Главные инди 2016-го: Stardew Valley, Firewatch, No Man’s Sky

От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!

***

Помните найденную нами тенденцию слабых четных годов? Забудьте. DOOM, Uncharted 4, XCOM 2, Overwatch, The Witcher 3: Blood and Wine, Deus Ex: Mankind Divided, Dark Souls 3, Tyranny – настолько сильного и при том разнообразного набора не было давно. От мясного шутана до чистой тактики, а это я только по верхам прошелся. Что там в инди творится даже смотреть страшно.

Пока Steam Greenlight заполнялся тоннами однообразного шлака, сообщество аккуратно выбирало из этой коричневой массы золото. Получалось с переменным успехом. С одной стороны удручающее количество талантливых разработчиков не выдержали конкуренции с бесчисленными бездарными поделками на Unity, продающимися за счет бросовой цены и наличия стим карточек. С другой, на такой прииск я бы и еще сходил, в моей табличке в экселе заполнено в два раза больше ячеек, чем в любом другом году, так что грех жаловаться.

Инди было много, пожалуй даже слишком много. Так давайте уже приступать.

Главные инди 2010-го: медитативный Minecraft, жуткая Limbo и другие

Главные инди 2011-го: бесконечная Binding of Isaac, милая To the Moon

Главная инди года – Stardew Valley

Не знаешь с чего начать, начинай с жанра. Stardew Valley – это в первую очередь ферма. И симулятор жизни. RPG-ферма симулятор жизни. И немного данжн-кроулер. И еще ее делал один человек. Нет, серьезно, с чего начать? В общем очень классно, когда разработчик точно знает чего хочет. Эрик Барон захотел сделать Harvest Moon своей мечты и сделал игру, в которой можно жить.

Stardew Valley очень удачно вводит игрока в свой мир. Вспомните, например, Скайрим. Вы проходите вступление, первый раз нажимаете кнопку «M» и пару минут охреневаете от открывшихся вам просторов. Долина Стардью ведет себя хитрее. Она выглядит минималистично, начинается как простенький симулятор фермера, и вот вы садите свой первый пастернак, и еще не знаете, что уже попались. Игра аккуратно предоставляет все новые и новые занятия. Новые растения, рецепты, рынок, персонажи, улучшения фермы и инструментов, квесты, данж, романсы, рыбалка... Для Stardew Valley надо брать отпуск, она затягивает так, что откладываешь сон, ломаешь режим, перестаешь бриться, у компьютера скапливается грязная посуда, а при взгляде на улицу удивляешься отсутствию пикселей.

Эрик Барон создал огромный, но при том такой близкий каждому мир, в котором решительно невозможно не утонуть. Он интригует с самого начала и не перестает удивлять даже спустя две сотни часов. И выбирайте вайфу правильно, Лея няша, остальные от лукавого.

Забавный факт. В издательстве игры помогали наши старые знакомые из Chucklefish. Как интересно сложилась история, успех средненького Starbound привел к созданию Stardew Valley такой, какой мы ее знаем. Неисповедимы пути индустрии.

Любимая инди года – This is the Police

Однако была в 2016 игра тронувшая меня сильнее долины Стардью. Тоже кстати про уставшего от жизни и желающего изменений корпоративного работника.

Только теперь мы в жестоком мире стражей правопорядка. This is the Police – это симулятор главы полицейского участка. Отправляем копов на вызовы, лично решаем сложные ситуации, пытаемся балансировать на грани закона и собственной выгоды. И все это на самом деле не так важно. Геймплей тут приятный, но существует только для того, чтобы рассказать побольше историй. Игру делает атмосфера.

Джеку Бойду шестьдесят. Его жена с детьми ушла к другому. Джек глубоко одинок. В его жизни нет ничего кроме работы. И через полгода его отправят на пенсию. Поэтому он сидит в офисе с утра, слушает блюз, пьет виски и раздумывает над тем, принять ли ему еще одну таблеточку или проще сразу застрелиться. Закон и порядок? Вы пришли не к тому копу. This is the Police плотно окутывает одеялом меланхолии и равнодушия. В определенный момент я понял, что абсолютно не помню какая там в игре вообще цель и просто наслаждаюсь процессом. Последний раз такое со мной вытворяла Fallout New Vegas, а это, знаете ли, уровень.

Часу на десятом This is the Police начинает утомлять, ее стоило бы урезать как минимум вполовину. Для такой продолжительности ей не хватает разнообразия в музыке. Графический стиль завяз где-то между претенциозностью и лаконичностью, периодически кренясь в сторону первого. Но я ничего не могу с собой поделать, атмосфера игры совершенно меня покорила и никакие минусы не заставят перестать ее любить.

От This is the Police веет чем-то настолько близким, что, когда узнаешь о белорусских корнях разработчиков совсем не удивляешься. Weappy Studio сумели добавить в игру этот неведомый СНГ ингредиент, который безошибочно ощущается, например, в Сталкере, Метро или следующем номинанте.

Главные инди 2015-го: темные леса, темные моря и подростковый Твин Пикс

Нельзя пропускать – Beholder

Засовывать Beholder в “Нельзя пропускать”, значит выписать ей большой комплимент, который она не очень заслуживает. Но очень уж хорошо пришлась к слову.

Здесь мы исполняем роль уже не начальника полиции, но управляющего домом. Что в неназванной стране темных тонов, необсуждаемых приказов и машин с надписью “Хлеб” – суть то же самое. Следим за постояльцами, докладываем начальству, пытаемся и себя в обиде не оставить. Внешне, тот же легко управляемый менеджер, однако за оболочкой казуальности скрывается жестокий мир гонки за баблом.

Да, в This is The Police тоже основной целью являются деньги, но там эта цель скорее эфемерна, маячит себе на горизонте и особо не отвлекает. В Beholder деньги – это своеобразный переход на следующий уровень. Видите ли, в определенные моменты игра будет требовать от вас немалую сумму, завязанную чаще всего на потребностях членов вашей семьи. И если у вас ее не будет, добро пожаловать в мир плохих концовок и былых сожалений.

С одной стороны, это явно осознанный выбор Warm Lamp Games, игрок лучше вживается в роль управляющего и проникается основной идеей всего процесса. Как бы ни были тебе близки чужие люди и важны моральные принципы, приходится идти на сделку с совестью. С другой, опять эта проблема добавления roguelike элемента туда, где его не ждут. Большую сумму денег не заработаешь за пару дней, а значит каждый провал ведет чуть ли не к рестарту игры, в которой нет вариативности и механик заточенных под это.

Если вас такая перспектива не пугает, то вперед. Вас ждут стильный визуал, хорошо прописанные диалоги с жильцами и куча концовок. А еще достаточно анальный интерфейс доносов, но это, кажется, тоже авторская задумка.

Нельзя пропускать – Darkest Dungeon

От одного мрачного и жестокого проекта к еще более мрачному и жестокому. Если вы цените в играх зубодробительную сложность и отточенные игровые механики – вы по адресу.

Darkest Dungeon – это тактический dungeon crawler. Вы собираете отряд из четырех смельчаков (глупцов). Отправляете его в подземелье, бродите там по комнатам, по пути с переменным успехом сражаетесь с крайне отвратительными тварями разных видов и масштабов, и, если вам сильно повезет, переживаете это подземелье, тратя награбленное на первичные нужды.

Игру хочется сравнивать с Ori and the Blind Forest из-за похожих сильных сторон. Нарисована Darkest Dungeon просто шикарно, визуальный стиль врезается в память надолго. Тактических маневров в боях столько, что и на тридцатый час игры находятся новые идеи и сочетания, благо сама суть игры заставляет часто варьировать отряд. Голос рассказчика, стиль художественного текста, сам этот загнивающий, мерзкий мирок – все на высшем уровне. Однако полноценного сравнения все же не выйдет.

В отличие от небольшой Ори, Темнейшее Подземелье в зависимости от вашей целеустремленности и игровых способностей длится от тридцати часов до бесконечности. И лишь от ваших же предпочтений зависит, успеет ли игра наскучить до своего окончания. Мне успела. Всех вышеперечисленных плюсов это, впрочем, не отменяет.

5 жутких пасхалок в играх: бесформенный насильник и пропадающая женщина

Нельзя пропускать – Inside

Пример Inside хорошо демонстрирует то, что индустрия маленьких игр действительно развивается. Она объективно лучше Limbo, но при этом не попала ни в главную, ни в любимую игры года. Ах, да, я не сказал? Она от разработчиков Limbo. Серьезно, посмотрите на превью, кто бы еще это мог быть?

Взяв от своей первой игры главное, мощный визуал, платформинг и бессловесное повествование, Playdead увеличили до четырех часов продолжительность, сделали головоломки разнообразнее, а идеи более четкими и понятными. Нет, игра все еще не собирается хоть как-то пояснять происходящее, но если раньше намеки были уровня “Угу”, то теперь это “Нет, я не обиделась”. Что немного меняет восприятие.

Остальное на месте, Inside постоянно держит в напряжении, шокирует, пугает и оставляет в глубокой задумчивости в конце. Playdead гениальны, покупайте игру.

Стоит внимания – Factorio

Ох, Factorio. Знаете, люди существа увлекающиеся. И если вы любите шерстить список свободных агентов в Football Manager, поливать грядочки в Stardew Valley или выбивать очередную ачивку в The Binding of Isaac и при этом у вас есть работа/учеба/личная жизнь – бегите. Вам нельзя знать о Factorio, это запрещено конвенцией о правах человека.

Теперь, когда вы предупреждены и заинтригованы, к сути. Это симулятор завода. В наличии имеется протагонист, ресурсы, расплывчатая конечная цель постройки ракеты и бесконечные способы по автоматизации всего. Буквально всего. Ну, еще есть зергоподобные обитатели мира от которых придется защищаться, но это мелочи.

Достаточно пройти через непритязательный внешний вид, создать одну цепочку автоматизации добычи угля, и можно прощаться с реальным миром. Даже Stardew Valley не так жестока. Factorio – это чертов наркотик, она не отпустит вас пока вы не сделаете свою фабрику идеальной. Учитывая тот маленький факт, что это немного невозможно – не отпустит никогда.

Отдельный видом искусства являются отзывы на игру в стиме. “Технопорно для аутистов” – потрясающе лаконичное описание. Кстати она до сих пор в раннем доступе. Всем бы такой ранний доступ.

Стоит внимания – Firewatch

Куча качественных проектов в других направлениях не помешали уступающему позиции тренду на ходячие симуляторы таки продвинуть одного номинанта в списки. Одинокого сотрудника пожарного надзора, уединившегося с природой в сотнях километрах от цивилизации.

Firewatch похож на махровый плед, он пропитан спокойствием и уютом настолько, что когда в нем начинают происходить неожиданные события вполне натурально удивляешься. И даже эти события не рушат общую атмосферу комфорта. Игра избавилась почти от всех жанровых клише. Здесь нет этих чертовых записок, затянутости и перекрученного как простынь после стиральной машинки сюжета. Все достаточно просто и незатейливо. Приятная, пусть и не хватающая звезд с неба картинка. Мягкий голос Делайлы, нашей единственной собеседницы, которая, конечно, не Логан Каннингем, но нареканий не вызывает.

И вроде как Firewatch является лучшим экземпляром ходячего симулятора за все время существования жанра. Душевный, лишенный минусов и определенно заслуживающий всю похвалу. Но для меня это просто крепкий, качественный проект не сделавший чего-то выдающегося. Ваши впечатления будут зависеть исключительно от того, проникнитесь ли вы атмосферой.

Для тех, кому хочется еще чего-то подобного, попробуйте Night in the Woods. Она по тематике немного более Life is Strange, чем Firewatch, но тоже скорее рассказ, чем игра. Прекрасные персонажи, атмосфера и художественный текст прилагаются. Писать для нее отдельный пункт мне не хочется, но упомянуть надо, так почему бы и не тут.

Стоит внимания – No Man’s Sky

Кто бы мне сказал в 2016, что я буду на полном серьезе включать No Man’s Sky в список лучших инди. О Шоне Мюррее тогда не говорил только ленивый. В основном в нелицеприятных выражениях.

Вообще, об истории No Man’s Sky можно написать целую книгу. О начале разработке и затоплении офисов, о гиперудачной рекламной кампании, построенной в основном на лжи и беспочвенных обещаниях, о громадном ушате поноса, вполне заслуженно вылившемся на студию сразу после релиза, о годах доработки и поддержки, постоянных насмешках от сообщества, и, наконец, об удачном внедрении почти всех обещанных особенностей и пришедшем народном признании.

No Man’s Sky – отличный пример того, как надо верить в себя и в свою команду, пусть весь мир и считает вас кучкой мошенников. В 2020 Немужицкое Небо наконец стало тем, чем и должно было стать изначально. Действительно большим, красивым и разнообразным космическим выживачом, с сюжетом, кооперативом и, конечно же, процедурно сгенерированным хреналионом миров.

Это все еще спорный проект, играть в который в одиночку занятие лишь для самых отъявленных интровертов. Но он уж точно стоит внимания.

Стоит внимания – Samorost 3

Тут все просто, фантастическая Amanita Design снова в деле.

Снова point-and-click квест, снова феерия сюрреализма в картинке и звуках, снова прекрасное ощущение наркоманской сказки. Только теперь еще красивее, еще насыщеннее и еще нелогичнее.

Samorost 3 – безусловно лучший проект мухоморов, шесть часов расслабляющего мракобесия. Если когда-нибудь наше общество дорастет до того, чтобы включать игры в школьную программу, я хочу, чтобы это были игры Amanita Design.

Стоит внимания – Layers of Fear

В отличии от чехов из Amanita, поляки из Bloober Team выбрали темой своей работы не очаровательную фантасмагорию, а безумную шизофрению.

В остальном проекты примерно схожие, в Layers of Fear тоже чувствуется приоритет внешнего над внутренним. Игре очень неудобно в жанре, ну, знаете, игр. Ей очень хочется стать визуальным романом. Поразить зрителя чем-то ненормальным и пугающим, рассказать историю через окружение. Заставить смотрящего осмысливать все происходящее самому, строить догадки и теории, и пытаться собрать в голове общую концепцию, спрятанную где-то глубоко и открывающуюся лишь под конец.

К сожалению, в этот метафоричный танец символизма зачем-то добавили геймплей. И наслаждаться талантом дизайнеров приходится пробираясь сквозь скримеры, однообразные прятки и, если их можно так назвать, головоломки.

Layers of Fear не получается назвать хорошим хоррором. Она совсем не страшная, хоть и хочет таковой быть. Но, если убрать все лишнее, останется очень качественный ходячий симулятор с крутой музыкой и совершенно сумасшедше прекрасным визуалом.

Стоит внимания (возможно?) – Superhot

Чистейшая игра-концепт. Идея простая – шутер, в котором время двигается лишь когда двигаетесь вы. И, честно говоря, на месте той же Frozen Synapse при виде успеха Superhot мне было бы крайне обидно.

Не поймите неправильно, идея безусловно интересная, получается занятная смесь головоломки и шутера от первого лица. Стилизация тоже ничего, музыка и сюжет присутствуют... Кажется.

Но этого настолько мало, что становится решительно неясно, как можно было поднять вокруг Superhot такой хайп. В игре два часа геймплейных головоломок на средней интересности уровнях, и все. Все! Редактор карт, онлайн режим, да вообще хоть какой-нибудь другой режим? Ничего этого нет, только голая идея без обертки, доработки и приведения в нормальный вид.

В 2017 вышли Superhot VR для шлемов виртуальной реальности и Superhot Mind Control Delete, расширенная roguelike версия стандартной игры, продающаяся отдельно в раннем доступе и обещанная бесплатно всем владельцам базовой Superhot после релиза. Релиз так и не наступил. На дворе 2020, кстати, держу в курсе.

Стоит внимания (возможно?) – The Witness

Иногда пазлы это просто пазлы, а иногда что-то большее чем пазлы.

Когда пазлы выходят за рамки пазлов и делают все понимание реальности одним большим пазлом понимаешь, что возможно все вокруг и сделано не ради существования как цели, а для получения удовольствия от разгадывания пазла. Или для разгадывания себя, ведь главным пазлом, для познания которого и сделана неким создателем пазлов вся пазловая реальность, являемся мы сами. Весь мир пазл и люди в нем лишь пазлы.

Креативный философски-претенциозный набор головоломок на одном большом острове, рассчитанный на поиск тайных смыслов и размышления ради размышлений. Искренне не проникся. “Смотрите в какую странную херню я играю – 2016”. Надеюсь, что хотя бы сам Джонатан Блоу знает, какой за всем этим посыл, и когда-нибудь объяснит его для простых смертных.

Стоит внимания – Hyper Light Drifter

И закончим мы тоже на чем-то не до конца понятном и метафоричном, но уже без “возможно” в описании.

Для нормального понимания Hyper Light Drifter необходимо познакомиться c фигурой автора. Алекс Престон – человек с врожденным пороком сердца и еще кучей проблем со здоровьем примерно схожих масштабов. В его игре главный герой страдает от смертельной болезни и пытается найти лекарство. Естественно, вся игра – это аллегория.

И что самое прекрасное, вам никогда этого не пояснят. В Hyper Light Drifter не произносится ни слова, все, что игра хочет вам сказать она передает иначе. Через слегка кислотную пиксельную картинку, через потрясающую музыку (серьезно, что-то на уровне Supergiant) и через слэшерный геймплей в стиле Transistor, только без тактической паузы.

Как и The Witness, Hyper Light Drifter сделана для свободных размышлений и поиска разномастных посылов. Только вот HTL хочется изучать и рассматривать. В основном потому, что за этим виден силуэт автора. Видно, что он действительно пытается что-то передать игроку. Но не словами, слова слишком маленькие. А образами. Их зачастую трудно разобрать и еще труднее по-настоящему понять. Однако при успехе они трогают гораздо сильнее слов. А еще в игру увлекательно играть, если это еще что-то значит.

Ну и где-то на этом моменте я окончательно понял, что написать о всех классных инди 2016 года мне не хватит ни времени ни сил. Так что с оставшимися мы, как водится, разберемся одной строкой. Salt and Sactuary – Dark Souls в 2D, ABZU – подводная Journey, Enter the Gungeon – The Binding of Isaac с патронами, VA-11 HALL-A – симулятор болтовни за барной стойкой, Human: Fall Flat – стеб над физическим движком в кооперативе, Through the Woods – глубокомысленный ходячий симулятор с уклоном в хоррор, The Banner Saga 2 – хочется рассказать сразу про всю серию, так что дождемся третьей части. Все это очень классные и интересные проекты, рекомендуемые к ознакомлению. Но о всех не поговоришь, и в 2016 были игры важнее.

На этом самый обширный список в декаде закончился. Дальше будет компактнее. Наверное.)

Второй месяц Лиги блогеров закончится через неделю! Напиши пост и выиграй приз

Оперативнику Rainbow Six просят увеличить зад. Нет, это мужчина

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Smallgames
+9
1 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Жирный год. Но Стардью – это любовь)
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости