Pro Rally 2001: рецензия

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Рубеж тысячелетий – золотое время для многих произведений, жанров и коллективов. Восход Футурамы, Гриффинов, Простых Истин, Матрицы, Бритни Спирс, Linkin Park, MTV Russia и 7ТВ. Доминирование Лос-Анджелес Лейкерс, Нью-Йорк Янкиз, Манчестер Юнайтед и сборной Чехии по хоккею. Видеоигры тоже не остаются в стороне – 1999 год, например, до сих пор самый значимый в истории мультиплеерных шутеров (вышли Counter-Strike, Unreal Tournament, Quake III Arena и Codename: Eagle).

Но есть и ещё один жанр, о расцвете которого, как это часто бывает, все знают, но никто не помнит – раллийные симуляторы. Это сейчас у нас есть только EA Sports WRC и тот, у кого почешется левая пятка (Kylotonn или, там, Saber Porto). А тогда, раллийные симуляторы были в зените своей славы – ни до, ни после, их не было так много и таких разноплановых. И сейчас, я вам здесь расскажу об одной такой игре, которая, по совместительству, стала первой игрой студии Ubisoft Barcelona. Игрой, которую я впервые увидел 24 года назад в компьютерном клубе, решил, наконец, закрыть давний гештальт и, чтобы впечатления не пропали зря, решил написать на неё рецензию. Собственно, вот она – Pro Rally 2001. Вполне хорошая игра. Хорошая, но, к сожалению, ни на грамм не обязательная для прохождения.

Stage 1

Впрочем, поймёте вы это не далеко сразу. «Прихожая» в Pro Rally 2001 дежурно неплоха – есть режимы «гонка на время» и «аркада», есть трассы с узнаваемыми чертами стран, есть машины категории WRC и Группы Б. Но самое главное, что есть в этой игре, ждёт вас, конечно же, на экране «Чемпионат». Вроде бы, «А что я тут не видел?», но именно здесь у вроде бы обычного раллийного симулятора вдруг просыпается чёткая структура.

Во-первых, никто вас сходу ни в какой «Чемпионат» не пустит – сначала вам придётся пройти местную «школу». Упражнений всего 10, из них 6 – оттачивание конкретных водительских приёмов и 4 – практические заезды по разным покрытиям. Выглядит неказисто, а после экзамена на Суперлицензию в каком-нибудь Gran Turismo или школы вождения в  Richard Burns Rally – и подавно. Туториал – он туториал и есть.

Во-вторых, три строчки на экране «Чемпионат» (Kit Car, WRC, Легенда) – это, буквально, и есть три уровня сложности игры. Если чемпионат Kit Car опытным гонщиком, даже ни разу не игравшим в игру до этого, проходится с первой попытки левой задней, то WRC требует, как минимум, по разу проехать все трассы игры и отработать прохождение особо подлых поворотов (чтобы, из-за незнания оных, не заруинить себе чемпионство где-нибудь в Англии или Новой Зеландии).

А вот победа в чемпионате Легенд, где выступают знаменитые болиды Группы Б, дастся вам намного большей кровью. Нужно выяснить, какая из машин вам больше подходит (их физика в Pro Rally 2001 хоть и незначительно, но отличается), правильно её настроить (следите за типом покрышек, игра их автоматически под следующую трассу не меняет), запомнить ключевые повороты спецучастков, тренировать их прохождение, а если вас угораздило посередь его прохождения сделать перерыв, то по возвращении вам придётся заново привыкать к физике (благо, откат мастерства здесь ликвидируется не так уж долго).

А так как именно в чемпионате Легенд Pro Rally 2001 вываливает на игрока остатки своего контента в виде машин Группы Б (давая именно пройти на них чемпионат, а не выдаёт их игроку за особые заслуги, как, например, Lancia Stratos в Colin McRae Rally 2.0 за выигрыш чемпионата на максимальной сложности), то и говорить о том, что ты игру прошел, можно только после его прохождения.

Ну как сказать, контента. В игре 3 класса машин, но самих машин всего 11 – 5 машин зачёта Kit Car, 3 машины класса WRC и 3 машины Группы Б. Стран представлено аж 12, но в каждой из них всего по 2 спецучастка (и того 24 в сумме). Сдвоенные спецучастки, по типу «Гонки чемпионов», отсутствуют как явление, а время прохождения чемпионатов WRC и Легенда (по секундомеру, без учёта переигрываний) составит чуть больше часа.

Stage 2

И вот, выбрав желаемый режим гонки, мы оказываемся на трассе. Что же мы там видим? А видим то, что Pro Rally 2001 ожидаемо хорошо выглядит. Ожидаемо потому, что Pro Rally 2001 – ПК-эксклюзив и разработчики намного реже позволяли себе стандартное консольное ухищрение «запрём игрока в узком коридоре из деревьев, чтобы разменять мелкую детализацию на дальность прорисовки», отчего локации смотрятся не в пример естественнее, чем во многих других раллийных симуляторах. Ещё лучше поработали художники Ubisoft Barcelona – как с проработкой деталей, так и с цветовой гаммой трасс. На Pro Rally 2001 просто приятно смотреть (с поправкой на год выхода, само собой). Представьте себе нечто среднее между PS1-версией Colin McRae Rally 2.0 и играми, ориентированными на технологическую базу PS2, Xbox и GameCube (RalliSport Challenge, например) и вы получите почти законченное представление о том, как выглядит Pro Rally 2001. И это, на секундочку, в 2000 году, во времена, когда скачки графики происходили намного чаще и были намного больше.

Сами трассы разнообразны не только внешне, но и по строению. Если Корсика пестрит шпильками и прочими «разворотами вокруг пальмы», где вы будете жать ручник едва ли не чаще, чем газовать, то, например, в Кении большая часть длины трасс – прямая сквозь пустыню, где от одного неловкого движения рулём вашу машину может поставить боком.

А вот с местной моделью повреждений всё не так однозначно. Выглядит она неплохо (до лидера тех лет, в лице Carmageddon 2: Carpocalipse Now далековато, но всё равно неплохо), но она «не зачем» - вы можете, буквально, скрутить машину в бараний рог, но если вам, после ваших действий, не «прокнуло» повреждение подвески (то самое, которое вы должны были заработать ещё два удара фарой в дерево назад), машина будет ехать как целая. Cкрученная в бараний рог, но целая. А вот то, что вам «прокнет», определяется, похоже, генератором случайных чисел или чем-то подобным. Можно проехать один и тот спецучасток почти одинаково, но, в первом случае получить полностью сломанный ручник (нужно ли для этого им пользоваться? нет, не нужно) и повреждённую коробку, а во втором – повреждённую турбину и подвеску. Комбинаций много, смысл один – повреждения вашей машины с вашими действиями на трассе на 100% не связаны. Предсказуемо ломается только турбина – когда вы едете на предельных оборотах слишком долго.

С тем, что доносится из колонок, тоже всё не столь хорошо – музыка во время гонок, которая зачем-то есть (благо, она не ритмичная и ударная – не отвлекает от игры и не заглушает штурмана), приемлемо реализованные звуковые эффекты (кроме звука от зрителей – он слишком резко появляется и исчезает), Борис Репетур в роли штурмана и на озвучке, текст для которой переводили далёкие от ралли люди (там, где нужно говорить, например, «правый четыре», Репетур говорит «четыре правых») и не очень подходящая по стилю средней паршивости заглавная тема в меню.

Но больше всего вопросов вызывает физика. Однозначно аркадной, как в Mobil 1 Rally Championship или Network Q RAC Rally Championship, физика не является. Но и симуляторной, как в Richard Burns Rally или хотя бы Rally Trophy, её тоже не назовёшь. Что, разработчики нашли хороший баланс между этими двумя крайностями? Нет, не нашли. Помните физику в Need for Speed: Porsche Unleashed? Так и здесь – разработчики не нашли малый вес, большую вёрткость, трамвайную траекторию и устойчивость машин, и возможности, на этом всём, сгладить любую ошибку (слово «растеряли» здесь неуместно, ибо это их дебют), а на серьёзную физическую модель без контроля стабильности, но с достоверной передачей ощущений от вождения и особенностей поведения каждой из машин и типов покрытий, у них, похоже, не хватило знания матчасти (настройка болида здесь, к слову, крайне скудная – можно выбрать тип КПП, тип резины и жесткость подвески, на этом – всё). И от аркады ушли, и симулятор не сделали.

Ответ же на вопрос, что с этим делать, находится в Pro Rally 2001 там же, где и в Need for Speed: SHIFT – за рулём. В ту секунду, когда включаешь вид из-за руля, как в SHIFT, и понимаешь, что СНАЧАЛА в игре идёт поворот руля, а уже ПОТОМ – поворот самой машины, тоже как в SHIFT, разобраться в логике местного управления автомобилями становится сильно проще. Казалось бы, вот оно, решение – играй с видом из-за руля и всё будет хорошо. Нет, не будет – вид из-за руля здесь сделан так себе (совсем не на уровне Project Gotham Racing 4 или того же SHIFT), а при его включении с экрана пропадает мини-карта, которая, из-за местной физики и того, как здесь этот самый вид из-за руля реализован, периодически очень нужна.

Интересно ли ездить в Pro Rally 2001 по итогу? Не очень. Но, при всех выкрутасах местной физики машин, она здесь хотя бы есть, в отличие от Top Gear Rally или Sega Rally Revo и машина здесь более-менее ощущается машиной. А ещё, такой не очень удавшийся намёк на симуляторность – способ увести Pro Rally 2001 от прямого столкновения с дистиллированно аркадными играми, типа тех же Mobil 1 Rally Championship или Network Q RAC Rally Championship, которое она, из-за малого количества контента, не пережила бы.

* * *

Вообще, результат вышел закономерным для первой игры неопытной команды разработчиков – старательный, но не слишком большой и дорогой пробничек, авторы которого очень хотели сделать даже не хорошую, а самобытную, не похожую на конкурентов игру, которая будет занимать свою конкретную нишу. А сделали ли они её хорошей? Да, но не более чем. Есть игры более разнообразные (сингловый режим гонок с несколькими соперниками появится только в сиквеле, Pro Rally 2002), с лучшим балансом аркадность\симуляторность (Colin McRae Rally 2.0) и большим количеством трасс и машин (Mobil 1 Rally Championship). Более красивые игры, чем Pro Rally 2001 тоже есть, но вышли они только пару лет спустя с прицелом на технологическую базу консолей шестого поколения (RalliSport Challenge, например). По идее, именно после знакомства с вышеупомянутыми играми и можно браться за Pro Rally 2001.

С другой стороны, даже так, со всеми вытекающими из неопытности разработчиков недостатками, скудным бюджетом (который, помимо прочего, вылился ещё и в невозможность менять погоду и время суток на спецучастках) и без явного движения в одном направлении (приправленные в нашей стране ошибками локализации), сделать «просто что-то хорошее» у Ubisoft Barcelona получилось. Pro Rally 2001, как минимум, красива и разнообразна визуально и геймплейно (за счёт трасс, структуры и грамотно выстроенной кривой сложности). Уже неплохо в целом, но до чего-то выдающегося не дотягивает. Именно этим одним предложением можно описать всю Pro Rally 2001 – неплохая, но не выдающаяся игра. А ещё её мало дают.

Реиграбельность — нет Классный сюжет — нет Оригинальность — нет Легко освоить — да Оправданность ожиданий: 70% Геймплей: 7 Графика: 9 Звук и музыка: 6 Интерфейс и управление: 8

Дождались? Дёшево, не очень сердито, но всё равно неплохо. Раллийный симулятор, в который стоит сыграть. После прохождения всех более значимых, к сожалению.

Оценка: 7.0 (Хорошо)

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Вайбы Игромании
+2
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости