Главные инди 2015-го: темные леса, темные моря и подростковый Твин Пикс
От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!
***
Вот и прошла половина десятилетия. По устоявшейся традиции после тихого 2014 следующий год должен был произвести в индустрии революцию. И таких бомб мы еще не видели.
Как и Скайрим в свое время, The Witcher 3: Wild Hunt разделил игровой мир на до и после. CD Project Red задали новую планку качества и, честно говоря, я не уверен, что за последующие пять лет хоть кто-то смог ее приподнять. На фоне Ведьмака терялись как спорные Fallout 4 и Batman: Arkham Knight, так и безусловно отличные Bloodborne и Until Dawn.
Инди-разработчики тоже не были в восторге от такой конкуренции и в 2015 зарелизились лишь самые смелые и бесстрашные проекты. Индустрия все еще болела переизбытком трендового шлака, однако 2015 дал неплохой задел на будущее, важность которого нам еще только предстоит оценить.
Главная инди года – Ori and the Blind Forest
Борьба была серьезной, и Ori and the Blind Forest пришлось очень постараться, чтобы выгрызть себе награду у не менее достойных коллег. Крупные компании окончательно поняли перспективы рынка маленьких игр и следуя прошлогоднему примеру Ubisoft, Microsoft Studios взялась за издательство Ори и не прогадала. Получился проект, определивший тренды в жанре платформеров на многие годы вперед.
Ori and the Blind Forest очень легко хвалить, ибо она просто не имеет недоработок. За четыре года Moon Studios превосходно воплотили в жизнь все планируемое, от совершенно потрясающего визуального стиля, до самых незаметных игровых механик. Игра выглядит и играется так, как и хотели авторы, и это самое прекрасное.
Вам может не нравиться хардкорный геймплей или относительное неудобство эксплоринга, никто не идеален, и Ori and the Blind Forest может не быть вашей личной игрой года, как не стала и моей (все еще преследуют вьетнамские флэшбеки от Super Meat Boy). Однако отрицать ее совершенную исключительность категорически невозможно.
Любимая инди года – Soma
Иногда они возвращаются. После выпуска Amnesia: The Dark Descent разработчики из Frictional Games на некоторое время ушли в тень, но, видимо, посмотрев какой же бардак творится в жанре ужасов, вернулись со своей Soma.
Вернулись надо сказать удачно. Студия не стала далеко отходить от того, что у них прекрасно получалось и ранее, сделав спокойный в целом и адреналиновый моментами 3D-survival horror, на этот раз в антураже подводной станции в достаточно мрачном будущем. Soma из тех хорроров, что пугают не ожиданием скримеров и самим джампскейром, а скорее давящей атмосферой беспомощности и безнадеги.
Чувство меры спасло Frictional Games. Будучи по своей сути слегка прокаченным ходячим симулятором с геймплейной составляющей на уровне The Vanishing of Ethan Carter, Soma умудряется закончиться именно тогда, когда начинает надоедать. И закончиться так, что по коже натурально бегают мурашки. История – это сильнейшая сторона игры, даже принимая во внимание классную стилистику и звуковое сопровождение. Именно история захватит вас с головой, протащит по всей игре и огорошит мрачным и сильным финалом. Frictional Games, пожалуйста, возвращайтесь еще. Вас так не хватает.
Душераздирающая The Walking Dead и ультражесткая Hotline Miami: главные инди 2012-го
Нельзя пропускать – Undertale
Главный конкурент Ori and the Blind Forest за звание главной инди года. Undertale получилась не только прекрасной игрой, но еще и одним из лучших мотиваторов для талантливых инди-разработчиков наконец поверить в себя и начать делать то, к чему действительно лежит душа.
В некотором плане Undertale похожа на Path of Exile, в современном мире ее не должно существовать. Геймдизайнер и музыкант самоучка Тоби Фокс в 2013 году вышел на Kickstarter с идеей необычной ролевой игры и целью набрать 5000 $. Проект каким-то образом собрал в десять раз больше, а Тоби не пропил все деньги, как настоящая творческая личность, а два года усердно работал и в век раннего доступа представил на суд общественности сразу полноценный готовый продукт.
В итоге получился феномен. Неказистая картинка скрывает за собой ломающую шаблоны игру, наполненную милым юмором, отсылками, мелкими деталями и личными переживаниями автора. Undertale очень добрая и душевная, и если вы сможете пройти через внешнюю неприязнь, то проникнитесь к ней всем сердцем. “Смотрите в какую странную херню я играю – 2015”
Нельзя пропускать – Rocket League
Это футбол с машинками вместо людей. Куча режимов, простые правила, удобное управление и огромный простор для самосовершенствования. Из минусов – токсичное коммьюнити, которое может и не сравнится с одной всеми нами любимой игрой, но тоже способно неиллюзорно поджечь.
Описывать больше нечего, Rocket League настолько же простая, насколько веселая. Зато есть что сказать о студии. Psyonix мастерски сумели превратить свою игру из разряда “той забавной игры про машинки” в разряд “той самой офигительной игры про машинки”. Для популяризации разработчики умело применяли все возможные каналы. Использование известных франшиз для кастомизации машин, работа со стримерами и летсплеерами, представление игры как киберспортивной дисциплины и это уже не говоря о постоянных обновлениях, рекламе в медиа пространстве и выпуске на все известные платформы вплоть до вашего холодильника. Благодаря этому футбол на машинках не умер через год, оставшись маленькой забавой на пару месяцев, как условный Frozen Synapse, а остается популярным даже спустя пять лет.
Стоит внимания – Hand of Fate
Можно ли перенести настольную игру в компьютер? Краткий ответ – да, фактически можно. Чуть более углубленный – нет, ощущения от “живой” настольной игры все равно другие. Самый углубленный – хрен его знает, все зависит от контекста.
Австралийцы из Defiant Development решили не идти по пути Tabletop Simulator (который я, кстати, не буду сюда добавлять) и не стали переносить настолку в экраны один в один. Вместо этого они смешали колодостроительный симулятор, традиционную ролевую игру и экшн от третьего лица и получился очень интересный и привлекающий внимание проект. Интригующая попытка воссоздать экспириенс от погружения в ролевую настолку.
Конечно, не обошлось и без минусов, Hand of Fate не блещет разнообразием, да и экшн часть в ней сделана достаточно дешево и непритязательно. Игра в первую очередь будет интересна тем, кто знает расшифровки для ДнД, ДМ или Д6, но и рядовому игроку точно не будет скучно проходить одиночную кампанию. В дальнейшем выйдет и Hand of Fate 2, к которой мы еще придем. Или нет.
Главные инди 2013-го: Path of Exile, Stanley Parable и Don’t Starve
Стоит внимания (возможно?) – Life is Strange
Telltale Games задала моду на эпизодические истории и интерактивное кино и за ней пришло множество последователей. Подавляющее большинство прямых подражателей так и не вылезли из болота беззвестности, однако Dontnod Entertainment смогла.
Французская студия дебютировала в индустрии неплохим экшном Remember Me незаслуженно провалившимся в коммерческом плане. Уже тогда разработчики показали, что отлично умеют создавать правдоподобные миры, но вот с наполнением их геймплеем возникают проблемы. Для своей второй игры ими был вполне логично был выбран подходящий жанр.
Life is Strange с самого начала привлекает своей яркостью. Все от цветастой карандашной рисовки до стереотипных, но живых персонажей заставляет поверить в личность рассказываемой истории. Но как только пытаешься отвлечься от окружающей красоты в пользу, собственно, истории, понимаешь, что проблемы студии никуда не делись. Сюжет банален и непримечателен, загадка совершенно не интригует, и иллюзия вовлеченности постепенно спадает. В последних сезонах Dontnod решили сконцентрироваться как раз на сюжете, и получилось хреново. Происходящее вызывает все больше раздражения и непонимания, а финал вообще смотришь с презрительной ухмылкой.
Все еще Life is Strange можно порекомендовать если вам нравится стилистика Твин Пикса и вы не против подростковых драм. В дальнейшем к игре выйдет небольшой приквел и полноценная не связанная с оригиналом вторая часть. Приквел вполне достойный, проходить вторую часть стоит разве что ради мемов (стена, мексиканцы, игровые журналисты, Трамп, прекрасная игра).
Стоит внимания – Hotline Miami 2: Wrong Number
Ну вы знаете, что такое Hotline Miami. Dennaton Games при разработке сиквела надо было просто постараться не испортить хрупкую наркоманскую магию оригинала.
Получилось неоднозначно. Главной ошибкой второй Майами стало увеличение площади уровней. В результате стало гораздо сложнее проскакивать их как раньше, нахрапом, используя только свою собственную крутость. Hotline Miami 2 пытается заставить игрока думать и планировать свои действия наперед, но это мало того, что убивает часть волшебства, так еще и вытаскивает наружу тупость здешнего искусственного интеллекта, который без задней мысли всей толпой будет лезть лицом на вашу биту.
Игру это безусловно не убивает. В ней все еще потрясный визуальный стиль и триповый саундтрек, но если говорить метафорами, то после текилы первой части, вторая должна была стать горящей самбукой, а получилась чистым блю кюрасао. Красиво, но не особо вкусно.
Стоит внимания – Keep Talking and Nobody Explodes
Симулятор обезвреживания бомбы в кооперативе. Один игрок видит бомбу, другой – мануал по работе с ней. Все.
Steel Crate Games показали еще один пример того, как можно испытать ощущения от полноценной настольной игры, не вставая с кресла. Если Hand of Fate это одиночное ролевое приключение, то KTaNE (крутая аббревиатура) использует опыт той же мафии, свинтуса или взрывных котят. Сама по себе она представляет из себя всего лишь задачу, решение которой должно становиться веселым именно благодаря общению людей, участвующих в процессе.
Keep Talking and Nobody Explodes – это ваша игра на вечер для друга, с которым вы давно не общались и не можете встретиться лично. Простая, интуитивно понятная и заставляющая говорить. Если зайдет, приглядитесь к Tabletop Simulator, там можно залипнуть надолго.
Стоит внимания (возможно) – Sunless Sea
Игры призваны вызывать определенные чувства. Outlast вызывает страх, Journey – восторг, Fallout 76 – злость. Sunless Sea вызывает в первую очередь обиду.
Для студии Failbetter Games это первый полноценный проект с настоящим геймплеем после браузерной ролевки Fallen London, и это заметно. Все что касается описаний, истории и в целом текста в Sunless Sea настолько прекрасно, что я очень близок к тому, чтобы советовать попробовать ее хотя бы только ради этого. Однако мы говорим о ролевой компьютерной игре, а значит от нее требуется немного большее. Видимо где-то по ходу разработки Failbetter Games тоже поняли, что полноценной RPG из их творения как-то не выходит, но вместо того, чтобы попытаться ограничить свои хотелки и залезть-таки в определенный жанр, решили добавить roguelike элемент.
В итоге Sunless Sea просто рвет на части, с точки зрения рогалика она банально не настроена на реиграбельность, в ней нет достаточной вариативности происходящего, каждую новую жизнь придется по большому счету заниматься одним и тем же, торговать, выполнять однообразные квесты, и очень много плавать. А при отключении пермасмерти игра превращается в бесцельную RPG с кучей гринда и единственной задачей – исследованием мира.
Рекомендовать игру хочется тем, кто любит стилистику Лавкрафта и отличные небольшие истории, в развитии которых вы еще и сами принимаете участие. Но будьте готовы, что придется переступать через унылый репитативный геймплей. И знаете, иногда артмани – это не стыдно.
Стоит внимания – Broforce
И снова у нас проект старающийся сыграть на ностальгии, снова платформер, снова пиксельная графика. Однако Free Lives Games очень постарались сделать так, чтобы их игру ни с чем не перепутали.
Рецепт прост, берем старенькую Contra, добавляем в нее разрушаемость, узнаваемых героев боевиков 90-х и тонны правильной свинцовой демократии. Получается своеобразный Just Cause на препаратах. Все взрывается, уровень рассыпается на ваших глазах, враги разлетаются на кровавые ошметки, и где-то в середине всей этой вакханалии вы в образе Рэмбро с криком “’MERICA F*#K YEAH” летите на тяге своей неизмеримой офигенности. В кооперативе, кстати, вы орете вдвоем, пытаясь перекричать друг друга.
Не, ну вы конечно мооожете включить высокий уровень сложности, играть тактически, вырезать противников по одному. Но вы уверены, что игра, в которой основная цель это установить над территорией американский флаг и улететь на вертолете ровно перед тем как весь уровень нахрен взорвется именно этого от вас хочет?
Отличная вещь для того, чтобы отвести душу после тяжелого дня. Причем как в коопе, так и в одиночку, что вообще редкость. 10 разрушенных Иранистанов из 10.
***
Перед тем как закончить, давайте одной строкой вспомним про некоторые проекты, которые вполне могли попасть в номинации за эти годы, но не попали, в виду их потрясающей неописываемости.
Во-первых, несколько средней приличности выживачей, о которых говорить либо двумя словами, либо долго и разбирая все детали. Выживач с динозаврами – Ark: Survival Evolved, выживач с сюжетом – The Forest, выживач без ярко выраженной детали – Rust.
Во-вторых, забавные симуляторы всякой странной фигни, безусловно способные увлечь собой на разное время, но описывающиеся зачастую буквально своим названием. Симулятор управления тюрьмой – Prison Architect, симулятор побега из тюрьмы – The Escapists, симулятор строительства разрушительных машин – Besiege, симулятор не менее разрушительного козла – Goat Simulator, симулятор передвигающегося хлеба – I am Bread, симулятор хирурга под лсд – Surgeon Simulator 2013, симулятор коронавируса – Plague Inc: Evolved, симулятор ломания пальцев – Octodad: Dadliest Catch.
На этом вроде бы все, ждем потрясающий 2016.