Что происходит с BioWare? Туманное будущее Dragon Age и состояние новой Mass Effect
Проблемы и неопределенность.
Dragon Age: The Veilguard должна была стать долгожданным возвращением к истокам и доказать, что BioWare все еще способна создавать качественные ролевые игры с сильным сюжетом. Но задача оказалась для нее непосильной. Семь тысяч игроков на одном только Metacritic поставили ей всего 3 балла из 10. Продажи, как сообщают в Electronic Arts, оказались вдвое ниже ожидаемых.
Сейчас будущее ролевых проектов студии, в том числе Dragon Age, выглядит туманно. Беспокойство вызывает и судьба следующей Mass Effect. О них и поговорим в нашем материале.

Разработка Dragon Age 4 длилась почти 10 лет, но по факту – гораздо меньше
Dragon Age 4 кардинально меняла направление разработки несколько раз. Все началось с успеха «Инквизиции»: Марк Дарра, продюсирующий серию в 2016 году, составил план. По нему четвертая часть должна была заложить фундамент для цепочки последующих игр. Так, например:
● Выход Dragon Age 4 был намечен на 2019-2020 год;
● Выход пятой части планировался через полтора-два года;
● Dragon Age 6 завершила бы трилогию в 2023-2024 году.
BioWare надеялась сделать из Dragon Age одну из самых успешных RPG-франшиз на уровне The Elder Scrolls, а EA была готова выделять ресурсы. Но в конце 2016 года все рухнуло.
Компании срочно нужны были люди для Mass Effect: Andromeda, которую делала студия BioWare Montreal. Однако «Андромеда» провалилась, и вскоре студию расформировали. Люди, которые должны были делать Dragon Age, ушли работать над Anthem. В итоге с 2017 по 2019 год разработка DA4 существовала только на бумаге – ей занималась крошечная команда.

В 2017 году EA увлеклась трендом игр-сервисов (Destiny, Tom Clancy’s The Division и так далее). В этот момент новую Dragon Age тоже перезапустили как сервис – с постоянными обновлениями, мультиплеером и возможностью долго монетизировать игроков. Тогда она носила кодовое название Joplin.
Как и онлайн-концепцию, в 2019 году это имя оставили в прошлом из-за провала Anthem. BioWare выпросили у издателя разрешение сделать игру снова одиночной. Но времени потеряли уже слишком много – пришлось заново собирать команду и менять курс. Проект переименовали в Morrison.
В 2022 году Dragon Age официально анонсировали под названием Dreadwolf. Ближе к релизу проекту дали новый подзаголовок из-за смены акцентов в сюжете: фокус истории сместился на команду Рука. А Фен’Харел, Ужасный Волк, отошел в тень.
The Veilguard вышла 31 октября 2024 года. Несмотря на положительные отзывы критиков, продажи не оправдали ожиданий: 1,5 миллиона копий – результат почти на 50% ниже запланированного.
BioWare снова теряет ключевых разработчиков
После слабых продаж The Veilguard компания Electronic Arts объявила о масштабных перестановках в BioWare. Многие сотрудники были переведены в другие студии. Не обошлось и без сокращений: ушли ключевые разработчики, многие из которых работали над серией Dragon Age и оригинальной Mass Effect.
● Одними из первых об увольнении сообщили Патрик и Карин Уикс – ветераны, проработавшие в студии больше 20 лет. Патрик Уикс был сценаристом всех частей Mass Effect, Dragon Age: Origins и Inquisition, а в The Veilguard занял пост ведущего сценариста. Он написал Тали’Зору для Mass Effect, Соласа, Коула, Железного Быка и Тааш для Dragon Age. Роман «Империя Масок», посвященный гражданской войне в Орлее, тоже принадлежит ему.
● Карин Уикс, его супруга, работала редактором над Mass Effect 2, 3, Andromeda, а также над тремя играми вселенной Dragon Age и Star Wars: The Old Republic.
● В конце января 2025-го Коринн Буше, геймдиректор DA: The Veilguard, тоже сообщила об уходе из BioWare и Electronic Arts. В интервью Eurogamer она рассказала, что получила предложение создать новую RPG, от которого не смогла отказаться. Буше уточнила, что в компанию пришла, чтобы «направить ее в нужное русло», и сейчас она «находится на правильном пути».

● Ушла сценаристка Шерил Чи, ответственная за персонажей Лелианы, Каллена, Огрена, Изабеллы, Блэкволла и Хардинг. Теперь она трудится в Motive Studio.
● Сильвия Фекетекути, написавшая персонажей Лиары, Жозефины Монтилье и Эммрика Волькарина, аналогично распрощалась с командой после 15 лет работы.
● Креативный директор Джон Эплер, создавший Беллару и героев ME, перевелся в студию Full Circle и работает над Skate.
Также компанию покинули:
● продюсеры Дженнифер Шевери (Mass Effect 3, Anthem, Dragon Age: Inquisition и Veilguard) и Дэниэл Стед (Legacy of the Sith, The Veilguard)
● нарративный редактор Райан Кормье (Dragon Age: The Veilguard, Star Wars: The Old Republic, Anthem)
● старший продакт-менеджер Лина Андерсон.
Штат BioWare уменьшился с 200 до менее чем 100 человек. Точное число сокращенных пока никто не раскрыл. Но важно отметить, что сокращения – стандартная практика после неудавшегося релиза. Это вовсе не означает, что студия закрывается.
Сейчас силы сотрудников компании перераспределяются. Часть разработчиков перевели на другие проекты внутри EA, а небольшая команда продолжает работу над новой Mass Effect под руководством ветеранов оригинальной трилогии.

Dragon Age 4 пыталась копировать Mass Effect. Получилось так себе
В одном из интервью Eurogamer Коринн Буше и Джон Эплер раскрывали источники вдохновения для The Veilguard.
Во многом на нее повлиял опыт Mass Effect 2. Упор на развитие спутников и их одобрение – такая концепция пришлась разработчикам по душе. Прохождение игрока должно было зависеть от принятых решений. Теперь структура финала The Veilguard стала напоминать самоубийственную миссию в ME2, где взаимодействия с напарниками определяли их судьбу.
Но это не все. Дополнение к Mass Effect 3 «Цитадель» запомнилось поклонникам маленькими забавными беседами, которые персонажи затевали между битвами. Команда новой Dragon Age решила внедрить и этот элемент в надежде, что игрокам такой подход откликнется.

Некоторые решения появились лишь на этапе альфа-версии, и разработчикам пришлось спешно их дорабатывать. Что-то получилось: финальный акт The Veilguard, к примеру, выгодно выделяется на фоне остальных – выборы и отношения с фракциями действительно обретают значение, а их последствия можно увидеть лично. Даже Mass Effect 3 таким похвастаться не мог.
Но мало просто перенять удачные находки предшественника. Несмотря на обещания глубоких персонажей и важности принимаемых решений, DA4 получилась далекой не только от Mass Effect – она далека от жанра ролевых игр в принципе.
Игра позволяет вам настроить «состояние мира», но только в рамках событий «Инквизиции». При этом в очень ограниченном масштабе. Конструктор сохранений Dragon Age Keep оставался актуальным на протяжении десятилетий, но The Veilguard нарушил традицию: почти все выборы из предыдущих игр для нее совершенно не важны.
Новая история очень старается минимально пересекаться со старой, чтобы не вызвать конфликтов с основным сюжетом. Пострадали не просто камео-герои вроде Морриган, судьба которой имеет огромное множество вариантов в зависимости от прошлых решений. Но и Солас, превратившийся из главного антагониста в советника протагониста.

Но проблема даже не в этом. Игра изменила саму философию серии. Когда-то Dragon Age строилась вокруг сложных моральных выборов, неожиданных последствий и тщательно проработанных взаимоотношений с компаньонами. Теперь же многое стало предельно линейным. Спутники охотно поддерживают героя, редко вступают в конфликты и почти не реагируют на решения. Даже заведомо непростые темы – будь то политика, религия или судьбы магов и храмовников – подаются максимально аккуратно.
Система диалогов, некогда важная часть RPG-составляющей, тоже изменилась. Вариативность реплик заметно сократилась, а их последствия кажутся формальными. Отдельные сюжетные ветки зависят лишь от глобальных решений, тогда как сама история движется по заранее заданному маршруту.
Давайте честно: главная проблема новой DA – не в разнообразии. Всего этого хватало и в других частях серии, даже в Origins, надолго ставшей иконой ролевых игр. The Veilguard – неплохое экшен-приключение в знакомом сеттинге, заимствующее его элементы. Но оно из рук вон плохо исполняет свое главное предназначение – быть ролевой игрой. Быть Dragon Age.
«Dragon Age не мертва» – что будет с новой частью?
Недавно глава компании Эндрю Уилсон заявил, что The Veilguard могла бы принести больше прибыли, если бы была игрой-сервисом:
«Игры должны соответствовать современным требованиям, включая многопользовательские механики и глубокую вовлеченность», – уточнил он. С ним согласился финансовый директор Стюарт Кэнфилд, дополнив, что последняя DA «показала слабые результаты на фоне конкурентного рынка одиночных RPG».
В финансовом отчете за третий квартал 2024 года компания акцентировала внимание на нескольких франшизах. В частности, Уилсон выделил успех спортивных игр и будущие инвестиции в Battlefield Labs. Dragon Age и Mass Effect в нем не фигурировали. Упор на выкуп акций и рост показателей может означать, что EA больше сосредоточена на своих самых прибыльных проектах, а с одиночными осторожничает.

Ранний концепт от арт-директора Мэтта Родса
В интервью Eurogamer Джон Эплер и Коринн Буше заявляли о планах развивать вселенную, ведь ее потенциал еще не исчерпан. По их словам, можно было бы хотя бы раскрыть тайны кунари и гномов, оставшихся за кадром. Но это было до их ухода.
Если серия и вернется, то очень нескоро – и вполне возможно, что уже в другом виде.
«Dragon Age не мертва. Есть фанфики. Есть фан-арт. Есть связи, которые мы создали благодаря играм и из-за них. Технически права принадлежат EA и BioWare, но идею нельзя запатентовать, как бы им этого ни хотелось. Dragon Age не мертва, потому что теперь она принадлежит вам», – Шерил Чи, бывшая сценаристка DA.
Каким станет новый Mass Effect?

Mass Effect 5 официально анонсировали в 2020 году. Сейчас игра находится на стадии препродакшна.
Процесс идет семимильными шагами, так как The Veilguard вышла относительно недавно. Теперь новая часть Mass Effect – единственный масштабный проект BioWare, но команда сравнительно мала.
После ухода нескольких ключевых разработчиков новым генеральным директором BioWare стал Майкл Гэмбл. К разработке также присоединились:
● Дизайнер Дасти Эверман.
● Художественный руководитель Дерек Уоттс.
● Кинорежиссер оригинальной трилогии – Пэрриш Лей.
В отличие от The Veilguard, Mass Effect 5 обещают сделать более «фотореалистичной». О сюжете мы знаем немного. Судя по всему, новая часть станет продолжением оригинальной трилогии Mass Effect, но также может быть связана с «Андромедой».
Из-за перестройки студии и долгого производственного цикла релиз, скорее всего, состоится не раньше 2027 года. Будем надеяться, что ее не постигнет участь The Veilguard – с ее производственным адом, сменой модели в последний момент и пресной историей.
* * *
Шепард вернется? Геты – новые антагонисты? Все, что мы знаем о следующей Mass Effect
Прошел новую Dragon Age на 100%. Нет, я не мазохист
Kingdom Come 2 – величие. Только начал, а меня уже избили бомжи, облили помоями и заковали в колодки




































эх Биовары ( они ещё KotOR1 и 2 сделали - тоже навсегда в сердечке. а до этого был Невервинтер. Да и первая Dragon Age прям глубоко в сердце
а дальше что-то как-то....как-то что-то ((
я не понимаю, почему у них c 12-го года больше в играх нет боёвки как в первой DA. нет же, я не туплю? тактические бои со сменой хода в стиле DnD, с физикой поверхностей, классными сложными локациями, взаимодействием скиллов и.т.д.....ух как я жарил магией крови в конце <3
просто идеал боевой системы, при всём этом, она не слишком сложная. и красивая!
я постоянно жду, что они опять выпустят что-то такое, а они никак не выпускают ((
жду римейка KOTOR-a
интересно, привлекут ли ее к/успела ли она закончить свою часть работ по Лиаре в новом МЕ
Пока верю в то, что ME4 станет хитом уровня второй и третьей, но эта вера ничем не подкреплена