Покажите этот текст родителям, которые недовольны, что вы постоянно играете. Здесь – ответы на базовые вопросы о киберспорте
Устраняем недопонимание между поколениями.
Недавно в российском киберспорте произошел максимально неприятный инцидент. 20-летний игрок в Apex Legends Данил «OLDIS» Чечнев сообщил, что его отец отключил интернет прямо во время профессионального матча, а его команда из-за этого проиграла. От слов Данила после игры становится очень грустно:
«Что ж. Во время моей последней игры отец вырубил мне интернет. Нас тут же убили. Я думал, что разговариваю тихо, но сквозь стены слышно все. Родители не понимают моих интересов.
Мне некому пожаловаться, рассказать о своих проблемах, поэтому я пишу сюда. Миллионы часов работы ушли в никуда, потому что никто меня не понимает. Я не прошу поддерживать меня, писать слова поддержки. Мне просто не с кем поговорить»
Отец отключил интернет российскому игроку в Apex. Во время полуфинала. В твите парня – боль и одиночество.
Проблема отцов и детей вечная. Но киберспорт – не то, из-за чего родные люди должны ссориться. Sports.ru докажет, что киберспорт – это серьезно, и ответит на популярные вопросы, связанные с видеоиграми.
Киберспорт – что это вообще такое?
Киберспорт – это соревнования по компьютерным или мобильным играм. В России киберспорт признан официальным видом спорта; по нему можно получить спортивные разряды.
По жанрам киберспорт можно разделить на шутеры, стратегии, карточно-коллекционные игры, спортивные симуляторы. По играм этих жанров проводятся официальные соревнования.
Таким образом, юридически условный футболист и игрок в видеоигру – это два спортсмена, разница между которыми лишь в виде спорта. На практике спорт и киберспорт, конечно, отличаются. Но сходств больше чем, кажется на первый взгляд.
А правда, что в киберспорте одни дети?
Вовсе нет. Средний возраст киберспортсменов колеблется от игры к игре. Например, в одной из самых популярных игр в СНГ Counter-Strike средний возраст профессиональных игроков, согласно исследованию блога «Бородатый Киберспорт», равен 23 годам. А вот в Fortnite с мультяшной графикой киберспортсменам в основном меньше 17 лет.
Считается, что в стрелялки проще играть молодым ребятам, так как со временем реакция ослабевает, а это важнейшее качество для игр данного жанра. Но Антон «Cooller» Синьгов в свои 33 стал чемпионом по Quake – игре, где скорость реакции и прицеливания всегда была решающим фактором. Он обыграл в финале венгра Raisy, которому было 24 года.
Чемпион мира по Dota 2 Клинтон «Fear» Лумис рассказывал, что в 27 лет он побеждал в тестах на реакцию 16-летних игроков:
«Однажды мне сказали, что я слишком стар для «Доты». Я видел, как другие игроки завершают карьеру, потому что они действительно считают себя стариками, я просто не мог понять — почему? Слышал, что рефлексы в играх снижаются по мере того, как вы становитесь старше, — но я постоянно проходил тесты на реакцию с молодыми игроками (например, с Сумаилом, которому было 16) и уделывал их, будучи старше на 11 лет.
Возможно, я один из первых игроков, кто всерьез настроен играть и после 30 лет. Надеюсь, многие последуют моему примеру, потому что это поможет киберспорту в целом. Главное — не чувствовать себя никчемным лишь из-за цифры в паспорте и предрассудков окружения».
В той же Dota 2 киберспортсмены в возрасте – вообще не редкость. Клемент «Puppey» Иванов – капитан лучшей команды в мире на данный момент. Ему 30 лет, он женат и по-прежнему входит в число лучших игроков.
Самый важный вопрос: компьютерные игры вредны для здоровья?
Не вреднее, чем другие виды спорта. Каждый спорт, если им заниматься профессионально, так или иначе вредит здоровью. Футболисты мучаются с коленями, хоккеисты – с голеностопами. Для киберспортсменов опасность представляют травмы локтевого сустава и спины из-за долгого неестественного положения частей тела. А туннельный синдром, проявляющийся болями в кисти руки – вообще профессиональное заболевание офисных работников и киберспортсменов. Спорт высших достижений всегда калечит людей, это риск, на который идут спортсмены ради мечты.
Что касается физической формы, каждый случай уникален. Есть те, кто предпочитают целыми днями сидеть дома. А есть такие киберспортсмены, как Таль «Fly» Айзик – капитан сильнейшей американской команды Evil Geniuses. Его отец – семикратный чемпион Израиля по дзюдо, он привил сыну любовь к здоровому образу жизни и тренировкам с детства.
Но и многие запустившие себя киберспортсмены со временем выправляют физическую форму. Вот здесь – 9 ярких преображений. Один из игроков даже стал бодибилдером!
Толстячки из киберспорта, которые внезапно похудели
Все больше игроков понимают, что хорошая физическая форма улучшает работу мозга и помогает в играх. Вот цитата игрока Team Spirit, Александра «TORONTOTOKYO» Хертека. «Я сутками катал в Доту, поднял рейтинг до топ-20-30, но в какой-то момент стал плохо играть, упал до топ-300 и впал в депрессию. Я сделал вывод: это связано с тем, что я плохо питался, у меня был плохой режим, я не гулял на улице и не занимался спортом. После этого я даже опять бросил Доту. Но примерно год назад я вернулся, но с настроем, что я буду хорошо питаться и соблюдать режим, сочетая это с игрой». Сейчас Хертек – один из лучших игроков нашего региона.
Очевидно, что при желании игрок спокойно совместит компьютерные игры и физическое саморазвитие.
Польза футбола или хоккея понятна. А чем полезны компьютерные игры?
Во-первых, киберспорт сочетает в себе почти все черты классического спорта:
- соревновательный дух;
- навык работы в команде;
- общение с людьми со схожими интересами, новые знакомства;
- развитие целеустремленности.
Компьютерные игры из-за своей специфики развивают терпение и усидчивость. Одно дело – играть пару часов, совсем другое – тренироваться ежедневно по 10 часов за компьютером.
«[В киберспорте] нужно невероятное количество времени, – рассказывал один из лучших игроков в мире по Dota 2 Владимир No[o]ne Миненко. – Лично я и моя команда, когда мы не на тренировочном сборе, тренируемся от 8 до 15 часов. Бывают перерывы, плохие дни, но 24-25 дней в месяц ты тренируешься по 8 часов минимум. Это просто, чтобы стать профессионалом, а потом тебе нужно поддерживать форму, улучшать и так далее. С самого начала я вообще играл почти по 20 часов в день».
Есть уникумы, которые настолько горят игрой, что жертвуют даже сном в пользу тренировок: корейцы Piglet, Fenix, россиянин Zitraks рассказывали, что спят по 4 часа в сутки. Но такой режим не гарантирует ни успеха, ни хотя бы прогресса. В первом сезоне лиги Overwatch тренер абсолютно худшей команды Shanghai Dragons заявил, что его игроки тренируются по 12 часов 6 дней в неделю. Драконы в итоге закончили сезон с немыслимой статистикой 0 побед – 40 поражений.
Киберспортсмены тренируются до 13 часов в сутки. Обычный день – жестче, чем у футболиста
Большинство киберспортивных игр – командные, а это значит, что в этих играх многое решает тактика и стратегия на игру, то есть развивается аналитическое мышление.
А что с учебой, университетом?
Если человек хочет заниматься спортом профессионально – он так или иначе будет меньше времени уделять учебе. Факт в том, что совмещать учебу с киберспортом проще, чем с обычным спортом. В классических видах спорта у профессионалов с подросткового периода начинаются постоянные сборы, разъезды, двух- или трехразовые тренировки. В таком режиме на учебу попросту не остается сил. А играя в компьютерные игры, ты большую часть времени проводишь дома, имея возможность тренироваться и учиться одновременно.
В профессиональном киберспорте есть успешные примеры совмещения игры и образования. Двукратный чемпион мира по Доте Себастьян «Ceb» Дебс учился в бизнес-школе и параллельно строил карьеру киберспортсмена.
Другой киберспортсмен, Людвиг «Zai» Уолберг в 17 лет занял третье место на Чемпионате мира по Доте, а затем взял перерыв, чтобы закончить учебу. Вот что он сам говорил по этому поводу:
«Сложно находить баланс между киберспортом и учебой, особенно когда постоянно в разъездах из-за турниров. Пока рано говорить, как повернется моя карьера. Я не уверен на 100%, что хочу посвятить ее всю киберспорту. Лучше поиграю, а потом уйду и займусь каким-то обычным делом. Я учусь в экономическом классе, очень интересно. Мне нравится экономика».
Через 8 месяцев он вернулся на профессиональную сцену и вновь стал одним из лучших игроков мира.
Ну хорошо. Но неужели на компьютерных играх можно зарабатывать?
Еще как! Самый яркий пример – Кайл «Bugha» Гирсдорф, он стал чемпионом мира по компьютерной игре Fortnite в 16 лет. За победу он получил 3 млн долларов. В послематчевом интервью Кайл был краток: «Я не могу описать словами все то, что я сейчас чувствую. Я просто очень счастлив. Все мои старания и сыгранные матчи – все воздалось».
Интересно, что сумма, которую Кайл получил за победу на турнире, превышает многие призовые в большом спорте. За победу на «Уимблдоне» Новак Джокович получил 2,9 млн долларов, футболисты сборной Франции – всего по 300 тысяч евро за победу в финале ЧМ в России, а Тайгер Вудс – 2 млн долларов за «Мастерс» по гольфу.
Киберспорт с каждым годом становится популярнее, в том числе и в нашей стране. С российскими киберспортсменами заключают рекламные контракты такие бренды, как Nike, Gillete, Head&Shoulders.
Киберспортсменов зовет к себе Иван Ургант:
Но важно понимать, что это лучшие из лучших.
Сколько зарабатывает невыдающийся киберспортсмен?
Игрок в Dota 2 Владислав «BLACKARXANGEL» Иващенко рассказывал, что у средних игроков в этой дисциплине зарплата от 20 до 55 тысяч рублей. Но зарплата есть только в том случае, если с тобой подписала контракт организация. Команды часто выступают без каких-либо контрактов. Тогда их единственный доход – призовые на турнирах. Не занял призовое место – не получил ничего. Призовые на турнирах среднего класса варьируются от одного до нескольких миллионов рублей на команду (в команде – 5 игроков), а низкого – от 70 до 300 тысяч рублей. В другой популярной в СНГ игре, Counter-Strike, зарплаты новичков разнятся от 12 до 35 тысяч рублей.
Но даже на такой уровень выйти очень непросто, не говоря уже о крупнейших мировых соревнованиях. В Dota 2 есть таблица рейтинга лучших игроков четырех регионов: Америка, Европа, Юго-Восточная Азия и Китай. Чтобы быть замеченным, нужно войти хотя бы в топ-500 лучших игроков в Доту. В январе 2021 года в Доте было 7,701,299 уникальных пользователей. То есть вам нужно стать лучше, чем 99,994% игроков.
И даже это не гарантирует вам места в профессиональной команде. В топ-500 примерно половина профессиональных игроков с контрактами, остальные же иногда играют в различных командах-однодневках, либо же зарабатывают на жизнь стримами.
Как и в других видах спорта, в киберспорте колоссальная конкуренция, ведь почти все подростки так или иначе играют в компьютерные игры. Если ваш ребенок много играет, это не значит, что он станет киберспортсменом. Также как и тот, кто занимается в футбольной секции, необязательно будет футболистом.
Но это ведь не повод отнимать у ребенка мечту, верно?
Чем может помочь семья?
В первую очередь – поддержать морально. Это действительно мотивирует.
Успешный российский киберспортсмен Владимир «RodjER» Никогосян рассказывал, как они всей семьей смотрят игры, а сама игра помогла Владимиру сблизиться с семьей:
«Для меня главное – мои родители и родные люди. Мне по кайфу с ними время проводить. Когда они стали шарить за Доту, тем для разговора стало больше. Мы сблизились и открылись. Я стал к ним относиться как к друзьям».
(RodjER – второй справа)
Абсолютно все родители поначалу относятся к увлечению компьютерной игрой настороженно. Это нормально. Послушайте интервью мамы известного киберспортсмена Артура «Arteezy» Бабаева, где она прекрасно объясняет чувства родителей и волнение за будущее ребенка:
«Он тогда говорил «Мама, это очень серьезное дело, я буду знаменитым, я буду богатым! Мне нужен новый компьютер, мне нужен хороший интернет». Мы не особо поверили, но раз ребенок хочет, почему бы и нет? Ему все это папа купил. Но он очень хорошо учился, это не повлияло – и мы согласились.
Пусть поэкспериментирует, пока он молодой, два-три года, максимум четыре – но не хотела бы, чтобы это длилось больше. Надеюсь, что он пойдет учиться, получит высшее образование, диплом. Мне мой диплом в жизни пригодился».
С момента интервью прошло больше 6 с половиной лет. Aртур продолжает играть на топ-уровне. За карьеру он заработал уже 2,2 миллиона долларов.
* * *
А вот инцидент с выключением интернета – это ненормально. Основная причина произошедшего – непонимание, что ребенок увлечен не ерундой, а серьезной мечтой.
Мы задали вопросы психологам: как вести себя ребенку и родителям в такой ситуации? Читайте в отдельном материале.
Агрессия и неадекватное поведение говорит о серьезных проблемах у человека. Хотелось бы свалить на "наследие совка", но к сожалению подобное не имеет причинно следственной связи с культурой, нацией или географией, везде встречаются подобные случаи и тут только время и распространение информации поможет справиться с этой проблемой.
По поводу ЦА: если человек в 18+ не может ни общий язык с родителями найти, ни себя обеспечить, вряд ли ему светит какая-то карьера киберспортсмена.
Что, простите, какие 300к на команду в мелких туриках? Вон "OCTAEXON LEAGUE" (лига с квалами), 500-800$ ВЕСЬ фонд, и это америка, а не СНГ.
Корейцы СК2 фармят, по 100-200$ за первое место в еженедельных туриках, так там играют всякие Мару и прочие "небожители" СК2.
Да и в целом, текст весьма бессмысленный. Кто его ЦА, родители? Их тут не так много, да и для взрослого человека - это набор банальных и очевидных вещей. Подростки? А им зачем это, лишние аргументы в споре с родителями? Ну-ну.
В целом, верно сказано, не все пинающие мяч становятся футболистами, но если условный батя условного игрока в квадрат (все знают что это?) затаскивает за условное ухо домой, ибо уроки пора делать, то это - нормально, а если этот же батя вырубает интернет малолетнему дотеру по той же причине, то тут же надо заводить песню про Артизи, так что-ли?
Ваш пример был бы адекватен, если бы площадка турнира по фристйлу находилась у бати в гараже.
По сути, пресловутый Олдис использует арендованное место для выступления. Платой служат его родственные отношения, но суть та же.
Полный аналог: если бы он же играл из компьютерного клуба, криками мешал остальным посетителям и нарушал установленные правила этого места. Что сделал бы админ клуба? Видимо, то же самое, что и отец Олдиса.
Хочет стать киберкотлетой, пусть сначала добьется хотя бы чего-нибудь на этом поприще с теми ресурсами, которые есть изначально и не жертвуя при этом иными "классическими" обязанностями (учеба и помощь родственникам, например).
Ноль.
А если это что-то кроме CS:GO, LOL или Dota 2?
Ноль в квадрате.
Вот и все, что нужно знать о киберспорте прямо сейчас, особенно в России. Безусловно, лет через 30 это будет серьезное направление с более крепкими перспективами, но начиная киберспортивную карьеру в качестве основной сейчас шансы на успех минимальны. Сколько людей испортили жизнь и здоровье, бессмысленно проводя годы за играми? Причем за одной, без какой-либо художественной отдачи и расслабления.
Прямо сейчас условный стриминг или видео на YouTube на ограниченную аудиторию за счет рекламы можно отбить при гораздо меньшем шансе неудачи, и то мало кто этим занимается.
То что он позволяет себе срываться в моменте и проявлять агрессию под каким либо соусом говорит лишь о том, что он не хочет или не способен признать проблему (в себе или в сыне, не важно) и найти решение.