Коммьюнити как замкнутая экосистема: что с этим делать?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Я никогда не следила за футболом. Тем не менее, я знаю, о важных событиях этого вида спорта, понимаю околофутбольные шутки, различаю довольно много популярных игроков и знаю правила этой игры чуть больше, чем на уровне «две команды гоняют мячик по полю». А теперь представьте, что будет, если отлавливать случайных людей, не связанных с Дотой, и задавать им вопросы про эту игру.
Количество денег в спортивных дисциплинах и киберспорте сравнивали не единожды, и у последнего дела идут совсем неплохо. Поэтому проблема здесь совсем не в том, что у одних есть средства на рекламу, а другие ими обделены. При этом последствия популяризации киберспорта выглядят достаточно радужно. Для одной стороны такой процесс легко конвертируется в деньги, к примеру, путём продажи мерча или привлечения траффика на определённые площадки. Простые болельщики тоже останутся довольны: кто-то получит новое увлечение, кто-то – больше контента по старому.
Люди не рождаются со знанием, что что-то интересно, что-то смешно. Чтобы кусочек информации заслужил внимание аудитории, ей необходимо рассказать о действующих лицах, что они делают и в чём нетривиальность ситуации. Без объяснения не было бы никакого Леонаодо Ди Каприо с Оскаром и прочих всем известных мемов.
Отсутствие массово доступного объяснения отделяет киберспорт от популярности. В некоторых случаях перевести шутки с языка коммьюнити на общепонятный достаточно просто, в других – требуется чуть больше упорства. Но людям, умеющим писать тексты и рисовать картинки, такое, естественно, под силу. Я же хочу вложиться в этот процесс тем, чем умею. Поэтому далее следует небольшой обзор площадок ВКонтакте, откуда возможно начать популяризацию Доты и возведения её в статус чего-то близкого к понятию «субкультура».
Я решила посмотреть, в каких сообществах, не относящихся к миру компьютерных игр, относительно часто встречаются любители профессиональной Доты. Для того, чтобы этих людей отыскать, я пошла в группу Ruhub’а и достала список её участников, а так же всю доступную информацию по их профилям. Последнее было не обязательным, но теперь я могу выдавать множество (не)интересных фактов об этих людях.
Например, почти 9% из них имеют Instagram-аккаунт, а 5% пользуются Twitter’ом. Эти цифры похожи на среднее по ВК, однако подписчики Ruhub’а нетипично редко оставляют ссылку на Facebook, и только 2.3% это сделали. Около 60% скрывают возраст, а для тех, кто не скрывает, средний год рождения – 1995, при условии удаления всех юных шутников, которые родом из 1900 и 1945. Кроме того 5% группы приходится на женский пол, 5% группы уже замужем.
На самом деле интересовали меня исключительно подписки этих пользователей. Помимо них, у меня был набор случайно выбранных профилей ВК. Задачей стало посмотреть на не-игровые сообщества, которые привлекают тех, кто заинтересован Дотой, больше, чем всех людей в среднем. Например, если из сотни дотеров, прошедших мимо паблика Х, 10 остановятся и подпишутся, а из ста случайных людей так сделают только пятеро, то такая площадка является целью моих поисков.
Абзацем ранее я неспроста перечисляла какие-то бессмысленные факты. Оказалось, что люди, вовлеченные в Доту, намного чаще подписываются на такие паблики, как «Не очень-то весёлые факты», «Интересно знать!», «Интересные факты». Для обычных пользователей это не входит даже в топ-100, а для киберспортивного коммьюнити попадает в топ-300. Вторая сильно выделившаяся группа состоит из пабликов на тему рэпа. Третья – на тему супергероев. Кроме этого, достаточно выделяются мужские сообщества вроде «Академии порядочных парней» или «Мужской рай 18+». Но в этом нет ничего удивительного, если учесть гендерный состав аудитории. И рэперы, и комиксы, и истинно мужские увлечения всё так же не попадают в топ-1000 для случайных пользователей, но находятся в топ-500 для интересной нам группы.
Если вас смущает, что я берусь рассматривать паблики, не попавшие даже в первую тысячу популярных сообществ ВК, то стоит сказать, что в них тоже очень много людей. Зачастую их количество исчисляется сотнями или хотя бы десятками тысяч. Меня не слишком интересуют самые популярные сообщества, потому что они очень часто встречаются у всех групп пользователей и не позволяют выхватить разницу между ними. Так, например, множество как дотеров, так и случайных людей подписано на «MDK» и «Киноманию», которые не характеризуют ни одну, ни другую группу.
Но даже с популярными пабликами нашлась пара сильно выраженных закономерностей. Во-первых, «Злой школьник» и «Весёлый студент» привлекают людей от мира Доты чуть успешнее, чем случайных. Это несложно объяснить молодым возрастом сообщества. Во-вторых, то же самое внезапно происходит с группами «Пикабу» и «Лентач».
В целом, находки меня порадовали. Существуют места, не имеющие отношения к Доте, где вероятность выхватить будущего адепта киберспорта чуть выше, чем в среднем по ВКонтакте. Причем текстовый контент не противоречит политике многих из этих сообществ, а именно он является решающим на этапе объяснения людям, что может быть интересного в неизведанном ими мире киберспорта.
Если знать, что к интересу к Доте обычно прилагается интерес к А,В и С, то можно выискивать места, где собираются люди, уже полюбившие А, В и С, и рассказывать им про киберспорт. Не тратьте вечер впустую – напишите веселую историю про Доту на Пикабу, дабы начать вербовку ничего не подозревающих людей в наши пока не слишком стройные ряды.
Stay tuned!
А зачем нам, простым игрокам в доту, приток новых людей?
Я не то что бы против, но сам для себя на этот вопрос ответить не могу, может от Вас услышу.
Спасибо за ответ