Обзор Biomutant. Экоигра о милой красной панде – провал года
Обзор спорного долгостроя.
Мало каким играм удается выбраться из производственного ада, пробыв в нем несколько лет. Далеко не каждый современный проект с бюджетом крупнее рисованной инди-игры полностью посвящен антропоморфным животным. Песочниц с полноценным открытым миром, нацеленных именно на подростковую аудиторию, кажется, вообще не существует. Biomutant от молодой шведской студии Experiment 101 все эти редкие качества совмещает – потому на анонсе в 2017 году игра выглядела очень самобытно и интересно.
Затем что-то пошло не так. Хотя в данном случае даже не «что-то», а примерно все.
Задумка – одна на миллион. Подростков учат эко-активизму через героический эпик
Мне больно ругать Biomutant: в первые полчаса, когда игра только представляет свой концепт, она выглядит как самый важный релиз на свете. Речь о завязке сюжета: действие разворачивается на постапокалиптической Земле будущего. Глобальная экологическая катастрофа истребила все человечество (кроме нескольких космических кораблей, улетевших срочно искать новый дом), а животные повально мутировали, приобрели антропоморфное строение тела и даже создали собственное общество. В мире воцарился хрупкий баланс, который поддерживает гигантское Древо жизни, но ему угрожают 4 Пожирателя миров. Если ничего не предпринять, Земля вот-вот окончательно погибнет.
Спасать мир предстоит персонажу игрока – красной панде со шрамом на глазе, внешность и характеристики которой настраиваются в редакторе. У героя есть заранее определенная предыстория «последнего выжившего своей деревни, который должен отомстить убийце родителей», ей посвящена вся кампания в то же степени, что и защите Древа жизни. Только в действительности это не самое важное, что есть в повествовании Biomutant.
Для самих авторов явно было приоритетнее раскрыть саму причину уничтожения мира людей – ту самую экологическую катастрофу. Во время своего путешествия по открытому миру герой то и дело встречает руины нашей цивилизации: городские кварталы с разрушенными зданиями, секции автострад, разные промышленные строения, полузасыпанные железнодорожные пути. Там, где в какой-нибудь Horizon Zero Dawn остатки человеческого мира не давали четкого ответа на вопрос «Что с ними произошло?», в Biomutant все предельно очевидно с самого начала: водоемы залиты нефтепродуктами, повсюду разбросаны гигантские свалки и другие источники загрязнения.
Будто этих непрозрачных намеков было недостаточно, все действующие персонажи игры постоянно рассказывают герою: люди вымерли, потому что загубили природу.
В случае с Biomutant даже такое назойливое проговаривание морали работает. Во-первых, потому что персонаж (и игрок) в основном движимы стандартной историей мести и спасения мира, а экологический комментарий лишь добавляет ей «стилизации». Во-вторых, тема эко-активизма раскрыта даже в механиках: в Biomutant нужно добывать ресурсы (резину, пластик, дерево и так далее) и разбирать ненужные вещи (то есть учиться принципам zero waste), чтобы получать мощную экипировку.
Очевидный и при этом оправданный посыл «о природе надо заботиться» – единственное, что Biomutant по-настоящему удалось. До этого я не встречал больших проектов с настолько положительной и актуальной моралью, а потом до последнего надеялся, что смогу похвалить игру за что-то еще. Только на финальных титрах пришлось признать, что рецензия все-таки будет разгромной.
Biomutant – это свалка идей, в которой все сделано кое-как
Самая амбициозная система игры мотивирует сражаться не покупным оружием или тем, что выпадает из монстров, а постоянно мастерить что-то на коленке. Основной поток лута, сыпящегося из разбросанных по миру тайников и поверженных монстров – это именно компоненты для крафта. Какой-нибудь прицел или магазин для огнестрела, рукоятка или лезвие оружия ближнего боя. Даже одежда (она же броня) сама по себе не очень эффективно: нужно обязательно использовать все доступные слоты модификаций, чтобы увешать предмет различными металлическими пластинами с шипами и прочим хламом.
Благодаря этому внешность героя всегда соответствует эстетике «выжившего в постапокалипсисе»: собрал лучшее из того, что нашел, не особо переживая о внешнем виде. Чувствуешь себя самым отважным воином-мусорщиком на свете – это необычный опыт.
Только любовь разработчиков к собирательству к хламу видна и во всем остальном – уже в негативном смысле. В Biomutant пугающее количество механик, идей, систем и контента: крафт, торговля, собирательство, ездовые животные, транспорт, мини-боссы, система морали, сайдквесты, несколько концовок. На бумаге звучит здорово, будто у Experiment 101 получилась песочница со взрослыми амбициями. На деле видно, что ни одна из составляющих Biomutant не доведена до ума.
Сырую реализацию лучше всего видно по системе диалогов и самому сценарию. Biomutant гордо подают как ролевую игру во всех смыслах: даже при общении с NPC герой может выбирать реплики. Проблема в том, что большинство развилок лишь определяют, какой из нескольких предложенных глупых вопросов задаст персонаж – ему буквально повторят другими словами то, что только что объяснили. Настоящий выбор дают между злыми и добрыми поступками (спасти или пощадить какого-нибудь негодяя), но и эту поверхностную систему обесценили. После каждого подвига или злодейства на экране появляется раздражающий ангелок или дьяволенок, произносящий что-то в духе «Да-да-да, свет добра это очень-очень здорово!». Герой может либо ответить фразой вроде «Да будет свет!» (тогда шкала светлой кармы увеличится), либо вдруг сказать «Фу, от света болят глаза» (тогда все будет зря).
Все это выглядит глупо даже по меркам совсем дестких игр (а Biomutant – все-таки посерьезнее, для подростков). Учить аудиторию тому, что мир буквально делится на свет и тьму – совсем уж моветон.
Кстати о диалогах – они скучнейшие. Вместо того чтобы озвучить каждого NPC или обойтись текстовыми репликами, авторы пошли на глупейший компромисс: все персонажи Biomutant разговаривают на джибберише (бессвязными звуками), а содержание их реплик герою пересказывает один и тот же закадровый голос. Причем он делает это безэмоционально и очень сухо, из-за чего и без того плоские зверюшки превращаются в функциональные картонки или даже белый шум. Biomutant вполне могла уйти в комедийную тональность или хотя бы попытаться выстроить обещанный геройский эпик – вместо этого сюжет подается как безразличный пересказ самого себя.
Пришлось играть через силу
Итоговая оценка может вас удивить: в самом тексте я ругаю Biomutant так, будто это нечто совсем ужасное. В действительности игра именно что посредственная: она не сломана фундаментально, ее можно пройти от начала до конца без каких-то критических ошибок и проблем. Только мотивации делать это совсем мало – не будь игра моей рабочей задачей, я бы удалил ее после двух-трех часов.
Здесь, например, очень много сражений, превращающихся в унылое закликивание. Герой может использовать оружие ближнего боя (или собственные кулаки), огнестрел, несколько стихийных умений и даже вунг-фу (местные суперудары), а также ставить блок и парировать – все теоретические составляющие классной боевой системы на деле. В реальности быстро замечаешь, что эффективнее всего расстреливать любого врага издалека, просто не подставляясь под его атаки – это ультимативная стратегия на все случаи жизни.
Даже при условии принципиального отказа от огнестрела ситуация не улучшается: в ближнем бою нужно спамить кнопкой парирования, чтобы поймать и практически ваншотнуть врага мощным комбо.
На фоне этого система прокачки (здесь аж четыре вида апгрейдов при каждом повышении уровня) выглядит насмешкой: эти цифры мало на что влияют. Я тратил все очки параметров на удачу (повышает шанс нахождения предметов) и спокойно пробежал вторую половину игры, даже отставая от врагов на несколько уровней.
Чтобы вы ни делали, механики Biomutant вызывают скуку. Кажется, будто за эти годы игра не продвинулась дальше прототипа, либо создавалась для мобильных платформ. Даром что технически все работает сносно: на PS5 игра запускается по обратной совместимости, за все прохождение вылетела пару раз. Один раз мини-босс забросил моего героя сквозь текстуры на чердак дома, откуда получилось выбраться только загрузкой последнего сохранения – вместо раздражения я решил, что со мной наконец произошло хоть что-то интересное.
* * *
Продолжать обзор Biomutant пришлось бы в том же духе: поочередное перечисление каждой из десятков механик и констатация «работает, но не вызывает интереса». Вопросы не вызывает разве что дизайн самого мира – он удивительно красочный и приятный, хоть и технически устаревший.
Обиднее всего, что Biomutant своим появлением загрязнила крошечную нишу больших семейных эко-игр. Кажется, как минимум в ближайшее десятилетие территория будет необитаемой, потому что у руководителей игровых издательств будет пример неудачного проекта с такой идеей.
Сюжетка Mortal Kombat 4 – один сплошной мем. Вы устанете смеяться
Превью Deathloop: стильный стелс-экшен о временной петле от авторов Dishonored
Надеюсь, что другой долгострой (dying light 2) не разочарует, но верится с трудом
Что именно непонятно с HZD? Там как раз все предельно ясно, что с людьми стало.