8 мин.

Впечатления от Clair Obscur: Expedition 33. Игра, которая вас очарует

Неожиданный претендент на игру года. 

Еще неделю назад казалось, что релиз Clair Obscur: Expedition 33 никто не заметит. Дебютная игра от малоизвестной французской студии Sandfall Interactive с максимально сюрреалистичным фэнтезийным сюжетом в не самом популярном сеттинге Европы конца XIX века, да еще в достаточно нишевом жанре JRPG.

Однако Expedition 33 сразу стала самой высокооцененной игрой года – 92 балла на Metacritic: больше, чем у Kingdom Come: Deliverance 2 и Split Fiction. После релиза оказалось, что в восторге не только критики: в Steam пиковый онлайн почти 100 тысяч человек и 91% положительных отзывов. И вот проект уже называют главным претендентом на лучшую игру 2025 года.

Разбираюсь, так ли хороша французская «японская» ролевая игра, как о ней говорят.

Главное о Clair Obscur: Expedition 33

  • Дата выхода: 24 апреля

  • Жанр: JRPG

  • Разработчик: Sandfall Interactive

  • Платформы: PC, PlayStation 5, Xbox Series X|S

  • Русский язык: субтитры

Сюжет. Потусторонняя сущность, именуемая Художницей, каждый год рисует на огромном монументе число – через 365 дней все, кто достиг этого возраста, превращаются в прах. Каждый год остатки человечества, ютящиеся на небольшом острове, отправляют экспедицию, чтобы остановить этот цикл смерти.

📌 Ремастер Oblivion ламповый, но безнадежно устарел. Двери и затянутость бесят!

Clair Obscur: Expedition 33 – игра сказочных обещаний

С момента анонса Expedition 33 настораживала слишком сладкими обещаниями. Неизвестная французская студия замахнулась на революцию в совсем не западном и очень консервативном жанре JRPG. В амбициозные планы разработчиков входило:

● решение проблемы однообразия пошаговых боев за счет парирования и уклонения в реальном времени;

● взрослый драматичный сюжет со сложными моральными выборами и харизматичными персонажами;

● визуал, анимации, саунд-дизайн, режиссура кат-сцен на уровне AAA-проектов;

● большой, продуманный и интригующий мир;

● самобытный сеттинг, вдохновленный культурой Европы конца XIX – начала XX века.

Среди источников вдохновения – японская классика: игры Atlus, Final Fantasy и соулсы Миядзаки.

Кроме того, проект позиционировали как ностальгический – от истинных фанатов JRPG для истинных фанатов JRPG. Это вообще игра или список предвыборных обещаний от партии «Вернем величие JRPG»? Для полного бинго не хватало только упоминания «грабить корованы».

📌 Хорошо помнишь Oblivion? Проверяем знания под выход ремастера

По трейлерам визуал и боевые анимации действительно выглядели многообещающе, а сеттинг интриговал. Но мало кто верил, что у французов получится именно та игра, которую они задумали.

Очаровательная игра, которая оправдала все ожидания

Мой скепсис развеялся в конце пролога. Обычно пролог – вещь сугубо функциональная: знакомит с геймплейными механиками и героями, погружает в атмосферу. Ну а если еще и интригу закрутит да запоминающуюся сцену подарит – так вообще красота. 

Пролог Clair Obscur: Expedition 33 – это полноценный короткометражный фильм уровня номинанта на «Оскар»: с сюжетом в несколько актов и драматичной развязкой. Конечно, вас и механикам обучат, и с миром познакомят. Но прежде всего расскажут историю, от финала которой у многих на глазах появятся слезы. И все это лишь за полчаса.

📌 Еще три альтушки в DLC для «Альтушка для скуфа»! Позвали Катю Самбуку, Dead Blonde и Пахома

Парадокс? Нет. Expedition 33 действительно очаровывает. С первых минут захватывает и не отпускает, заставляет сопереживать каждому персонажу и искренне удивляться всем сюжетным поворотам, даже если они настолько предсказуемы, что о них можно было бы прочитать во вчерашней газете. Даже сейчас я мыслями там – на континенте, разгадываю тайну Художницы.

Разработчики не обманули: игра действительно способна задать новые стандарты для всего жанра, стать локальным Baldur’s Gate 3. Визуал и технологии здесь на уровне Final Fantasy, а стиль и эстетика не уступают серии Persona. По уровню кинематографичности Expedition 33 стоит в одном ряду с The Last of Us. И самое удивительное – игра ощущается гораздо свежее, интереснее, смелее и масштабнее, чем прошлогодняя Metaphor: ReFantazio. Кто бы мог подумать, что раздвигать границы жанра JRPG будут какие-то выскочки из Франции, пока боги из Atlus уже десятый год топчутся на месте?

Expedition 33 – поразительно красивая игра. Понятно, что картинка графонистая, технологичная: динамичные тени, высокое разрешение, сглаживание и прочее. Но она именно эстетская – каждый пиксель на экране словно поставлен туда каким-нибудь Моне или Дега. Фантасмагорические пейзажи, резкая контрастность света и тени, сюрреалистическая архитектура. Там, где другая игра просто показала бы очередной мрачный город или зачарованный лес, Expedition 33 строит целые миры из странных форм, зыбких очертаний и едва уловимой тревожной красоты. 

Дополняет визуальное великолепие саундтрек. В чарующей и трагичной музыке Лориена Тестара перемешаны струнные, фортепиано, аккордеон, электронная музыка, классика и хеви-метал. Заглавная песня Lumière обязательно окажется в вашем плейлисте.

Парирования, уклонения и QTE в реальном времени действительно освежили пошаговую боевую систему, давно страдавшую от однообразия и закостенелости. Добавить к этому сочные боевые анимации – и сражения стали напряженнее и зрелищнее. Нужно заучивать тайминги атак и поведение врагов, бить по слабостям, комбинировать способности и демонстрировать реакцию мангуста. В одном западном обзоре даже написали, что парировать в Expedition 33 труднее, чем в Sekiro. Сравнение не совсем корректное, но играть, как в Persona 5, держа в одной руке огуречный смузи, точно не получится. Зато радости от победы в таких напряженных битвах в разы больше.

Без проблем тоже не обошлось: пошаговые бои в Expedition 33 слишком зависят от парирования и уклонения, из-за чего через пару часов ощущаются однообразными. Цена ошибки высока: пропустил несколько ударов – начинай с ближайшей точки сохранения.

Уникальных врагов с особыми механиками почти нет. Во всем первом акте (а это треть игры) мне запомнился только один – финальный босс акта. В основном враги только и делают, что атакуют, а ты лишь уклоняешься или парируешь, если сделал домашнее задание и выучил анимации атак.

Но все равно спасибо, что авторы рискнули и расшевелили уже давно стагнирующее пошаговое болото.

Сюжет – не банальное героическое приключение, где мы собираем команду, сражаемся с главным злодеем, а потом сражаемся с «настоящим злодеем». История мрачная, взрослая, полна неожиданных смертей и интригующих загадок. При этом здесь есть место сказочным персонажам, юмору и обаятельному сумасбродству. В одном эпизоде ты пробираешься по колено в крови среди гор трупов, а в другом гигантский игрушечный монстр обращается к тебе «Mon amour» и просит забрать у соседа-черепахи камень, без которого он не может летать. Не зря с французского словосочетание clair-obscur переводится как «свет-тень». Сочетание света и тьмы, трагедии и надежды, сказки и суровой реальности, красоты и уродства – ключевая идея игры.

То же самое и с сеттингом – он ни на что не похож. Вроде бы ингредиенты знакомые: стимпанк, дарк-фэнтези, Франция конца XIX века с жакетами, беретами и завитками ар-нуво, щепотка мистики, сказок, лавкрафтианского ужаса и апокалипсиса. Но все равно не покидает ощущение, что ничего подобного ты раньше не встречал. Этот мир умудряется пугать до мурашек и вызывать отвращение, а в следующую минуту – наполнять сердце почти детским восторгом от своей странной тревожной сказочности. Словно его создали два Миядзаки – Хаяо и Хидэтака.

Вот местный апокалипсис – никаких катаклизмов, набегов чудовищ, просто меланхоличное ожидание неотвратимого конца. Или главный злодей – не хтоническое чудовище, не безумный диктатор, помешанный на власти, а Художница, которая рисует как жизнь, так и смерть. Красиво и, как говорил Заратустра, философски.

Игра вообще словно сделана из сотен таких маленьких, но цепляющих моментов – будто тебе рассказывают историю шепотом, а ты изо всех сил прислушиваешься. И это очаровательно.

* * *

Displacement – уникальный экшен-хоррор. Российские разработчики просят о помощи

Суд арестовал активы разработчика «Мира танков». Что известно?

Дело Дыбовского. Уникальный репортаж о самом громком суде в российском геймдеве