Игровой блогер прошел Sekiro с читами. Теперь его все ненавидят
А он просто не хотел страдать!
В русскоязычном игровом сообществе очередной пожар: на этот раз под раздачу Дмитрий Зомбак, один из авторов еженедельного подкаста Zavtracast (уже вышло 137 частей).
Дмитрий «Zombak» Зомбак (да, он подписывается именно так) игровой критик, автор статей по технологиям и играм. Начиная с 2006 года за его авторством числится почти 80 рецензий, давно практикует формат подкастов. Зомбак – достаточно громкий голос в русскоязычном игровом сообществе, пусть даже и не считает себя игровым журналистом. Ничего необычного за ним не припоминалось, зато теперь – точно будет.
Что произошло?
Неделю назад вышла крутая игра от создателей Dark Souls и Bloodborne – Sekiro: Shadows Die Twice. Игра получилась красивой и, само собой, сложной. В очередном выпуске Завтракаста (послушать можно здесь начиная с 2:01:00) авторы затронули тему сложности игры. В частности Zombak рассказал, что прошел игру с читами, после чего поругал ее за «местами идиотский геймдизайн» и рассказал о своих впечатлениях от игры. На него сразу пошла волна хейта:
Инвалиды из Завтракаста прошли Sekiro с читами и делятся впечатлениями. pic.twitter.com/9Z7ka4QDSQ
— Немного жертвенности (@morozley) 28 марта 2019 г.
Дим @zombak, если это правда, тянет на зашквар https://t.co/FQYFIUl9GU
— МИКИРИ МАСТЕР (@tvoy_dead) 28 марта 2019 г.
Считаю, что если ты настолько ущербный, что не можешь и играть в игру, так как это планировали разработчики, то и мнением касательно данной игры ты делиться не имеешь права.
— Дикий Чокаво (@ayrmao) 29 марта 2019 г.
И зловредных шуток:
>инвалиды
— try to keep up (@tamzatumanami) 28 марта 2019 г.
пожалуйста, не надо обижать людей с ограниченными возможностями, они не виноваты что здоровые дегенераты не могут играть в игры. :( pic.twitter.com/nkyPdbnHAO
А кто-то вполне себе понял Зомбака и сам стал просить читы.
Справедлив ли хейт?
И да, и нет.
С одной стороны, читы – это плохо, пусть даже для одиночных игр. Тем более Секиро ожидалась изначально сложной игрой ввиду того, что ее создали FromSoftware. Но прежде чем набрасываться на Зомбака, стоит хотя бы полностью послушать часть подкаста про Секиро.
Что говорится в подкасте?
- Зомбак честно пытался играть за Волка без читов, прошел 5 боссов, после чего устал от постоянных смертей и страданий и поставил читы;
- Читы дают одно единственное преимущество – вы не умираете. Деретесь, падаете, но воскрешаетесь снова. Вероятно, порча тоже не распространяется;
- Дмитрий обругал Sekiro за местами идиотский геймдизайн: порой игрок может не понять куда идти;
- Игра очень красивая и добротная, но сложная (легче Dark Souls, но сложнее, чем Bloodborn).
Что можно сказать в защиту Зомбака?
Обобщая вышеуказанное, можно сказать, что Зомбак недоволен лишь тем, что в игре порой сложно ориентироваться (и это правда!).
Вдобавок к этому, Дмитрий считает, что Sekiro – игра не для всех из-за ее высокой сложности. И если вы не хотите мучаться, то стоит получше подумать о ее покупке. Подавляющее большинство людей катает в видеоигры, чтобы расслабиться, получить удовольствие, насладиться геймплеем. Но далеко не все геймеры находят удовольствие в том, чтобы выкладываться в игре на полной. Возможно, любителям Dark Souls игра и не покажется дико сложной (что, кстати, Дмитрий тоже отмечает), но посмотрите на мучения большинства стримеров в начале игры, когда Sekiro: Shadows Die Twice явно доминирует над игроком. Или же файты с Госпожой Бабочкой, Обезьяной-Стражем, или, прости боже, Иссином.
Sekiro: Shadows Die Twice требовательна к таймингам, реакции, любому промедлению. Игра карает даже небольшие ошибки, заставляет учить ее полностью. Иначе, в один момент, вы застрянете. Пройти ее на расслабоне не выйдет.
Но Зомбак тоже не прав
Во-первых, называть геймдизайн «идиотским» из-за потенциальных сложностей с ориентированием – неправильно. Скорее, это фишка FromSoftware (Dark Souls?) и она вписывается в общую концепцию сложной игры.
Во-вторых, есть более важная вещь, а именно позиция Дмитрия как человека, который, похоже, не считает себя игровым журналистом.
После непродолжительного общения с Зомбаком Врен сказал обобщающую правильную вещь:
Экспертом – нет, журналистом – да. Возможно, плохим. Или хорошим – не знаю. А если пойдёшь строить дом на даче, то станешь строителем. А если пойдёшь ловить рыбу – рыбаком. Это так работает. Занимаешься журналистикой – журналист.
— Konstantin Govorun (@litewren) 29 марта 2019 г.
Вы записываете подкаст, выкладываете его на различных игровых сайтах. Да, он не целиком посвящен конкретно компьютерным играм, но так или иначе – вы создаете тематический контент и распространяете его. Изредка пишете статьи. Так или иначе ваш голос что-то, да значит, формирует мнение читателей, слушателей. Как же это называется, если не игровая журналистика?
Как чаще всего и бывает, однозначно правых здесь нет. Читателям и слушателям стоит подробнее вникать в материал, не ориентируясь на вырванные из контекста слова, авторам контента – не открещиваться от ответственности за созданный материал и продумывать, как лучше донести мысль до пользователей.
Ну и читы, конечно, плохо.
Это не журналистика, извините. Это частное мнение человека, который решил его распространить. Публичное высказывание, которое он пытается монетизировать. Вообще - это блогерство. А блогеры - не журналисты в традиционном понимании этой профессии. Перед блогером нет ответственности за сказанное им - блогер может высказывать что захочет и когда захочет. У него нет редакционной коллегии, нет зачастую людей, проверяющих им написанное и сказанное до выпуска материала - нет фактчекинга.
Другое, что как таковой журналистики в России почти нет. И большинство игровых журналистов, называющих так себя, ими вообще-то не являются. Это те же блогеры. Я не уверен, что вообще наберется больше 10 журналистов в игровой и киберспортивной сфере в СНГ.
Это к давней проблеме того, что журналистика уходит от журналистики фактов, к журналистике мнений, которая сливается с блогерством. Это не хорошо и не плохо - просто это тренд. Главное только, чтобы читатели не забывали о том, что они читают мнения, а не истину в последней инстанции.