных лутбоксов). Kuro Games опубликовали план исправлений, в который вошли оптимизация производительности, фиксы звука, правки боя и управления, усиленный контроль качества переводов. К июню вышел патч с основными исправлениями, и всем игрокам выдали миллион внутриигровой валюты и еще 10 круток для лимитированных баннеров. Релиз у Wuthering Waves был щедрым.
Cyberpunk 2077

На выходе Cyberpunk 2077 работала катастрофически: на консолях прошлого поколения фреймрейт проседал до нуля, текстуры не прогружались, NPC телепортировались, полиция появлялась прямо за спиной игрока. На ПК игра тоже страдала от вылетов, проблем с производительностью и багов с сохранениями. А в брейнданс-сценах один из эффектов вызывал приступы у людей с эпилепсией. Багов было так много, что они довольно быстро стали мемами.
Хуже оказалось разочарование от вырезанного контента. Игроки увидели примитивный ИИ, который не реагировал на хаос вокруг, город без базовых систем и жизни. Обещанные механики убрали или сильно сократили, включая, например, бег по стенам. В дальнейшем фанаты исправили это через моды.
В итоге претензия сводилась к одному: Cyberpunk 2077 не соответствовал тому, что разработчики показывали и обещали до релиза. Дошло до того, что 17 декабря Sony убрала игру из PlayStation Store и открыла возвраты. Акции CD Projekt за месяц упали почти вдвое, а инвесторы вовсе подали коллективный иск.
Уже в 2021 году студия начала системно чинить игру. Первые патчи закрывали сотни багов, улучшали стабильность и интерфейс. Самым крупным стал патч 1.2, который исправил около 500 ошибок. Стало лучше, но не кардинально.
Только в сентябре 2023 года вышло обновление 2.0 с переработанной системой прокачки, искусственным интеллектом врагов, системой полиции и другими механиками. А вместе с ним и дополнение Phantom Liberty, которое только за первую неделю разошлось тиражом в 3 миллиона копий.
Star Wars Battlefront II

EA выпустила Star Wars Battlefront II с агрессивной системой лутбоксов, которая сразу взорвала комьюнити. Чтобы разблокировать Дарта Вейдера или Люка Скайуокера, нужно было накопить 60 000 кредитов – а это около 40 часов фарма. Альтернативно игрокам предлагали купить кристаллы за реальные деньги и открывать лутбоксы в надежде получить нужные ресурсы.
Один из игроков пожаловался на это в Reddit. В ответ представитель EA написал, что система создана, чтобы дать игрокам «чувство гордости и достижения». Комментарий собрал 668 000 минусов и стал самым заминусованным в истории Reddit. В 2020 году этот рекорд даже попал в Книгу Гиннесса.
Скандал разросся до такой степени, что вмешался Disney. После звонка из студии EA срочно отключила донат, потому что лутбоксы начали бить по репутации Star Wars, грозили сорвать выход The Last Jedi и уже привлекли внимание регуляторов, которые рассматривали их как азартные игры для детей. Впрочем, формально лутбоксы остались, но купить их было нельзя.
16 марта 2018 года EA объявила о полном реворке прогрессии. Уже 21 марта вышло обновление, где Star Cards и геймплейные улучшения можно было получать только через игру. Платные лутбоксы снова вернули, но исключительно с косметикой.
DICE продолжила поддерживать Battlefront II бесплатными обновлениями. В августе 2019 года дизайн-директор Деннис Браннвалль открыто признал, что студия «достигла дна» в глазах игроков, и сказал, что команда регулярно думает о том, каким был бы запуск без этих лутбоксов.
Fallout 76

Fallout 76 развалилась на выходе: игроки не могли зайти на серверы, застревали в силовой броне, теряли предметы и валюту. У части пользователей во время беты вообще удалялась вся загрузка игры. Помимо этого жаловались на отсутствие живых персонажей, скучный геймплей и проблемы с балансом.
Bethesda выслушала критику и начала добавлять то, что просили. В 2019 году вышло обновление с режимом королевской битвы, а в 2020-м – еще одно, добавившее NPC, диалоги и полноценные квесты с выбором. Разработчики прямо признали, что изначально живые NPC даже не планировались, но фидбек показал, что без них Fallout просто не работает.
Следующие патчи включили новые локации, фракции и сюжетные арки. Студия исправила большинство технических ошибок и добавила функции, которые требовали игроки. Хотя Fallout 76 так и не достигла уровня предыдущих частей серии, к середине 2020-х игра наконец стабилизировалась и получила признание части комьюнити.
Tiny Bunny

Хоррор-новелла Tiny Bunny выходила эпизодами с 2021 года и собрала около 20 000 отзывов в Steam с рейтингом 92% положительных. 5 декабря 2025 года вышел финальный эпизод – уже в первый час после релиза пошла волна критики, а в Steam финал быстро ушел в смешанные отзывы, при том что общий рейтинг всей новеллы оставался высоким. Развязку ждали больше двух лет, и именно поэтому реакция оказалась такой жесткой.
Главная проблема продолжения была в незавершенности. Финал не дал ответов на главные вопросы истории и предложил слишком много разрозненных концовок, которые плохо складывались в единую картину, словно команда попыталась уместить в нем все фанатские теории сразу. После последовательных первых четырех эпизодов пятая глава выделилась резкой сменой маршрута, где важные линии обрываются, а новые темы появляются без подготовки.
Сначала разработчики попытались объяснить ситуацию гайдом по «хорошей» концовке, но фанаты не оценили ход. Спустя сутки разработчик опубликовал открытое письмо с извинениями, признал, что финал не оправдал ожиданий, и пообещал переработку пятого эпизода на основе фидбэка игроков.
Первый патч вышел уже через несколько дней, а разработчики подтвердили, что у «Зайчика» будет две версии, в одной из которых переделают арт, сюжет и геймплей. Сколько времени займет эта переделка и чем в итоге закончится – вопрос открытый.
* * *
Финальный эпизод «Зайчика» называют провалом. Почему и неужели его переделают?
Чего ждать от второго сезона Fallout: полный гид для тех, кто не играл


















