Суд Apple и Epic Games – золотая жила инсайдов. Боссы нарушали обещания, строили коварные планы и лицемерили
Положительных героев тут нет.
В мае 2021 года в американском суде провели слушания по одному из важнейших дел в истории индустрий IT и развлечений: Epic Games подала иск на Apple после того, как компания удалила сверхпопулярный баттл-рояль Fortnite из App Store за введение собственной системы оплаты микротранзакций в обход Apple (это нарушает правила платформы). С тех пор Epic публично ведет борьбу с Apple – якобы не только ради себя, но и за свободу рынка в целом. В частности, Epic Games хочет вынудить Apple разрешить на iPhone и iPad установку приложений не из App Store.
Пока неизвестно, чем закончится историческое дело – суд должен вынести приговор позже в 2021 году. Но благодаря разбирательству в открытом доступе уже появились сотни внутренних документов и переписок Apple и Epic Games, из которых можно многое узнать о внутренних процессах мегакорпораций, а также их партнеров. Издание The Verge проанализировало более 800 документов по делу и резюмировало их – мы выбрали главное из расследования.
Apple и Epic Games делают много обещаний и устанавливают жесткие правила, но не всегда их соблюдают
• Вопреки заявлению главы Apple Тима Кука «мы относимся ко всем разработчикам одинаково», есть доказательства обратного. Стриминг-компания Netflix, например, раньше платила Apple 15% комиссии с подписок в приложении вместо стандартных 30% – по особому соглашению. Только позже появилась официальная инициатива Apple Video Partner Program, предлагающая льготные условия для стриминг-сервисов вроде HBO Max и Prime Video – Netflix в списке партнеров нет.
• Аналогичная ситуация сложилась в Microsoft: больше десятка топовых разработчиков приложений и сервисов в Microsoft Store платят сниженную комиссию – судя по всему, такие сделки обговариваются индивидуально, «скидка» тоже отличается в зависимости от конкретного партнера. Во внутренней презентации Microsoft упоминала планы сократить комиссию с 30% до 12% в Microsoft Store как на ПК, так и на Xbox уже в 2021 году. Компания передумала: в итоге налог снизили только для игр на ПК (до 12%) и приложений (до 0%) – на Xbox с разработчиков все еще берут полную комиссию.
• В июне 2011-го в App Store появилось правило, позволяющее разработчикам обходить «налог Apple» – для этого нужно, чтобы пользователь совершил транзакцию через сайт сервиса, а не в приложении. Первым Apple сообщила об этом Netflix и Hulu, что очень обрадовало компании – остальные разработчики узнали о нововведении позже.
• В App Store действует программа, предусматривающая сниженную комиссию для небольших разработчиков. Согласно документам, она могла работать совершенно иначе: вместо «скидки» таким авторам бы возвращали половину суммы комиссии, позволяя потратить ее на покупку рекламы в App Store – в итоге решили, что такой подход показал бы Apple в плохом свете.
• Практически с самого зарождения App Store на протяжении многих лет Apple принимала решения, призванные всесторонне привязать пользователей к своей платформе и исключить потенциальную конкуренцию. В ноябре 2009 года представители Apple намекнули PayPal, что им не стоит соваться в транзакции внутри приложений на iOS, а в октябре 2010 года Стив Джобс объявил «изоляцию» официальной стратегией компании. В письме за май 2016-го упоминается, что Apple намерена минимизировать продвижение приложений, напрямую конкурирующих с их собственными продуктами – например, в тематических подборках магазина.
• В мае 2018-го глава Epic Games Тим Суини пытался понять, почему Apple подтасовывает поисковые результаты в AppStore: например, если пользователь введет в поиск Dropbox, то сперва увидит приложение Files от Apple с аналогичными функциями. Официально Apple называет это технической ошибкой и отрицает ручное изменение результатов.
• В мае 2019-го приложение Linkedin не прошло модерацию App Store за призывающий к действию текст на кнопках для оформления подписки. При этом разработчики просто использовали точно те же формулировки, что и сама Apple – объяснить двойные стандарты внутри компании тогда не смогли.
• Изначально размер приложений в App Store был строго ограничен 2 Гб. Когда 2K Games портировала оригинальный BioShock на iPhone, игру пришлось серьезно ужать из-за этого ограничения, а затем и вовсе удалить – разработчики не могли обновлять приложение, оставаясь в заданных рамках. Оказывается, именно этот случай убедил Apple увеличить лимит до 4 Гб. Игровой менеджер Apple Грег Эссиг тогда сказал: «Кроме ограничения по размеру файла, нет никаких причин, по которым эта игра 7-летней давности не могла бы выглядеть и работать ЛУЧШЕ на нашем железе».
• Хотя Apple аргументирует важность закрытости своей платформы в первую очередь модерацией и улучшением пользовательского опыта и безопасности, у App Store все равно хватает проблем – в компании это, конечно, понимают. В июле 2011 года App Store наводнили фейковые проигрыватели Flash-видео, в феврале 2012-го дешевый клон раннера Temple Run с ужасными отзывами и полупустой страницей занял первое место среди бесплатных приложений, в феврале 2019-го фейковое приложение для измерения кровяного давления заняло 12 место в категории «Медицина» и так далее. За эти годы Apple многократно ужесточила модерацию низкопробных и, особенно, вредоносных приложений.
• Apple постоянно говорит, что в App Store недопустимы приложения с собственными магазинами контента внутри – в частности, нельзя, чтобы пользователь так получал доступ к контенту, который не одобряла Apple. Только компания не всегда следует этому правилу с нечеткими формулировками.
В целом приложения-магазины получают отказ от модераторов, но вот, например, обучающее музыкальное приложение KnowledgeRocks’ прошло отбор, хотя каждую песню в нем нужно покупать отдельно. Оказалось, исключение сделали по указу самого Кука, после того как ему написали «отчаявшиеся» разработчики. Также только в июле 2017-го Apple поняла, что давно пропустила в App Store мегахит Roblox – игру-конструктор, внутри которой можно, в том числе, покупать и продавать другие уровни-игры, которые не получали одобрение Apple. Разработчикам просто повезло: совещание исполнительного совета модераторов Apple в день рассмотрения Roblox не состоялось – заявка «прошла» автоматически.
• В 2019-м Nvidia GeForce Now практически появился в App Store, но в последний момент оказалось, что сервис получил одобрение «по ошибке».
• В конце 2018 года Apple пыталась принудить приложения-сервисы по доставке людей и грузов вроде Uber и Lyft платить 30% комиссии. В какой-то момент (и по неизвестным причинам) компания отступила – подобные разработчики могут использовать покупки внутри приложения с отчислениями Apple «по желанию», то есть по факту не использовать вообще.
Раньше Apple и Epic дружили – даже договаривались об эксклюзивах
• В 2018-м Apple хотела заполучить Fortnite Mobile в качестве временного эксклюзива. Глава Epic согласился, но с одним условием: обновления проверка обновлений Fortnite модераторами App Store будет занимать не больше 2 часов. Apple отказала – этот период для большинства разработчиков приложений все еще составляет до 48 часов (в некоторых случаях – даже дольше). Но Fortnite все равно был временным мобильным эксклюзивом iOS на протяжении 4 месяцев.
• Еще весной 2020 года, до начала конфликта, Apple вела переговоры с Epic о появлении еще двух игр компании в App Store: гоночно-футбольной аркады Rocket League и шпионской стратегии Spyjinx. Теперь неизвестно, появятся ли порты этих игр на устройствах Apple.
• В августе 2018-го Тим Суини пообещал Samsung, что Epic точно не выпустит Fortnite в Google Play, даже если Google заблокирует установку Fortnite на Android из сторонних источников. В апреле 2020-го он нарушил это обещание и выпустил игру в магазине Google – в ответ президент Samsung Mobile вежливо предложил пересмотреть партнерство с игровой компанией «с переучетом интересов обеих компаний».
• В презентации за май 2020 года Microsoft назвала своим главным конкурентом среди игровых компаний китайскую Tencent – на тот момент ее годовой доход уже составлял 20 млрд долларов, что больше Activision Blizzard, EA и Nintendo вместе взятых.
• В документах дела нашлась даже внутренняя переписка Epic Games за 2018 год, в которой компания обсуждала план обойти комиссию Google Play с помощью запуска Fortnite на Android вне магазина. Суини резюмировал стратегию: «Вот наш официальный план по коммуникации с Google касательно обхода Google Play Store: НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТЕ ДО РЕЛИЗА ИГРЫ. Нам понадобится план, чтобы в тайне договориться о предустановке игры на устройства производителей Android с крупной долей на рынке за пределами Китая, включая Samsung и LG. Понадобится слаженные действия, которые должны оставаться незамеченными».
• Вероятно, в то же время компания начала продумывать стратегию внезапной атаки по Apple, которая и привела к судебным разбирательствам и удалению Fortnite из App Store.
Fortnite на мобилках – не такая уж популярная игра
• По данным за март 2020-го, доля мобильной версии Fortnite составила всего 6,58% от дохода игры, а размер аудитории – всего одну десятую от общего числа игроков. Причем эти показатели были пиковыми: с тех пор популярность и прибыльность Fortnite на iOS постепенно снижались.
• Epic выяснила, что многие игроки Fortnite предпочитали использовать версию для iOS как простой и удобный способ покупки внутриигровой валюты, V-баксов, а играть предпочитали на других платформах.
• Epic Games пыталась договориться практически с каждым производителем Android-устройств о предустановке Fortnite на их гаджеты. В случае с Samsung разработчики даже согласились отчислять компании 12% от своих доходов на фирменных телефонах.
• Несмотря на все эти усилия, Fortnite на Android совершенно не в состоянии состазяться по выручке с главными мобильными шутерами: PUBG Mobile и Call of Duty.
• Судя по количеству игроков в разных версиях Fortnite, в Европе PlayStation популярнее Xbox примерно в 4 раза. В то же время в Северной Америке платформы близки к паритету – с небольшим преимуществом Sony.
• Epic предлагала выпустить Fortnite на Google Stadia при условии, что игру также «бесплатно» добавят в Google Play. Сделка не состоялась – Fortnite все еще отсутствует на Stadia, а сам Суини публично не упоминает эту историю.
Epic тратит очень много денег на продвижение Epic Games Store и не собирается останавливаться
• К октябрю 2019 года Epic Games уже потратила 11,6 млн долларов на раздачу бесплатных игр в Epic Games Store – за это время удалось привлечь 18,5 млн новых пользователей платформы. Главным хитом, конечно, оказалась бесплатная GTA 5 – ради нее в EGS зарегистрировались больше 7 млн человек.
• Epic Games заплатила 146 млн долларов за временную эксклюзивность ПК-версии Borderlands 3. Также компания предложила 200 млн долларов Sony в обмен на релиз «4-6» портов игр PlayStation и вела аналогичные переговоры с Microsoft.
• Одна из важнейших внутренних инициатив Epic Games на ближайшие годы называется Project Moonshot. Цель проекта – увеличить число активных пользователей EGS втрое и достичь 1 млрд ежегодного дохода. Достигать таких цифр планируют с помощью все большего количества «крупных запусков, бесплатных игр и крупных распродаж».
* * *
Еще несколько интересных фактов из документов:
• Нынешний глава Apple Тим Кук пытался продвинуть важность игр в Mac App Store еще в 2015 году, однако его инициатива не получила должной поддержки. Старший вице-президент по маркетингу корпорации Apple Филипп Шиллер ответил Куку, что Apple «уже пыталась» и привел несколько некорректных примеров: например, не лучшие финансовые показатели версии BioShock Infinite для Mac App Store – умолчав о том, что игра появилась в магазине спустя 5 месяцев после релиза на других платформах.
• Потенциал Mac как игровой платформы видят другие компании. Google в документе за октябрь 2020-го рассказывала о намерениях перенести игры для Andriod и Stadia на компьютеры Apple.
• Как минимум в августе 2020 года глава Xbox Фил Спенсер все еще пытался приблизить появление облачного гейминга xCloud на консолях конкурентов.
• Nintendo строго запрещает своим игровым партнерам иметь какие-либо связи с якудзой.
В топ Steam ворвался новый баттл-рояль. В нем паркур, ближний бой и потешная кастомизация персонажей