Перепрохожу Dragon Age за женщину. Раньше мой мир спасали только мужчины – это неправильно
Во славу Андрасте.
Этим летом выходит мало крупных игр, а значит, я наконец могу поиграть во что-то не по работе, а для себя. Даже лучше: у меня появилась возможность вернуться к некогда любимой Dragon Age. Благодаря этой серии примерно десятилетие назад я изменил свое отношение к фэнтези в лучшую сторону, она же полюбилась мне своим миром и персонажами. Только в отличие от трилогии Mass Effect (тоже от BioWare и тоже обожаемой), Dragon Age я проходил единожды и, как оказалось, уже забыл почти весь сюжет.
Хороший повод освежить его в памяти – скорый (надеюсь) выход Dragon Age 4. Недавно EA подтвердила, что игру не покажут на крупной презентации EA Play в конце июля, но я верю, что до релиза осталось максимум пара лет – это самый активный из текущих проектов BioWare. Впрочем, перепройти одну из любимых серий я всегда готов и без особого повода.
Дата выхода Dragon Age 4 – когда выйдет на ПК, PS4, PS5 и Xbox
В повторных прохождениях Mass Effect я всегда принимал одинаковые решения (разве что флиртовал с разными сопартийцами) и с Dragon Age думал поступить так же – мне комфортнее переживать заново один и тот же знакомый опыт, чем исследовать границы вариативности из любопытства. Только в этот раз неожиданное осознание мотивировало меня изменить собственным принципам: в прошлом мой мир в Dragon Age трижды спасали мужчины, а женщинам доставались второстепенные роли. Такой расклад как минимум странный, а учитывая мой непосредственный контроль развития истории – даже неправильный.
Дело вот в чем: разные части Dragon Age тесно связаны по сюжету, очень близко расположены по хронологии и в них появляется множество одних и тех же персонажей. При этом протагонист в каждой игре свой – вместо одного Шепарда (или Шепард) здесь Серый Страж (он же Герой или Героиня Ферелдена), Хоук и Инквизитор. Могут ли все три исторические фигуры, появляющиеся друг за другом, но не связанные друг с другом, оказаться только мужчинами или только женщинами? Да, конечно. Кажется ли мне это вопиющими однобокостью и несправедливостью? Однозначно.
(Хоук-женщина и Хоук-мужчина)
Меня заинтересовала не только сама возможность взглянуть по-новому на Dragon Age: Inquisition – именно ее я решил перепроходить, поскольку она новейшая, к тому же я так и не добрался до сюжетных DLC. Вместе с этим я впервые задумался о Dragon Age не как о череде историй разных аватаров, а как о серии, главный герой которого – сам мир. Ведь континент Тедас, в отличие от протагонистов, присутствует во всех частях и постепенно развивается в результате действий разных героев и благодаря системе переноса сохранений между частями. И мне хочется, чтобы из трех спасителей мира в его новейшей истории была хотя бы одна спасительница.
Понимаю, что вся эта колонка может показаться совсем уж рандомной: мало ли, кто там кем играет, какая вообще разница? Тем не менее я считаю важным улавливать такие спонтанные желания, позволяющие взглянуть на привычные вещи с новой перспективы. Мне это одинаково полезно и как человеку, постоянно придумывающему свежие темы для материалов, и как геймеру, находящемуся в вечном поиске новых способов и причин любить игры. То, что желание перепройти Dragon Age заставило меня задуматься о роли женщин в реальной истории, о том, как часто их значимость забывают и преуменьшают – большое достижение для игр как искусства.
(Пророчица Андрасте – ключевая фигура одной из главных религий Тедаса)
Не знаю, насколько некомфортно или, наоборот, приятно мне будет играть в «чужом теле», а не управлять вымышленной версией самого себя, как обычно. Скорее всего, в следующей Dragon Age моим аватаром вновь будет мужчина, но моя перспектива благодаря этому эксперименту все равно расширится и дополнится – надеюсь, перманентно.
Когда я только решил написать эту колонку, то понял, что мне не столько интересно рассказать о личном озарении (хотя и это тоже), сколько хочется узнать ваш опыт: играете ли вы в RPG за персонажей противоположного пола? Почему?
Я же пока попытаюсь разобраться в себе и найти свой ответ на этот вопрос.
Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского
Поиграл в Diablo про ворона-работягу из Департамента смерти. Потенциально главная игра июля
Ух, пойду кваска в ВВ завтра куплю, уверен, что их руководство тоже играет за тянок, ибо натуралы
Почему этот дремучий сексист навешивает ярлыки? Откуда ему знать, как себя идентифицирует Хоук?
А в целом, если наш продвинутый и толернутый автор только сейчас приходит к таким мыслям и вопросам, то с изрядной долей уверенности могу сказать, что бОльшая часть местной аудитории продвинулась в изучении подобных материй гораздо дальше.
необязательно.
возможно, человек просто шовенист и сексист. )
Подумав секунд 10 об этом, понял, что у меня в голове отыгрыш мужского чара воспринимается как более дефолтный, а женского - когда уже идет перепрохождение, и хочется чего-то нового.
Такими конструкциями как "вопиюще несправедливо, что я уже 3 раза прошел игру за мужика, и 0 раз за девушку", я никогда не мыслил. Хочется пройти за лесного эльфа-лучника, или орка с двуручной секирой - качаю мужчину. Хочется за аргонианскую ассасиншу или альдмерку-волшебницу - тогда девушку. Захочется помахать двуручной секирой на орке-женщине - тоже создам.
При следующих прохождениях выбор пола определялся, скорее, образом героя и планом на игру: какого персонажа хочешь отыграть с т.з. РПГ (условно, воин-варвар => мужчина, лучник-эльф => женщина).
С другой стороны, совершенно не хорошо, что людям, для того, чтобы сопереживать ГГ, нужно чтобы он был на них похож внешне. В этом большая проблема всей этой репрезентации и дайвёсити (вроде так это называется). Как по мне, это и есть настоящий шовинизм - разве кто-то меньше сопереживал CJ из San Andreas потому что он чёрный? Хотя, наверное, такие упоротые и были, но разрабы предпочли их "лечить" а не выдумывать хрень.
Отдельным пунктом хотелось бы отметить изображение женщин-протоагонистов в играх. Моей любимой женщиной-ГГ на данный момент является Эбби из TLOU 2 просто потому что она наконец-то выглядела действительно физически сообразной отыгрываемой роли. Та же Кассандра из Odyssey вызывала лишь гомерический хохот, когда раскидывала пинками толпы мужиков в доспехах.
Здесь отдельно возникает вопрос исторической достоверности - Древняя Греция была весьма сексистским по современным меркам сообществом и женщины в тех же олимпиадах участвовать не могли (собственно, насколько я помню, для того атлеты и выступали голыми). Однако оставим этот вопрос до того момента, как Погорский напишет статью, прославляющую негров-рыцарей.
Спасибо за внимание.