«Электрический штат» от режиссеров «Мстителей» – один из самых дорогих фильмов в истории, как будто снятый нейросетью
Мискаст актеров, раздутый бюджет, слабая история и классные роботы.
США, альтернативные 1990-е. В стране только что закончилась война между роботами и людьми, которая чуть не привела к вымиранию последних. Спас людей гений-изобретатель Итан Скейт (Стэнли Туччи), придумавший шлем виртуальной реальности, который дал возможность людям управлять специальными экзоскелетами на расстоянии, что и перевернуло ход войны. После поражения роботы подписали унизительный договор о мире, который по сути сделал их изгоями. Их остатки свезли в специальный «электрический штат» где-то на западном побережье, а в остальных США машины стали считаться вне закона.

В этой войне в автомобильной аварии потеряла всю семью – родителей и вундеркинда-брата – главная героиня фильма Мишель Грин (Милли Бобби Браун). Но спустя несколько лет после происшествия в дом к ней и уже приемному отцу врывается неуклюжий робот, внешне повторяющий главного героя любимого Мишель и ее брата мультсериала. Несмотря на то, что машина разговаривает только цитатами из мультфильма, ей вскоре удается донести Мишель важную мысль: брат Мишель жив, и в машине содержится часть его разума. А чтобы узнать больше, она должна отправится вместе с ним через полстраны в тот самый «электрический штат», где она найдет ответы на все вопросы.
От редакции: Материал написал Андрей Загудаев — автор телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный» и YouTube-канала «Андрей Загудаев». Больше текстов от него ждите на Кибере. Подписывайтесь на блог!
Главное о фильме «Электрический штат»
- Дата выхода: 14 марта 2025 года.
- Жанр: фантастика, роуд-муви.
- Режиссер: братья Руссо («Серый человек», «Мстители: Финал»).
- Актеры: Милли Бобби Браун («Очень странные дела»), Крис Пратт («Стражи Галактики»), Куан Ке Хюи («Всё, везде и сразу»), Стэнли Туччи («Джули и Джулия»), Джанкарло Эспозито («Во все тяжкие»).
- Где смотреть: на Netflix.
- О чем фильм: экранизация графической новеллы об альтернативной вселенной, в которой шла война между людьми и роботами.
Еще шесть лет назад братья Руссо были на вершине мира. Они выпустили дуплетом «Войну бесконечности» и «Финал» – две части «Мстителей», которые просто взорвали бокс-офис. «Финал» даже ненадолго обогнал «Аватар» в топе самых кассовых фильмов в истории, в честь чего братья получили поздравительную открытку от Джеймса Кэмерона. Классический голливудский жест, когда кинематографисты предыдущего кассового рекордсмена приветствуют обогнавших их коллег.
После успеха «Мстителей» Руссо предсказуемо перехватили стриминги. Но криминальную драму «По наклонной» с Томом Холландом в главной роли сейчас, всего четыре года спустя, вспоминают, наверное, только ярые фанаты артиста. Фильм стоил довольно скромные $40 млн, вышел тихонько на Apple TV+ в 2021 году, получил смешанные отзывы и никогда не ходил в хитах сервиса.

Но потом в карьере братьев Руссо появился Netflix, который заманил кассовых режиссеров невероятными бюджетами. Шпионский боевик «Серый человек» стриминг рекламировал как свой ответ бондиане, а также как картину, которая должна была дать старт новой франшизе. 200-миллионный фильм с Райаном Гослингом и Крисом Эвансом также получил разгромную прессу, но вошел в число самых просматриваемых фильмов в истории сервиса. Однако, несмотря на заявленный еще в 2022-м сиквел, о его производстве сегодня мало что слышно.
А после этого Руссо взялись за экранизацию графического романа Саймона Столенхага, которая стоила Netflix невероятные $320 млн. Картина была в производстве с 2022 года и, как писали некоторые голливудские инсайдеры, какое-то время даже находилась в производственном аду, из-за которого бюджет «Электрического штата» заметно увеличился. Но ни дополнительные съемки, ни перенос релиза или шлифовка спецэффектов в итоге не помогли фильму. «Электрический штат» братьев Руссо, как и почти все их предыдущие картины, – это достаточно симпатичный по задумке, но очень слабо поставленный и сыгранный фильм. И, как и прежде у братьев, их, скажем так, снятый материал, не превращается в цельную картину, а так и остается набором кое-как связанных между собой сцен.

Вынесенный в заголовок байт на нейросети — не просто так. «Электрический штат» действительно производит впечатление фильма, фундамент которого как будто собирали смышленые, но предсказуемые вычислительные системы. И сейчас, когда после триумфа со «Мстителями» Руссо сняли еще несколько (спорных) картин, можно, кажется, точно определить, в чем основная проблема их кинематографа.
По моему мнению, и это очень хорошо видно что по «Серому человеку», что по «Электрическому штату», режиссеры не умеют заложить те самые опоры и фундамент в свои собственные франшизы. По «Штату» видно, как они постоянно торопятся, очень контурно выписывая сцены, которые имеют огромное значение для обозначения персонажей, их характеров и связей между ними. Ты не успеваешь ни проникнуться болью Мишель, ни принять новый образ бывшего военного Джона Китса, ни понять мотивации злодеев.

То есть Руссо пытаются что-то объяснить, но стиль их режиссуры – емкие и понятные сцены. И это круто и уместно, когда ты снимаешь «Мстителей» – уже полностью выписанный и сформированный десятками фильмов и сериалов ансамблевый блокбастер. Где от тебя не требуется ничего раскладывать по полочкам, а лишь придать уже настроенной структуре мощный финальный импульс. А в обратной ситуации, когда нужно обстоятельно все объяснить, расставить правильно фигуры на доске фильма, никуда не спешить и внятно объяснить зрителю правила игры, увы, у братьев Руссо возникают проблемы.

К тому же они не очень сильно заморачиваются в плане заимствований и выбирают поверхностный подход к конструированию мира. В основу сюжета положим приключение через всю страну к некоему неведомому месту? Окей, давайте не будем долго думать и просто сделаем вольный ремейк «Волшебника страны Оз» – нестареющей американской классики. Злодей в фильме про войну человека и созданных ими машин? Ну, конечно, он должен быть лидером-визионером большой корпорации – такая демоническая версия то ли Стива Джобса, то ли Илона Маска. Будет ли у нас какая-то фига в кармане, а точнее второй слой смысла? Если да, то давайте сделаем так, чтобы война роботов и людей отсылала то ли к противостоянию европейских колонистов с коренным населением Америки, то ли к современным «войнам» с мигрантами.
И так во всем. Руссо то ли не хватает смелости, то ли таланта сделать что-то более сложное и яркое, что-то, что могло бы удивить. Ладно, если бы эти претензии мы предъявляли недорогому фильму, но «Электрический штат» стоил $320 млн. На секундочку – это самый дорогой оригинальный фильм в истории кино. И когда у постановщиков в руках оказываются такие ресурсы, хотелось бы получить пусть и прямолинейный, речь все-таки идет о коммерческом фильме для самой широкой аудитории, но хотя бы завораживающий аттракцион.

Но с так называемым экшеном тут тоже есть проблемы. Все большие и шумные сцены поставлены очень скучно и совсем неинтересно. Финальная битва – вообще провал. Единственный момент, который запоминается из этих сцен, – кидающиеся холодильниками роботы, но их категорически мало на экране.
Тут надо сделать отступление и признать главное: роботы – их дизайн, характер и образы – это, пожалуй, лучшее, что есть в «Электрическом штате». Да, в них тоже много второсортного, но видно, что у каждого свой запоминающийся внешний вид, нрав и темперамент. Если когда-нибудь по фильму выпустят коллекцию игрушек или миниатюр с роботами – их должен ждать успех. Единственная претензия к машинам: среди большого и разношерстного набора в них очень мало по-настоящему симпатичных и обаятельных железяк, а те, что есть, спрятаны на второй или даже третий план. Основные же роботы на главных ролях либо не вызывают вообще никаких эмоций, либо просто раздражают.

📌Кринж-кринжский: посмотрел «Универ: Молодые» – перезапуск культового сериала ТНТ
В отличие от роботов, человеческий каст фильма – тотальный кошмар. Прекрасным Стэнли Туччи и Джанкарло Эспозито в «Штате» вообще нечего играть. Они тут артисты-функции: первый изображает злобного гения и ходит по красиво нарисованным на компьютере пейзажам, второй – отыгрывает с железобетонным лицом довольно дуболомного охотника за головами. Этому персонажу авторы фильма даже придумали некое развитие, смену полюса характера. Но это «преображение», которое случается ближе к финалу, заслуживает то ли истерического смеха, то ли фейспалма. В какой-то момент в фильме появляется и оскароносный актер Куан Ке Хюи, но его роль настолько ничтожна и глупа, что хочется надеяться, что это все было сыграно за хороший гонорар.
Но это еще ладно: Милли Бобби Браун и Крис Пратт на первом плане – пара, которая лишена какой-либо химии. Он тут продолжает играть Звездного лорда, но, вот проблема: на весь фильм у него всего одна хорошая шутка. Браун же вообще очень странный каст на роль подростка-пацанки из 1990-х. Артистка в реальной жизни последние годы отбивается от хейта по поводу ее внешности – по мнению многих, она выглядит заметно старше своих лет. И в «Штате» на это накладывается еще и просто отвратительная игра. Не хочется, конечно, нагнетать тучи, но чем дальше развивается карьера Браун, тем больше кажется, что работа в «Очень странных делах» – это ее большая творческая удача, которая больше может не повториться.

«Электрический штат» идет два часа, но кажется, что все четыре. Во время просмотра я считал, сколько еще шаблонных и стереотипных моментов я подмечу – от элементарных проездов камеры до целых сцен. И понял, что в этом и кроется вторая (после неспособности заложить фундамент фильма) главная проблема этой картины. И даже нашел визуальную метафору внутри самого «Штата».
Приблизительно на втором часу картины главные герои сталкиваются в этом самом «электрическом штате» со страшными непропорциональными роботами-падальщиками, которые собирают сами себя или латают при помощи элементов других уже вышедших из строя машин. Они очень пугающе и даже макабрически выглядят, чем вызывают откровенную неприязнь.
Так вот, «Электрический штат» братьев Руссо – это фильм-падальщик, который собрал себя из элементов других картин, но который от этого не стал твердо стоять на ногах. В отличие от тех нескладных роботов, блокбастер от Netflix все-таки не производит отталкивающего впечатления. Но и хороших слов он едва ли заслуживает.