Реклама 18+
Реклама

Как не стать хомячком-роботом или советы кибер-волонтерам

Недавний блог о волонтерстве на Cyber.Sports.Ru вызвал немалый резонанс в киберспортивном сообществе. Я наблюдал множество комментариев как в пользу волонтерства, так и категорически против. Не смог пропустить данную тему и я, поэтому давайте попробуем разобраться вместе, как работает это ваше «волонтерство в киберспорте» и зачем это нужно.

Что такое волонтерство?

Английская Википедия предлагает следующую расшифровку данного понятия:

Под волонтерством обычно понимают альтруистическую деятельность, в результате которой человек или группа лиц предоставляют определенные услуги без личной финансовой выгоды. Считается, что волонтерская деятельность развивает способности, а ее целью часто является улучшение уровня жизни и моральных качеств. Волонтерство также может предоставлять определенные выгоды для волонтера и для общества. Еще оно предназначено для установления контактов для потенциального трудоустройства.

Проблемы волонтерства

К сожалению, в современных реалиях волонтерство в киберспорте работает немного иначе. С одной стороны у нас действительно есть люди, готовые безвозмездно работать, учиться, развиваться, чтобы позже получить работу в индустрии. С другой стороны, некоторые организации воспринимают волонтеров как хомячков-роботов и халявную рабочую силу. Действительно, зачем платить больше, если можно вообще не платить?

Здесь мне вспоминается один легендарный в узких кругах случай, когда вначале 2000х один предприимчивый товарищ организовал в Харькове компанию по разработке/локализации игр. Проблему сотрудников он решал просто: развешивал по университетам объявления с приглашением на работу. Всех соискателей он предупреждал честно: мол, компания молодая – денег пока нет. Но вот как только раскрутимся... Обычно студентов хватало месяцев на 5-6, после чего энтузиазм и вера в светлое будущее у них окончательно угасала. Оставшись без сотрудника, господин директор шел куда? Правильно, обратно в ВУЗы. Компания, кстати, успешно просуществовала многие годы.

Подобных примеров в киберспорте еще больше. Возьмем, например, гениальную вакансию Начальника Отдела Маркетинга (Chief Marketing Officer (CMO)) некой восходящей североамериканской организации Stratos Gaming. Ребята ищут человека, который должен заниматься процессом создания и распространения контента, установлением бизнес-контактов, разработкой и внедрением маркетинг кампаний, оценкой эффективности, наймом новых сотрудников, игрой на волынке, жонглировании морскими свинками, составлением отчетов и еще кучей вещей.

Требования к такому человеку-оркестру предъявляются соответствующие: диплом в сфере маркетинга, рекламы или PR, 1-2 года опыта работы, опыт работы со спонсорскими продажами, навыки работы с расчетом KPI, CPM и т.д. и т.п.

И лишь дочитывая вакансию, выясняется, что позиция то волонтерская! Ну, само собой, со «стандартным %-бонусом по индустрии за продажи». Круто? Да охренеть как :). Кстати, подскажите, какой в киберспорте стандартный % за спонсорские продажи?

Как это работает?

К счастью, несмотря на множество негативных примеров, волонтерам в киберспорте место есть. Но, в первую очередь, волонтерам нужно самим четко представлять, что они умеют делать, чем хотят заниматься и что в итоге должны получить. Иначе разочарований не избежать.

Рассмотрим на примере. Игорь очень любит Dota 2 и болеет за команду Морских Орлов. Игорь хорошо рисует, активно пользуется соцсетями и не хочет после учебы идти в McDonald’s. Поэтому он пишет письмо менеджеру Орлов и предлагает свою помощь в ведении соцсетей. Менеджер тепло принимает помощь Игоря, проводит инструктаж и пускает в свободное плавание. Первое время Игорь с упоением твитит анонсы матчей, постит в Фейсбук интервью со своими кумирами и даже умудряется не репостить баянистые картинки про Доту. Через пару месяцев юный талант начинает немного скучать и интересуется, нет ли у руководства каких либо других поручений. Игорь даже нарисовал пару неплохих постеров, но менеджмент Морских Орлов относится к энтузиазму волонтера прохладно. На третий месяц Игорь начинает уже откровенно забивать на свои «обязанности» и вскоре обнаруживает у себя на почте гневное письмо от клуба. Мол, ты не запостил анонс нашего матча с Черными Пантерами в 2 часа ночи, не поставил хэштег в последнем твите и вообще ты такой сякой. После чего у Игоря пропадает вообще всякое желание что-то делать, и он окончательно разочаровывается.

В то же время Вася пишет неплохие заметки о Hearthstone. К сожалению, его блог читают только три человека, один из которых – мама Васи. Он решает списаться с редакцией киберспортивного журнала и предлагает вести тематический блог. Редакции материалы нравятся, Вася получает работу. Так как бюджета на эту вакансию нет, Василий договаривается писать авторские статьи с указанием своего имени. Через какое-то время материалы начинают собирать тысячи просмотров и сотни комментариев, а новый ресурс внезапно предлагает Васе работу. Само собой, за деньги. Вася рад, редакция негодует.

Данные истории показывают два возможных пути развития волонтеров. Повезло Васе и не повезло Игорю? Вовсе нет: один выбрал правильную стратегию, второй стал жертвой собственных иллюзий и недобросовестных нанимателей.

Что делать?

1. Знайте свои сильные стороны. Старайтесь делать то, что у вас получается лучше всего.

2. Следуйте своим желаниям. Если вы хотите стать журналистом, не стоит заниматься оформлением картинок для новостей.

3. Развивайтесь и учитесь. Волонтерство предоставляет множество вариантов для развития своих навыков, а также нескончаемые ресурсы для обучения. Пользуйтесь этим.

4. Будьте эгоистами. Хотя волонтерская деятельность не приносит денег, ее целью является улучшение качества жизни, в том числе и вашей. Формируйте свой имидж, пополняйте портфолио, устанавливайте контакты. Все это пригодится вам в дальнейшем.

5. Будьте реалистами. Если в какой-то момент вы поняли, что ваша деятельность эксплуатируется, не бойтесь сказать «нет» и уйти. Всегда можно найти другие варианты.

Заключение

Свой путь в киберспорте я сам начинал в качестве волонтера. Делал переводы, писал новости, учился у других и всегда старался работать над собой. Это нелегкий путь, но при должной настойчивости и трудолюбии вы в любом случае достигните результата. Если у вас есть что добавить и что посоветовать волонтерам – добро пожаловать в комментарии!

Вы также можете подписаться на мои социальные сети:

Xeo Consulting в VK.com

xeozor21 в Twitter 

Всем спасибо!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Уголок Тролля
+26
Популярные комментарии
+4
Егор Новиков
Сомневаюсь что "попасть в киберспорт" чем то сильно отличается от "попасть в %название_индустрии% ".

Сам когда начинал свою профессиональную карьеру - работал за копейки, для опыта. Но долго так продолжаться не может - чем выше ты себя ценишь - тем выше тебя ценят окружающие ( конечно если все это подкрепляется соответствующими знаниями и опытом ).
+2
Xeo
Напиши. Я, если честно, не понимаю, почему ты до сих пор позволяешь своему таланту пропадать. Ленивая ты жопа!
Ответ на комментарий Маша Гунина
Блин, мне этот пост просто душу рвёт. Очень хорошо всё сказано.

Я хоть и была не волонтёром, а сотрудником, но когда вкладываешь всю душу в организацию, а фидбека получаешь 0, пропадает любое желание работать, хочется развернуться и уйти :’( Блог что ли написать.
+1
Маша Гунина
Блин, мне этот пост просто душу рвёт. Очень хорошо всё сказано.

Я хоть и была не волонтёром, а сотрудником, но когда вкладываешь всю душу в организацию, а фидбека получаешь 0, пропадает любое желание работать, хочется развернуться и уйти :’( Блог что ли написать.
Написать комментарий 12 комментариев
Реклама 18+