Обзор кампании Halo Infinite. Вот так нужно делать шутеры в открытом мире
Погорский погрузился в масштабную космооперу.
Я долгое время хотел втянуться в Halo, но никак не мог к ней подступиться: любой поклонник серии будет часами рассказывать вам, насколько это масштабная и неповторимая космоопера с богатым миром и центральным сюжетом, от которого все сложнее оторваться. Вот только для знакомства с Halo нужно было потратить очень много времени: пройти основные части серии, два спин-оффа в жанре стратегии, а еще прочитать пугающее количество книг... Решиться на подобный марафон, разумеется, очень сложно.
Поэтому мое прохождение Halo Infinite началось с приятного осознания: игра рассчитана не только на хардкорных фанатов серии, но и на таких несведущих в ее хронологии геймеров, как и я. Действие разворачивается спустя 18 месяцев после предыдущей номерной части, Halo 5. Мастера Чифа будит пилот Космического Командования Объединенных Наций (ККОН), который делится печальными новостями: пока коматозный Чиф крутился в космосе, силы ККОН проиграли войну с Изгнанными, а надежды вернуть контроль над кольцом Zeta Halo (большой искусственный мир, напоминающий Цитадель из Mass Effect) у человечества нет. За исключением этого брифа, Мастер Чиф мало что знает о происходящем, как и игрок, так что погружение в эпическую историю Halo Infinite происходит более-менее естественно. Разве что у тех, кто проходил Halo Wars 2, будет преимущество – насколько я понял, Infinite сильно ссылается на сюжет стратегии.
В общем, Пилот радуется обнаружению Мастера Чифа, поскольку вместе со спартанцем у него появились шансы улететь куда подальше из обреченного сектора космоса. Только вот у Чифа другие планы: он одалживает пистолет солдата и не мешкая отправляется на войну против целой армии кровожадных инопланетян, уже успевших развалить многочисленные войска ККОН. Очевидно, в контексте предыдущих игр можно понять, что для Мастера Чифа подобные невозможные подвиги – все равно что утренняя пробежка. Однако даже без знания бэкграунда в протагониста сразу веришь: из-за немногословной манеры речи и подхода «сразу к делу» Мастер Чиф кажется невероятно крутым. Хочется полностью пройти Halo Infinite хотя бы ради того, чтобы побыть в шкуре такого образцового героя.
Между тем, мне как новичку поначалу все же было особенно сложно вникнуть в сюжет. В каждой сценке и диалоге упоминаются десятки терминов, названий и имен, которые невозможно вот так сразу запомнить, хотя они явно имеют большое контекстуальное значение.
Меня спасало разве что знание, кто такая Кортана, поскольку Чиф постоянно слышит ее голос в голове и вообще явно испытывает влечение к искусственному интеллекту – это один из ключевых мотивов истории. Впрочем, одержимость героя легко понять: когда Чиф нашел другой ИИ, Оружие, в одной из первых миссий и загрузил ее в свою броню, то сюжет вдруг стал – парадокс – намного человечнее. Оптимистичная и довольно наивная Оружие то и дело комментирует происходящее в очень живой и избыточной манере, тем самым уравновешивая серьезность Чифа и пораженчество Пилота.
Впрочем, только после прохождения вступления игрок знакомится с настоящим главным героем игры – кольцом Zeta Halo, на поверхности которого разворачивается основная часть Halo Infinite. Изначально меня очень пугала мысль, что серию линейных шутеров перенесли в открытый мир. Но разработчикам из 343 Industries удалось заставить идею работать: во время прохождения Infinite не возникает слишком сильных ассоциаций с конвейерными играми-песочницами вроде Far Cry.
Во многом спасает сама структура кампании, сохранившая черты классических линейных шутеров. Скажем, если вы настроены проходить Infinite как старомодную игру, то у вас это получится: внутри основных миссий Halo выглядит как линейное приключение, с традиционными для серии просторными локациями-аренами и коридорами, сотнями легко различимых врагов и обширным арсеналом оружия. Разница лишь в том, что здесь можно выбраться за пределы основного поля боя и очутиться в красочном, но неприветливом мире: Zeta Halo мало чем напоминает жилую колонию-планету, это скорее одно гигантское поля боя.
Мир игры не совсем бесшовный, а поделен на отдельные гигантские «острова», между которыми игрок изначально не может перемещаться свободно. Все происходит примерно по такой схеме: высаживаешься для выполнения основной миссии, завершаешь ее, после чего можешь либо отправиться дальше по сюжету, будто проходишь линейную кампанию, либо сперва пойти зачищать близлежащую территорию. Критически важно, что Halo Infinite вообще не вынуждает игрока погружаться в открытый мир против его воли – можете просто игнорировать весь опциональный контент и все равно получите хороший сюжетный шутер. Но второстепенным активностям стоит дать шанс.
Песочница в Halo Infinite не революционная, она работает по хорошо знакомым современным геймерам правилам: идешь на маркер очередной передовой операционной базы (ПОБ), зачищаешь от врагов, после чего она переходит под контроль ККОН, а на карте появляются иконки других задач поблизости. Это может быть захват других аванпостов, добыча разведданных (интересно же узнать, что тут вообще происходит), поиск секретов, убийство особых врагов и так далее. Многие точки интереса – это отряды выживших пехотинцев, которых нужно спасти от вражеских инопланетян. Почему-то именно при выполнении таких, самых тривиальных задачек, лучше всего чувствуется лейтмотив всего открытого мира Halo Infinite: здесь ты действительно шаг за шагом ведешь за собой контрнаступление в, казалось бы, уже проигранной войне.
Помимо продвижения по сюжету и визуальной зачистки иконок на карте, есть и полноценная система прогрессии. При выполнении сюжетных миссий и на территории Zeta Halo можно находить спартанские ядра – предметы, необходимые для получения апгрейдов снаряжения Чифа (увеличить прочность энергетического щита, добавить новые функции для крюка-кошки и не только). За «подвиги» (если без пафоса – за зачистку карты) игрок получает очки доблести – ресурс, открывающий все новые оружие, транспортное средства и даже виды подкреплений, которые можно вызвать на захваченных ПОБ.
Каким-то чудом лаконичный открытый мир Halo Infinite совершенно не вызывает раздражения, которое испытываешь, когда «пылесосишь» очередную песочницу от Ubisoft. Возможно, дело в том, что на Xbox Series X игра выглядит красиво: это совершенно точно не некстген (шутер будет доступен и на Xbox One), но красочный арт-дизайн в целом компенсирует техническую зажатость, прямо как это было с The Legend of Zelda: Breath of the Wild (да-да, обязательное сравнение, которое наверняка будет во многих обзорах). Вероятно, во многом помогает именно подчеркнутая необязательность всех второстепенных задач: в один день Halo Infinite можно проходить «по-старинке», а потом, если будет настроение, использовать быстрое перемещение, чтобы зачистить разбросанные побочные задания.
* * *
Хотя главный секрет успеха игры – это все еще основные геймплейные механики. Halo Infinite сразу ощущается более подвижным, веселым и по-хорошему аркадным шутером, чем большинство современных представителей жанра. Уже в первой миссии теряешься во всем многообразии не похожих ни на что пушек – в Halo Infinite интересно пробовать разные стратегии и экспериментировать. Еще здесь нужно не отсиживаться в укрытиях, а постоянно находиться в движении, уворачиваясь от вражеских залпов и используя вертикальность уровней для маневров – помогает уже упомянутый крюк-кошка. Наконец, можно просто получать наслаждение от быстрого и динамичного геймплея.
Потому что Halo Infinite – это действительно «очень много Halo» с исключительной свободой действий и обилием геймплейных ситуаций, которые постоянно сменяют друг друга. Если вы испытываете хоть какие-то теплые чувства к жанру и серии, то и эта часть вряд ли вас разочарует.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Онлайн трансляция The Game Awards 2021: где смотреть, когда стрим, какие игры номинировали