25 лет назад вышел DOOM – отец всех стрелялок
Доставайте плазмоган из кладовки.
На днях исполнилось 25 лет первой игре из серии Doom. Эта игра оказала сильнейшее влияние на игровую индустрию, а в 90-е в нее рубились все, у кого был компьютер. Рассказываем, почему Doom так важна.
Doom – предок современных шутеров
Разработчик Doom, компания id Software, стремилась создать современную на тот момент игру. Сейчас звучит смешно, но тогда игроделы добились максимально возможного погружения: трехмерная графика, вид от первого лица, неплохие текстуры и даже образ безымянного пехотинца, чтобы вы лучше могли ассоциировать себя с игровым персонажем.
Как говорил Джон Кармак, раработчик Doom: «Сюжет в игре – как сюжет в порнофильме. Должен быть, но не так уж и важен». Так и происходило: вам давали пушку и недвусмысленную задачу. Но разве это помешало Doom стать культовой серией?
С другой стороны, отношение Кармака к игрокам отлично определяется такой фразой: «Геймдизанер не должен создавать мир, в котором игрок – всего лишь крошечная часть. Игрок – это босс; ваша обязанность развлекать его или ее». Разработчики вложили в Doom душу и позаботились о том, чтобы игроки не скучали.
Doom обрела безумную популярность, игру оценили миллионы пользователей и она повлияла на дальнейшее развитие жанра шутеров. На ее примере мы поняли, как должен выглядеть шутер от первого лица.
Атмосфера
Игроков в Doom встречали не только монстры, но и неплохая музыка, которая отлично вписывалась в настроение игры.
Сами монстры выполнены пугающе правдоподобно – настолько, насколько это было возможно в 1993 году. Время за игрой в Doom пролетало незаметно.
Два Барона Ада. Выглядят жутковато, да?
Мультиплеер
А если надоедало убивать монстров в одиночку, в игре был доступен кооперативный режим. И, что важнее – Doom ввела режим Deathmatch, который также набрал популярность и нашел свое место в современных шутерах. Разработчики утверждают, что при создании deathmatch-режима в Doom вдохновлялись файтингами Fatal Fury, Art of Fighting и Street Fighter II – еще одной популярной серией игр.
Через три года после оригинальной Doom вышла первая игра серии Quake. Кармак сам работал над обоими проектами как программист и перенес все лучшее из Doom в Quake, добавив приоритет на стрельбу. Так одна легендарная игра породила другую.
Моды
Это сейчас модификации на игры – в порядке вещей. 25 лет назад Doom стала одной из первых игр, к которой можно было создать и применить дополнения и моды. Редактора к Doom не прилагалось, но игровые данные не были зашифрованы, что позволило пользователям собрать данные. Редактировать Doom достаточно просто, и при желании этим мог заняться каждый из нас.
Из интересного, моддеры обожают изменять музыку или навешивать модельки из других серий игр. Например, вот мод, где вам придется сражаться с Чужими.
Серия продолжает жить
Игра не была бы столь культовой, если бы ее развитие оборвалось. За 25 лет вышло 11 игр серии Doom, а в 2019 году ожидается новинка – Doom Eternal. К юбилею один из авторов Doom анонсировал модификацию к игре The Ultimate Doom:
А разработчики Doom не смогли пройти мимо и выпустили короткое видео по такому случаю:
«Doom будет вечен» – говорится в видео. И это, черт возьми, похоже на правду.
Это я говорю, как старый, прожженый владелец компутера, начиная с 286-го...
https://youtu.be/8F55JwkePIo?t=7