Обзор фильма «Оппенгеймер». Жуткая драма о том, что политика страшнее ядерного взрыва

3-часовое погружение в депрессию.

От редакции: вы на Кибере. Здесь мы пишем про киберспорт, игры и кино.

В мировой прокат вышел новый фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер». В отличие от предыдущих лент, завязанных на разных научно-фантастических концептах, в этот раз Нолан снял тяжелую и максимально правдоподобную биографическую драму. Главный герой картины, доктор Джулиус Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мерфи) – гениальный физик-теоретик, возглавивший создание первой атомной бомбы. Можно вполне справедливо сказать, что именно Оппенгеймер повлиял на ход развития новейшей истории сильнее, чем кто-либо еще. Разумеется, это непосильная ноша для одного человека, что и показывает фильм.

Важно заранее понимать, что «Оппенгеймер» очень сильно отличается от большинства фильмов Нолана и вообще представляет собой не совсем то, что можно было ожидать. Это не визуальный аттракцион, не духоподъемная история об успехе группы гениальных ученых и даже не военное кино. Через историю жизни Оппенгеймера до зрителя здесь доносится простая, но неизбежная мысль: человечество обречено. Причем это представляется даже не как философское рассуждение или мораль, а скорее как научный факт. Это просто произойдет, потому что иначе никак – процесс уже запущен.

Что показательно, сами атомные бомбы играют ключевую роль лишь в первой половине фильма, и даже там на первый план выносится контекст, в котором Оппенгеймер и другие ученые разрабатывали страшнейшее оружие в истории. Все предсказуемо начинается с перспективного и молодого физика-теоретика, который увлекся квантовой физикой просто из научного любопытства. Однако картина целиком избегает клише со злым правительством, превратившим потрясающее открытие умных людей в оружие массового поражения. Нет, атомная бомба изначально разрабатывалась для того, чтобы взрывать людей – это понимали все причастные.

Куда интереснее наблюдать за развитием аргументов в пользу того, что Оппенгеймер не мог просто свернуть свой величайший проект. Ведь изначально США торопила разработку бомбы из страха, что их опередят фашисты. Позже, после капитуляции Гитлера, две бомбы сбросили на Японию под предлогом «спасения жизней» – ведь иначе, по убеждению правительства, японцы бы развязали масштабный и затяжной конфликт. Между тем все держали в уме самую важную мысль: как только кто-то создаст атомную бомбу, пути назад не будет ни для кого. Но это резонное опасение не могло никого остановить.

Как раз поэтому настоящий ужас «Оппенгеймера» начинается только после первого – тестового – взрыва атомной бомбы. В фильме вообще не показывают бомбежку Хиросимы и Нагасаки – о них мы узнаем только из диалогов и новостей по радио. Вместо этого действие целиком фокусируется на бесконечных интригах, в центре которых оказался Оппенгеймер. Из-за исторической значимости изобретения Роберт Оппенгеймер превратился из ученого в политика – хотя явно был к этому не готов. Если упрощать центральный конфликт фильма, Оппенгеймер пытается свернуть Землю с пути к ядерной войне на дорогу к ядерному миру. Этому мешают несколько влиятельных людей, которые оборачивают против Роберта скандальные главы из его прошлого, в том числе неоднозначную связь с коммунистами.

В целом «Оппенгеймер» – однозначно выдающееся кино, с точки зрения кинематографического мастерства это пик карьеры Нолана. Несмотря на почти полное отсутствие экшена – кроме ни с чем не сравнимой сцены первого ядерного взрыва – Кристофер показал три часа судебных разбирательств и обсуждений настолько увлекательными, насколько это вообще возможно. И сумел выстроить повествование таким образом, что в финальной сцене «Оппенгеймер» пробирает до мурашек от ужаса – просто коротким диалогом двух персонажей. Не в последнюю очередь благодаря потрясающему ансамблю: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Деймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек. Каждый из них, вне зависимости от размера роли, здесь на пике своей формы.

Интересно, прошел ли Кристофер Нолан через дилемму подобную той, с которой столкнулся его герой? Потому что «Оппенгеймер» не оставляет и тени надежды на светлое будущее для человечества. Это трехчасовой аргумент в пользу того, что мы уже гарантированно и бесповоротно обречены.

Оценка Кибера: 10 из 10.

+15
4 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
я так понимаю "тест на нормального режиссера" Нолан сдал?
+3
0
+3
А посмотреть я так понял негде. И премьеры в РФ не будет.
0
0
0
А посмотреть я так понял негде. И премьеры в РФ не будет.
Не знаю как в других кинотеатрах, но в Екб со времен Бэтмена уже все это обходится - либо якобы через аренду кинозала физика, либо сами кинотеатры уже забивают и крутят. Все покажут, сомнений нет
0
0
0
Оппенгеймер это то, что должен был сделать Хржановский, вместо размазывания на 600 часов мысли о том, что тоталитаризм - это плохо.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости