«Мастер» Дэвида Эйра: Джейсон Стэйтем против русской мафии
Жанр «кино с Джейсоном Стэйтемом» цветет и пахнет.
Бывший морпех британской армии Левон Кейд (Стэйтем) переживает не лучшие времена. После 22 лет службы он вместе с женой и дочкой переехал в США, но там на семью свалилась трагедия — супруга покончила жизнь самоубийством. Из-за этого жизнь Кейда покатилась по наклонной. Опеку за дочкой выиграл зажиточный дедушка, который при каждом удобном случае винит главного героя в смерти дочери. Сам Кейд начал работать на стройке, скопил немного денег, но при этом продолжает жить по-спартански в собственном пикапе. Накопленные деньги он хочет потратить на адвокатов и вернуть дочь.

В окружении героя не так много друзей. Одни из них — мексиканская семья, которая дала Кейду работу. Особенно теплые отношения у главного героя с дочкой застройщика Дженни, которая подкармливает Кейда домашней едой, зная о его кочевом образе жизни.
Но однажды Дженни отправляется в бар с подругами, откуда ее похищают неизвестные. Разумеется, Кейд оказывается первым человеком, к которому обращается семья девочки, и просит ее найти. Несмотря на то, что боевая карьера главного героя далеко позади, он соглашается и начинает поиски.

Главное о фильме «Мастер»
Дата выхода: 27 марта 2025 года.
Жанр: боевик.
Режиссер: Дэвид Эйр («Ярость», «Отряд самоубийц», «Пчеловод»).
Актеры: Джейсон Стэйтем («Большой куш», «Форсаж»), Дэвид Харбор («Очень странные дела», «Черная вдова»), Майкл Пенья («Патруль», «Ярость»), Джейсон Флеминг («Большой куш»), Арианна Ривас («Пара для выпускного»), Андрей Каминский («Джон Уик 4»).
Где смотреть: в кинотеатрах.
О чем фильм: новый боевик с Джейсоном Стэйтемом, в котором он спасает молодую девушку из рук русской мафии.
«Мастер» Дэвида Эйра — еще один в нишевом, но по своему симпатичном жанре «кино с Джейсоном Стэйтемом». Обычно формат у подобных картин не меняется от фильма к фильму: Стэйтем в образе (обычно) бывшего военного или бандита в одиночку или с небольшой внешней помощью на протяжении примерно двух часов уничтожает криминальные картели и синдикаты до основания. И можно сколько угодно кривить физиономию, но эта хрестоматийная сюжетная конструкция, которая появилась в кино еще в эпоху ранних Сталлоне и Шварценеггера, кажется, не надоест публике никогда.

В «Мастере» главными соперниками Стэйтема становится русская мафия, которая, несмотря на все ограничения и санкции, продолжает цвести внутри американской действительности. В фильме преступный синдикат занимается всеми привычными для подобной организации в кино делами: заказные убийства, распространение наркотиков, похищение людей. И судя по обрывкам информации, которые разбросаны по сюжету, занимается довольно давно. Но по закону жанра, ни численность структуры, ни ее боевой запас, ни, в конце концов, криминальный опыт группировки никак не смущают главного героя. Из этой невероятной и неравной схватки он, ну конечно, должен выйти победителем.
К тому же сама русская мафия тут списана как будто из какого-то комикса. Молодые рекруты синдиката — психованные клоуны в аляповатых костюмах, главы — демонические дяди в темных пальто, карикатурно, как будто дети, играющие в гангстеров. Смотреть на это до поры смешно, потом — грустно.

«Мастер» снял Дэвид Эйр. Еще лет десять назад, после выхода фильма «Ярость» с Брэдом Питтом, один из самых подающих надежды жанровых режиссеров Голливуда. Но затем в карьере Эйра случился «Отряд самоубийц» — оглушительный творческий (но не коммерческий) провал, в котором режиссер винил руководство Warner Bros. Те без ведома Эйра перемонтировали фильм, серьезно его сократив, и выпустили в таком виде в прокат. Да, «Отряд самоубийц» в итоге собрал в прокате почти $750 млн, но при этом был неистово заруган всеми — от индустриальной прессы до фанатов DC.
После этого Эйр начал оправдываться и заявлять, что его версия фильма, которую покромсали продюсеры, была куда логичнее, эффектнее и просто круче той, что добралась до кинотеатров. А после того как Netflix профинансировала выход режиссерской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера, он поднял новую волну недовольства, заявив, что тоже готов собрать свою режиссерскую версию «Отряда самоубийц». Но дальше шума в соцсетях и каких-то незначительных кулуарных слухов о вероятном релизе дело так и не дошло.
Теперь вот Эйр нашел себя рядом со Стэйтемом: «Мастер» — второй совместный фильм тандема после «Пчеловода». И сделанный, увы, куда менее опрятно. В свежей картине как будто все на месте: маскулинный Стэйтем, играющий желваками, карикатурные (но на грани) бандиты, перестрелки в жанре «в главного героя не попадаем», тупейшие и от того очаровательные диалоги. В эпоху VHS «Мастера» бы продавали с пометкой «Суперновинка».

Но если взглянуть на «Мастера» трезвым взглядом, то это, конечно, совершенно второсортное кино даже на фоне не самой эпохальной фильмографии Стэйтема. Пока главный герой разбирается с бандитами в кадре, фильм продолжает работать. Но как только Стэйтем исчезает и авторам картины приходится выводить на экран второстепенных персонажей и как-то связывать воедино приключения Кейда, все разваливается на части. При всей прозрачности зачина и сюжета в целом (фильмов с подобной историей — миллион), «Мастер» производит впечатление сумбурного, путанного (особенно во второй части) и от этого не очень эффектного боевика.
Проще всего «Мастера» сравнить с классикой — «Коммандо» с Арнольдом Шварценеггером. Обе картины используют похожий сюжет, «Мастер» даже копирует некоторые нарративные ходы боевика 1985 года. Плюс: в фильме есть как минимум две сцены, отсылающие к «Коммандо» напрямую — с выбором снаряжения на последнюю битву и поединок морпеха с десантником. Но как феерически глуповато, прямолинейно и от того красиво сделана картина с Арни — глаз не оторвать даже сегодня. И насколько же жеваным, скомканным и пресным выглядит на ее фоне «Мастер». Хочется обходиться в текстах без клише, но тут не получается — кажется, что фильм со Стэйтемом просто сделан спустя рукава.

И если в первой части картины, скажем так, детективной, когда главный герой только начинает распутывать криминальный клубок, история продолжается развиваться более-менее стройно, то вторая половина — это какой-то винегрет из перестрелок, постоянных и почти всегда нелогичных перемещений по разным локациям, каких-то тухлых предательств и продажных полицейских.
Вы скажете: Андрей, хватит придираться — это всего лишь боевик категории Б. Да, безусловно так. Но в последние годы именно в этой нише было столько прекрасного — от «Рейда» до «Джона Уика», — что автоматически начинаешь поднимать зрительскую планку. К тому же даже в низкобюджетном сегменте авторы боевиков как будто поняли, что простая и стройная история (помимо, конечно, эффектного экшена) — это один из главных залогов успеха таких картин. Но в «Мастере», повторюсь, это работает только в первые полчаса картины.
Но обиднее другое. Можете сколько угодно бросать в меня помидоры, но я уверен, что жанр «боевик со Стэйтемом» — кладезь возможностей и смыслов, даже в своей узконаправленной нише. В куда более умелых руках эти шумные грубоватые фильмы с колоритным артистом могли бы превратиться во что-то большее. Но, увы, пока такого не случилось.
***
Пон Джунхо: гид по полнометражной фильмографии режиссера
«Переходный возраст»: неожиданный хит от Netflix и один из главных сериалов года