«Атака титанов». Мнение о финале
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
К тебе, 10 лет спустя.
Те, кто ходил в горы, знают это чувство. Когда смотришь на начало маршрута: сложно, долго, непонятно, где будет возможность передохнуть, да и будет ли вообще. Идти, честно говоря, порой и не хочется. А надо. И, кажется, каждый рецензент, что брался за финал «Атаки титанов» в эти дни, испытывал похожие чувства.
Ну, во-первых, а что именно оценивать? Финал истории – это отдельное произведение? А если история масштабов античных эпосов? Браться за все? Но может ли быть виноват конец за то неизбежное, что ему создали посередине и предвещали в самом начале? И зависимое, и самодостаточное. Как все это вычленять, понять сложно. Вивисекция руками неопытного хирурга. Извините, если скальпель дрогнет.
Во-вторых, когда ты прощаешься с чем-то столь эпохальным, то достаточно сделать просто достойно. Эффект осознания конца истории, расставания с полюбившимися героями способен перекрыть все. Очень сложно пробраться сквозь этот слезовыжимающий контекст и оценить трезво. Где действительно стоящее сюжетное решение, а где манипуляция нашими чувствами?
Так что, да, это сложно.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/b/7b/6149f872d4b22ae8cbf8b0b2fcdb4.jpeg)
Еще полтора года назад, до спешела имени Ханджи Зое, развилка финала была понятна. В анекдоте – два пути. А у сериала – три. Первый был дурным косплеем на дурную «Игру престолов»: все хорошие побеждают всех плохих. Без объяснений, без мотивации.
Второй путь вел нас к тотальному геноциду с плашкой «Eren Win». Тут, конечно, могут быть любопытные спекуляции на тему, а могло ли повлиять происходящее в мире на отказ от такого исхода. Считаете глупостью даже мысли, что таким мог быть финал? А зря. Есть занятная теория о том, что таймлайны манги и сериала – они разные. Грубо говоря, сериал есть продолжение написанного. И в доказательство того – десятки и десятки кадров в аниме, что странным образом перерисовывались с отличиями от манги. Причем жирнейший намек на справедливость как минимум размышлений об этой теории случился в самой первой серии. Пробуждение Эрена в манге – легкое и безмятежное. Будто от долгого, но приятного сна. Пробуждение Эрена в аниме – словно кто-то мгновение назад снес ему голову. Теория вела к мысли, что финал может быть другим. Что тотальный геноцид мог бы разорвать бесконечные итерации одних и тех же событий.
Но это все теории.
По сути, у «Атаки» оставался лишь один путь. Прописанный еще 15 лет назад, в годы, когда Исаяма делал свои первые шаги как мангака в замечательном аниме «Код Гиасс». Сделать из себя всеобщее зло, победа над которым объединит, пусть хотя бы и на какое-то время, человечество – путь Лелуша (главного героя «Кода Гиасс») и Эрена. Единственное, что могло бы и усложнить финал, и объяснить поступки, и просто создать тот самый необходимый финальный твист.
Полтора года назад я написал, что если ваш единственный путь к великому финалу – это косплей еще одного культового сериала, значит, у вас есть небольшие проблемы. Пришло время признать, насколько же я был неправ.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/1/a0/342e0bd0a48d59c658f555fa19217.jpeg)
Да, «Атака» действительно использует каркас другого аниме. Но, во-первых, «Код Гиасс» не монополист – иронично, но в тот же год вышел и, например, «Темный рыцарь», использующий в финале, в общем-то, довольно похожий сюжетный ход. Во-вторых, этот каркас «Атака титанов» наполняет по-своему. И на куда более глубоком уровне.
«Код Гиасс» не особо задумывается о том, а что вообще будет с миром после жертвы главного героя. «Атака титанов» же в этом плане напоминает Джорджа Мартина, который размышлял, а какой бы была политика при правлении короля Арагорна. Исаяма не зря так беспокоился, чтобы зрители обязательно досмотрели до конца титров. Честно говоря, сложно припомнить в истории кино, чтобы титры настолько влияли на восприятие истории. Цикличность – не только в истории Эрена, а во всем. Оттого его жертва и его поступки воспринимаются еще более спорно. Когда жертвенность через геноцид 80% популяции приводят не к вечному миру, а к лишь какому-то временному затишью – стоит ли оно того? Вопрос этики (уместно ли вообще тут это слово?) обостряется до максимума. Не говоря уже о том, что война в «Коде» – это фон и статика. Война и геноцид в «Атаке» – это ад, через который зрителя проводят с предельно возможной иммерсивностью.
И да, Эрен Йегер – это, конечно же, не Лелуш Ламперуж. Дело даже не в глубине проработки. Личная драма Эрена совсем о другом. О принятии себя и своих слабостей. О том, что он всего лишь человек, способный ошибаться. Да, в контексте звучит, может, плоско и поверхностно, но все сложное всегда сложено из простого. Эрен – это Жюльен Сорель из «Красного и черного» Стендаля. Мысль не моя, но слишком уж очевидная. Конфликт Эрена с миром, а также те внутренние противоречия, что его раздирают, идентичны трагедии Сореля, стремящегося возвыситься и обрести свободу. Оба идут к своей цели, не гнушаясь методов. Оба достигают принятия себя, переступив черту. У обоих сложные отношения с женщинами. Матильда, безответно влюбленная в Сореля, после казни забирает его голову, чтобы спокойно похоронить ее вдали. Да, Исаяма особо и не скрывает.
Так что стоит, кажется, прекратить упрекать «Атаку» в параллелях с «Кодом». И просто начать восхищаться.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/f/f8/ff40544b64d14a90fbc715660edae.jpeg)
Да, восхищаться, потому что финал того достоин. Его нельзя назвать идеальным. Есть мелочи, за которые можно зацепиться. Например, удивительная беззубость концовки, в которой никто из главных героев и не погиб. Да, выкошено 80% человечества, но, простите, «это другое». Или парочка пусть и не роялей, но тромбончиков в кустах в виде внезапных скиллов Титанов (началось еще в предыдущем спешеле внезапным озарением Фалько). Но на общем фоне финала это ничто. Финал настойчиво вызывает одну мысль, эмоцию – он не мог быть другим. Это логичное завершение сторилайнов всех героев. Ведь «Атака» пусть и начиналась с жаждой познать этот мир, превратилась в предельно персонаже-ориентированную историю. Герои здесь двигатели сюжета, а не простые свидетели. Поэтому все кульминационные моменты происходили в головах, воспоминаниях и мечтах.
На мой взгляд, наиболее ярко это проявляется в линии Микасы и ее трагичной любви. Любви, что вплоть до самого финала казалась рудиментом. Существующая лишь из уже давно потерянных сененовских корней «Атаки», задвинутая на задворки, забытая и даже раздражающая. Финалу получается оживить эту линию, сделать ее основным сюжетным двигателем и объяснить через нее мотивацию Имир. И дело не в простом символизме: нам показывают, что было бы, если Микаса смогла открыться, как это все воспринималось Эреном. Исаяма очень грамотно зарыл этот козырь, чтобы разыграть его под конец.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/6/89/1801510474c25b3aa9f527802636b.jpeg)
Эрен же… Ох, Эрен. Не гений многоходовок, не злодей, не герой, а просто парень, которому выпала огромная сила, и который в ней заблудился. Эрен, что и сам уже толком не понимает, зачем он это делает. Потерявшийся и в причинно-следственных связях, и во времени. Это, кстати, золотое правило кино и литературы – параллелить второстепенные линии основным, тем самым раскрывая и усиливая их. И всплывший к финалу детерминизм истории идеально вторит внутреннему конфликту Эрена. «Я просто дурак» – это звучит реалистичнее, чем какая-нибудь героическая и предельно четкая мотивация. И как же неслучайно эти слова произносятся на кровавом пейзаже из «Евангелиона» с очевидными референсами в его сторону. Помнит ли кто, почему Синдзи решил уничтожить все человечество и почему сам потом отказался от вечного тепла компиляции? Знает ли сам Синдзи?
Добравшись до финального круга Ада, Эрен оказывается более человечным, чем был даже в самом начале истории. Потому что человечность – она в умении признать и принять свои слабости. Внезапно обнажившийся Эрен с фразой про «хотя бы 10 лет» вызывает простую и искреннюю жалость. Понимание, через какой внутренний раздор проходит герой. И что его финал может быть только таким.
Где-то там, под деревом на холме.
* * *
Телеграм-канал автора – о кино и не только.
Don’t you wanna stay with me?
Why, oh, why? Why, oh, why?
Are you giving up on me?
Были бы такие поводы почаще, как этот