Разработчики «Черной книги» выпустили хоррор – «Лихо Одноглазое». Ничего оригинальнее вы не видели
Лецкий ужаснулся.
В 2021-м студия «Мортешка» выпустила изумительную «Черную книгу». Порой ее ругали за слишком сложные бои, но чаще называли лучшей российской игрой за многие годы. Потому что она подкидывала роскошные карточные сражения, завораживала музыкой и интриговала пронзительным сюжетом.
Фанаты до сих пор рисуют арты с главной героиней, а большие компании переводят «Черную книгу» в новые форматы. В январе по игре сделали приятную настолку, до конца года обещают одноименный сериал.
28 июля студия выпустила новую игру «Лихо Одноглазое». Это черно-белый хоррор, где герой настойчиво будит лихо. Стоит ли его проходить?
Главное об игре «Лихо Одноглазое»:
Жанр: хоррор, головоломка.
Разработчик: «Мортешка».
Дата выхода: 28 июля 2025 г.
На что похоже: Layers of Fear, Amanda the Adventurer.
О чем игра: кузнец несчастен. Чтобы отыскать покой, он отправляется за Лихом.
Как поиграть: цену в российском Steam пока не назвали.
Разработчики сознательно разбудили Лихо
Бывает так, что история разработки важна не меньше, чем сама игра.
Игровая индустрия – штука рисковая. В 2021-м в Steam вышло больше 11 тысяч игр, про 99% из них вы даже слышали. Разработчики тратили годы жизни, брали кредиты, заражали коллег энтузиазмом – и в большинстве случаев ничего не получили взамен. У «Мортешки» тоже не было гарантий, но их «Черная книга» все же обрела народную любовь.
За первую половину 2025-го вышло столько же игр, как за весь 2021 год. Выделиться стало еще сложнее. Именно поэтому крупные студии предпочитают безопасные сиквелы и работу над известными франшизами. «Мортешка» могла бы спокойно взяться за «Черную книгу 2», выбить у издателя выгодный контракт и гарантированно заработать. Вот только Владимир Белецкий и его команда пришли в индустрию, чтобы пробовать новые жанры и рассказывать оригинальные истории. Поэтому вместо безопасного продолжения взялись за хоррор от первого лица. «Дело в ДНК студии. Мы беремся за максимально необычные игры, которые раньше никто не делал», – объясняет Белецкий.

«Лихо Одноглазое» – смелый эксперимент. Игроки ждут яркие цвета? Здесь же черно-белая гамма. На хайпе скандинавская и греческая мифология? «Мортешка» после финно-угорской и коми-пермяцкой мифологий берется за классическую славянскую. Привыкли к пушкам в инвентаре? В «Лихе» герой носит разве что спички.
Неудивительно, что издатели сочли проект рискованным и не предложили хороших условий. Разработчики делали игру на деньги с продаж «Черной книги» и в процессе не раз обжигались. В нашем интервью Владимир Белецкий вспоминал, что из «Лиха» удалили результаты многомесячного труда. Просто потому, что идеи работали недостаточно хорошо.
Рынок не прощает ошибок: если «Лихо» провалится, студии придется тяжело. Но именно такие риски двигают индустрию вперед и дарят игрокам новые впечатления. История помнит только удачливых экспериментаторов, остальные забываются. Какой исход ждет «Мортешку» – так сразу и не скажешь.
📌 Российских игр больше не существует. Ну почти

«Не повстречав лиха, истину не сыщешь»
У кузнеца было многое: уважаемая работа, звонкая монета в кошельке. Но не было покоя. Мой кузнец решил, что ему отчаянно нужна истина, фундаментальная правда о жизни. Однажды он получил совет: «Не повстречав лиха, истину не сыщешь». Так и отправился в обитель того самого Лиха.
На пути кузнеца полно запертых сундуков. Чтобы открыть их, нужно проявить смекалку и отыскать пароль. Награда всегда одна – новая история об одноглазом чудище, что заглянуло в каждую мифологию. Я находил страницы из греческой «Одиссеи», восточного «Синдбада-морехода», французского «Долопатоса» и наших сказок Афанасьева. Везде герои встречали одноглазое чудище, но благодаря силе и смекалке проходили испытание и получали в награду метафорическое сокровище.

Игра учит, что любую историю рассказчик и слушатель наполняют своими смыслами. Я бы сказал, что «Лихо» – игра о важности страдания. Иногда оно необходимо, чтобы осуществить мечту, познать себя или обрести мастерство. Не стать великим плотником, если хоть раз не стукнул молотком по пальцу. Как и не рассказать завораживающую личную историю, если на пути не было драмы.
Кажется, такой посыл идеально подходит для разработчиков из «Мортешки», которые могли бы уверенно делать «Черную книгу 2», но вместо этого отправились на поиски лиха.

Чтобы увлечься игрой, необязательно искать скрытые смыслы. Временами герои ломают четвертую стену и гадают: вдруг они находятся внутри чьей-то сказки? Иногда заменяют уроки истории и рассказывают о быте былых времен или же вынуждают искать в поисковике: богом чего был Уран?
В любом случае вы получите занятную мрачную историю, где все самое важное подается не в лоб, а метафорами. В «Лихе» важно не только слушать и читать, еще нужно чувствовать.

«Будет что поужинать мне»
Геймплей в «Лихе» классический для хоррора, при этом удивительно комплексный. Разработчики говорили, что на прохождение требуется четыре часа, но мне понадобилось шесть. И ни единой скучной минуты.
Вот вы обыскиваете локацию ради квестового предмета, а вот уже прячетесь от Лиха, который бродит по округе и что-то зловеще приговаривает. Вот решаете очередную загадку, а минуту спустя сидите за трапезным столом и обсуждаете найденные артефакты. Еще недавно велели союзнику-пауку пролезть через трубы и добыть что-то важное, а теперь играете с ним в бабки – сбиваете палкой костяные фигуры.
В механиках ничего удивительного, но их много и они отлично удерживают внимание. Взять хотя бы головоломки. Каких только нет: вы расставите фигуры на нужные места и сложите из лучей созвездия, отыщете хлипкие места в громоздкой цепи и разгадаете пароль по картинам. Жалко лишь, что в сюжете сложных загадок нет. Все места, где требуется всерьез подумать, опциональны.

Несмотря на метку «хоррор», я бы не назвал «Лихо» страшным. Он дискомфортный. Здесь есть пугающие звуки, прятки от вездесущего зла и скримеры, когда впереди проносится нечто неведомое, а за спиной спавнятся жуткие тотемы. Но игра не превращается в симулятор учащенного сердцебиения.
Плюс в постоянном чувстве неуюта. Секрет как раз в черно-белом визуале: вокруг сплошь серость и темнота, из-за которых сам себе придумываешь кошмары. Заходишь в новую комнату, а там из-за стальной решетки что-то грозно на тебя смотрит. Набравшись смелости, подходишь поближе и видишь овцу, которая испуганно таращится на незваного гостя и неторопливо пятится. Ничего страшного не случилось, но как-то не по себе. Из подобных ситуаций почти полностью состоит «Лихо».

Я бы ни на что не променял местную цветовую гамму, но пару раз вечная тьма раздражала. Причина в спичках, которыми герой поджигает препятствия и освещает дорогу. Спичка быстро прогорает, так что выбрасываешь старую и достаешь новую. Пока решал одну загадку, где вглядывался в настенный рисунок и считал фрукты на столе, спалил дюжину упаковок. На разжигание потратил не меньше времени, чем на раздумья, и мечтал о другом источнике света. Увы, ни одной свечки рядом не нашлось.
Стоит ли всерьез придираться к таким мелочам? Нет. За шесть часов «Лихо» пронесло меня по десяткам локаций, где были густые леса, заброшенные избы и пугающие храмы, подкинуло множество любопытных загадок, очаровало визуалом и предложило искать в испытаниях смысл. Потраченное время точно того стоило!

Стоит играть?
«Лихо Одноглазое» еще на этапе концепта казалось игрой не для всех. Черно-белый хоррор без оружия, но с обилием загадок, не самым популярным чудищем и спичками, которые быстро прогорают. Многим такая формула покажется скучной и вызовет недоумение. «Лучше бы новую «Черную книгу» сделали!»
Но в кого-то визуал и геймплей попадет со 100% точностью. Для таких игроков «Лихо» станет самым самобытным и умным хоррором последних лет. Именно это и случилось со мной.
* * *































