Свет или Тьма? Анализ турниров нового сезона
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В Dota 2 баланс сил между Radiant и Dire — вечная тема для споров. Влияет ли сторона на исход матча? Я проанализировал статистику пяти крупных турниров после TI13, чтобы найти ответ. Разберёмся с винрейтами, первым пиком, контролем Рошана и макроигрой, и, главное, поищем связи между этими факторами.
1. Винрейт Radiant и Dire
На четырёх из пяти турниров Radiant сохраняли стабильное преимущество с винрейтом около 53–54%. Однако BLAST Slam Season 1 стал неожиданным исключением: Dire одержали 55.8% побед. Это редкий случай, когда баланс сместился в их сторону, что, вероятно, связано с малой выборкой: всего 43 матча, что минимум в половину меньше, чем на любом другом турнире из списка.
2. First pick, стороны и их влияние на результаты
Перед игрой команды традиционно бросают монетку. Победитель получает право выбора между стороной и очередностью пика. Это балансирует игру и добавляет стратегический элемент уже на этапе подготовки: команды должны исходить из текущей меты и своих сильных сторон. На рассмотренных турнирах, угадавший монетку, чаще всего выбирал первый пик или сторону Radiant.
С течением турниров, мы видим снижение частоты первого пика у Radiant. Если на PGL Wallachia Radiant доставался первый пик в 34.7% матчей, то на ESL One Bangkok этот показатель снизился до 11.6%.
Винрейт с первым и вторым пиком
Силы света на коне: First pick и сторона света — лучшая комбинация для победы. Несмотря на низкую частоту получения первого пика, Radiant демонстрировали выдающиеся результаты при его наличии. На ESL One Bangkok они выиграли 70% матчей с первым пиком — рекордный показатель за весь сезон.
Dire отстают: Команды начинавшие игру со вторым пиком и на стороне тьмы, похоже, изначально были в проигрышном положении. Только на BLAST Slam Season 1 Dire удалось реализовать первый пик и выйти в плюс для себя (58.3% побед), что стало одной из причин их общего успеха на турнире (55.8% победный процент).
3. Контроль Рошана: цифры, карта и реальное влияние
На первый взгляд, Dire чаще забирают Рошана на большинстве турниров. Например, на BetBoom Dacha Belgrade 2024 они убивали босса в среднем 1.55 раза за игру, тогда как Radiant — 1.41. Однако удивительно, что это происходит несмотря на специфику игр и выгодное расположение Radiant на карте.
Почему это странно?
Рошан на ранних стадиях: Первый Рошан чаще всего убивается в промежутке между 20-й и 25-й минутами — именно тогда, когда он находится на территории Radiant. Кроме того, Radiant имеют доступ к аванпосту, что даёт им дополнительный контроль в этом районе карты и самое главное возможность быстрее вернуться в сражение после байбека. Тем не менее, Dire умудряются забирать Рошанов чаще. Вероятно, благодаря более удобному расположению лесных лагерей и возможности их стакать, вследствие этого более эффективному фарму и экономическому превосходству.
Поздняя игра и влияние аванпостов: В поздней игре ситуация меняется. По мере того как команды заходят в лейт гейм, Radiant могут перехватывать инициативу благодаря аванпосту, который остаётся ключевой точкой для контроля Рошана. В среднем все следующие Рошаны (куда более значимые с точки зрения Aegis и Refresher Shard), также появляются на стороне Radiant.
Это объясняет, почему Radiant, несмотря меньшее количество убийств Рошана, имеют более высокий винрейт. Они забирают более важных Рошанов на поздних стадиях игры, что чаще приводит их к победе.
Рошан как ключ к победе
Таким образом, контроль Рошана у Dire на ранней стадии — это способ компенсировать отставание или развить преимущество в темпе игры. Но на поздних стадиях Radiant перехватывают инициативу, используя своё топографическое преимущество. Это может объяснить их стабильный винрейт на большинстве турниров.
В итоге, цифры показывают лишь часть картины: не так важно, кто убивает больше Рошанов, как кто забирает их в ключевые моменты игры. Radiant, благодаря своему контролю карты и аванпостов в поздней игре, выигрывают эту стратегическую битву.
4. Продолжительность матчей и темп игры
Примерно одинаковая длительность игр говорит о том, что ни у одна из сторон не дает преимущества в этом аспекте.
5. Макроигра: контроль карты и курьеры
Здесь ситуация напоминает динамику с Рошаном: снова Dire лучше справляется с поиском чужих вардов и убийством курьеров, однако это преимущество не всегда удается эффективно конвертировать в победы.
Вывод
Radiant, несмотря на редкие исключения, демонстрируют стабильное преимущество, которое можно объяснить несколькими факторами:
- Контроль Рошана в поздней игре: Radiant, благодаря своему аванпосту, эффективнее контролируют Рошана в ключевые моменты матча, что напрямую влияет на исход игры.
- Успех с первым пиком: статистика показала, что лучше не отдавать противнику и first pick и сторону Radiant. В среднем такой сетап выигрывает 3 из 5 игр.
Dire, с другой стороны, могут компенсировать отставание агрессивной игрой и контролем Рошана на ранних стадиях.
Однако, им не удается стабильно добиваться побед, даже имея преимущество.
Возможно, уже в следующем патче 7.38 разработчики решатся на изменение карты, и баланс сил между Светой и Тьмой снова пошатнется.