Реклама 18+
CS:GODota2
Коэффициенты предоставлены
Winline D2CL S14. 15:00. Завершен
Ez Katka
0 2
11Monkeyz
Winline D2CL S14. 18:05. Завершен
Gubina13
0 2
One Move
Winline D2CL S14. 21:03. Завершен
Pari Parni
2 0
YNT
Elisa Invitational Fall 2022. 12:00. Завершен
00Prospects
1 2
Masonic
Elisa Invitational Fall 2022. 15:45. Завершен
Skade X
1 2
Dynamo Eclot

The Stanley Parable ненавидит тебя. Но обожает попытки ее сломать

Подожженный младенец, Майнкрафт и экзистенциальный кризис.

Я так и не прошла эту игру.

Игравшие знают, что это вообще-то и невозможно – после получения любой концовки ты начинаешь игру заново, это важная для сюжета механика. Поэтому правильнее будет сказать, что у меня открыто 19/20 концовок. Вместо того, чтобы завершить игру на 100%, почти в самом конце я ее закрыла и сразу удалила. 

Обычно желание удалить игру появляется от нудности, плохо сбалансированной сложности и неудобного геймплея, но The Stanley Parable – исключение. Ее ты хочешь удалить, только чтобы голос одного из персонажей (у которого даже спрайта нет, только голос!) не расстраивался, что игра с ним закончилась. И это после того, как он над тобой грубо издевался и насмехался!

Игре уже больше 10 лет, но все еще мало кто может обогнать ее по безумству нарратива и метаюмору, который вытягивает из тебя всю душу. И перед тем, как попробовать только вышедшую The Stanley Parable: Ultra Deluxe, ремастер классической игры с улучшенной графикой и новыми концовками и выборами, мы вспоминаем, о чем была оригинальная игра, где ты всех ненавидишь, ненавидят тебя, но ты все равно не можешь не влюбиться в сюр, что происходит вокруг тебя и Стэнли. Впереди спойлеры, осторожнее!

История об игроке, Рассказчике и Стэнли

Это притча о человеке по имени Стэнли. А вот и он, познакомьтесь с ним.

Стэнли работал в компании, в большом здании, и был там Рабочим 427. Задача Рабочего 427 была проста: он сидел за столом в комнате 427 и нажимал кнопки на клавиатуре. Стэнли доволен таким положением вещей. Но однажды он обнаруживает, что что-то не так. Все его коллеги пропали, офисное здание пустует.

Тогда и выясняется, что ты можешь управлять Стэнли. Ну, как управлять – он и может-то лишь ходить по пустым коридорам да нажимать кнопки, даже прыгать нельзя.

В этом и заключается вся игра –  это (почти) простейший симулятор ходьбы и нажимания кнопок от первого лица. Иногда эти кнопки просто открывают новые проходы, а иногда позволяют спасти картонных младенцев от картонного огня или выйти на локацию в духе Майнкрафта – все зависит лишь от того, какую дверь выбирает Стэнли.

Еще есть Рассказчик. Он будет с тобой всю игру – что-то объяснять, рассказывать и, что самое важное, наставлять и говорить, что именно Стэнли и, а иногда и именно ты, игрок за экраном, должны делать. Но слушаться его или перечить во всем – лишь твой выбор. Рассказчик может быть как помощником, наставником, так и антагонистом или даже почти протагонистом. Зависит это только от тебя от действий Стэнли. 

И при этом игра тебя ненавидит. Да-да, именно тебя, игрок.

Обычно игроку полагается слушаться любых инструкций. Чем точнее выполняешь задания, тем больше дают награды. Зайдешь слишком далеко за пределы карты – упрешься в невидимый барьер. Или тебе вообще не дадут реального выбора, кроме одного, задуманного разработчиками: скажут, например, войти в красные ворота – и у тебя не будет возможности сделать что-то другое, потому что все остальные врата будут просто «текстурками». 

И казалось бы, The Stanley Parable, где тебе сразу говорят, в какую дверь нужно войти, должна этим принципам соответствовать. Ведь инструкции нужны, чтобы их соблюдать, получить хороший результат, а потом тебя за это похвалят и дадут бонусные очки или другие плюшки, верно? 

Не-е-е-ет. Если ты будешь беспрекословно слушаться каждого слова Рассказчика, войдешь в каждую дверь и проход, что он укажет, то ты получишь… издевки и стеб за то, что только и можешь, что слушаться других, а свободы воли не имеешь. И в общем-то он будет прав. У тебя столько возможностей, дверей, коридоров и лестниц, а ты идешь лишь туда, куда сказали? Где твое любопытство и тяга к новому?

Но если ты подумал, что в таком случае надо просто делать все наоборот, против слов Рассказчика, то будешь не прав. За непослушание тоже наказывают, но не возросшей сложностью, как это обычно бывает, или отнятием какого-нибудь хп или игровой валюты. Нет, тут наказания изощреннее.

В одной из концовок, если ты шел наперекор Рассказчику, например, тебе говорят, что сейчас все вокруг взорвется, и при этом подсовывают таймер и много-много кнопочек. В почти любой игре предполагается, что это очередная уровневая механика на поиск нужного предмета и надо просто отыскать правильный рычажок. 

Но вот только это не игровой уровень – это наказание за непослушание. Поэтому получи лишь взрыв, что нельзя предотвратить, и фрустрацию. 

Но издеваться будут не только над тем, как ты играешь, но и над твоими ожиданиями. Думал, что для получения достижения «Кликни 5 раз на дверь №430» нужно всего лишь пять раз кликнуть на дверь №430? Признаю, звучит логично, но в планы Рассказчика легко отдавать ачивку не входило, поэтому сначала побегай по всему офису и кликни 70 раз подряд на другую дверь. 

Но все же игра тебя любит и награждает за любопытство.

Невозможно создать подобное без любви и уважения к игроку и его почти детскому любопытству. 

Любая попытка отклониться от маршрута и свернуть куда-нибудь, куда не следует, награждает тебя новыми сюрпризами, шутками и неожиданным ответвлением нарратива. Здесь от тебя ожидают, что ты полезешь во все углы – и щедро раскладывают по ним пасхалки и секреты.

Это, например, и разбросанные на полу документы с отсылкой на «Papers, Please» со внутренними файлами игры, и новые, совсем непривычные истеричные шутки Рассказчика, когда ты просто заглядываешь в кладовку, и разблокировка «Секретной комнаты Диско», если возомнишь себя слишком умным и попытаешься сломать логику игры. 

Разработчики тщательно просчитывали каждый твой шаг, любое твое возможное действие – и на любой исход дали свою, совершенно отличающуюся от остальных, концовку, чтобы вариативность зашкалила, и игра не ощущалась «деревянной». И поэтому эмоций тоже хватает – от горького восторга, когда разделяешь с Рассказчиком красоту от красочного неба перед тем, как совершить суицид, до ощущения бессилия и разочарования в том, что не можешь просто включить микрофон и сказать Стэнли, что все будет хорошо. 

Тебя оставляют в смешанных чувствах. И это нормально

А как еще иначе быть может быть, если сам разработчик на вопрос о том, что такое «Притча о Стэнли», ответил:

«Притчу о Стэнли» сложно описать! Вы любите удивляться? Вы любите себя? Вы любите видеоигры? Вы ненавидите видеоигры? Тогда «Притча о Стэнли» может быть именно для вас! 

Что ж, пойду, скачаю новый The Stanley Parable Delux, чтобы снова его удалить, так и не закончив игру. Пусть хоть где-то, хотя бы на моем ПК, Рассказчик и Стэнли не закончат свое путешествие, вернувшись к злосчастному началу, а бесконечно смотрят вместе на цветное небо.

Morrowind в моей памяти прекрасен. Его не надо перепроходить – давайте просто вспомним, как было клево

Вернулся в Cyberpunk 2077 и не пожалел. От побочек вскружило голову

+13

Опрос

голосов
Популярные комментарии
Григорий Коржов
+2
Это. Просто. Офигенная. Игра. И очень крутой текст, Вик!
Артем Диченко
0
Побольше бы такого "сценарного" инди!
Сергей Глухов
0
Очень советую посмотреть сериал Разделение, очень в тему с прохождением игры будет
Написать комментарий 4 комментария

Новости