Юсеф Фарес – главный рок-н-рольщик геймдева. Ушел из кино и послал «Оскар» ради кооперативных игр
Стас Погорский рассказывает об авторе It Takes Two.
В игровой индустрии много известных франшиз, студий и издателей, а вот разработчиков поименно геймеры запоминают редко: исключений вроде Хидео Кодзимы почти нет. Основатель Hazelight Studios Юсеф Фарес – один из немногих кандидатов на то, чтобы стать еще одной рок-звездой видеоигр. Причина проста: сейчас именно он возглавляет разработку самых примечательных и масштабных кооперативных игр, вроде A Way Out и It Takes Two.
Юсеф – ливанский беженец из семьи актеров
Он родился в столице Ливана Бейруте, но в 10 лет переехал в Швецию вместе с семьей – Фаресы бежали от гражданской войны, начавшейся еще за два года до рождения парня. Учитывая такой бэкграунд, неудивительно, что в его будущих играх часто встречаются жестокость, садизм и смерть.
В то время как одноклассники изучали обычную школьную программу, Юсефу приходилось учить совершенно новый язык и адаптироваться в чужой стране. К тому же ему нужно было как-то оставить позади прошлое и обрести смысл существования – им для беженца стал кинематограф.
Карьера Фареса началась в кино – сначала снимал про пушки и банды, но потом переключился на глубокие темы
В 1996 году, в свои 15 лет, он выпустил дебютную короткометражную работу Gangstaz n Cash – Юсеф был режиссером и сценаристом. Фильм невозможно найти в свободном доступе, но это неудивительно: с тех пор Фарес снял еще 50 лент, все они малоизвестны. Впрочем, и по названию понятно, что через кино парень пытался выговориться о наболевшем: снова пушки, перестрелки, насилие и банды.
Только набравшись опыта, 21-летний режиссер поступил на режиссерский факультет Стокгольмского Драматического института. Всего через 2 года он снял настоящий европейский хит, мелодрамеди Давай! Давай! (Jalla! Jalla!), которую показали на нескольких европейских кинофестивалях и суммарно посмотрели около 2 млн человек. Главную роль исполнил брат режиссера, Фарес Фарес – они до сих пор работают вместе.
Но это был не единственный успех Юсефа – на втором курсе он выпустил комедийный боевик «Копы» (Kopps), также собравший миллионную аудиторию и особенно популярный в Швеции. Автор продолжил рассказывать с помощью камеры довольно личные истории – о том, как ливийцы-беженцы адаптируются среди датчан. И, в этом случае, мечтают стать такими же крутыми, как копы из американских фильмов: ловить плохих парней и поглощать пончики с кофе в перерывах.
Юсеф Фарес не спроста стал для Швеции чем-то вроде местного Мартина Скорсезе. Его режиссерский талант очевиден – посмотрите хотя бы на то, как он снял экшен-сцену в тех же «Копах». Там и бодрое движение камеры, и болливудский экшен, и даже подмена реального автомобиля игрушечным для кадров со сложным трюком:
В 2005 году уже позврослевший режиссер, можно сказать, наконец покончил со своим прошлым, окончательно приняв его. Он снял военную драму «Зозо» о ливанском мальчике, сбегающем вместе с семьей в Швецию, подальше от гражданской войны – то есть во многом экранизировал собственную историю. Чтобы картина выглядела правдоподобно, впервые за 17 лет Юсеф полетел в Бейрут, где посетил даже родной район.
Оно того стоило: после премьеры «Зозо» постановщик получил кинопремию Северного Совета, а в 2006-м издание Variety включило Юсефа Фареса в список десятка режиссеров, чьи фильмы нужно посмотреть.
Благодаря «Зозо» Фарес окончательно закрепил свою репутацию как подающий надежды европейский режиссер. За следующее пятилетие он снял еще две картины и сам побыл актером, но решил двигаться дальше. Его заинтересовала интерактивная форма повествования – видеоигры.
Юсеф Фарес – мессия кооперативных игр
Правда, его геймдизайнерским дебютом стала одиночная игра, но не простая. В 2010-м, неподалеку от съемочной площадки в шведском Эребру, проходила конференция по гейм-дизайну и игровой теории – организаторы знали, что Фарес работает поблизости, и пригласили его выступить. Юсефа позвали как спикера, который расскажет об играх с перспективы кино.
Лекция прошла настолько хорошо, что организаторы предложили Фаресу сделать прототип – своим темпом, в свободное время между съемками:
«Я всегда любил игры, и шведское коммьюнити, хорошо меня знавшее не только как важного режиссера, было в курсе. Так что после приглашения я подумал: «Это может оказаться мечтой, ставшей реальностью. Иметь собственную игру – рабочую, с контроллером и все такое». Так что я, разумеется, согласился».
За шесть недель, при помощи небольшой местной команды, Фарес собрал раннюю версию игры, которая позже станет инди-хитом Brothers: A Tale of Two Sons. У нее простая, но уникальная идея: главными героями выступают Старший брат и Младший брат, но управляет ими один игрок, причем одновременно. За действия каждого брата отвечает один аналоговый стик и триггер – на левой или правой стороне геймпада. То есть получился кооперативный по своей задумке проект, в который нужно играть строго одному.
«Эта идея родилась у меня довольно давно. Она уникальная. По сути, я хотел рассказать историю об отношениях, но, что довольно странно, в нее нужно играть самостоятельно».
Brothers: A Tale of Two Sons вышла в 2013-м, собрала отличные оценки и стала хитом. Фарес ушел из Starbreeze Studios из основал собственную компанию Hazelight Studios. Его заметила Electronis Arts и заключила соглашение о выпуске первой игры молодой студии в рамках инди-программы EA Originals.
В результате уже в 2018 году вышла A Way Out – на этот раз по-настоящему кооперативная игра с явной претензией на кинематографичность. По сюжету, двое преступников – их сыграли Юсеф Фарес и Фарес Фарес – пытаются сбежать из тюрьмы. Экран почти постоянно поделен пополам, игрокам приходится выполнять асинхронные задачи: например, кто-то отвлекает охранника, второй крадет инструмент для побега.
От настолько впечатляющих и больших кооперативных игр люди отвыкли. Поэтому A Way Out стала суперхитом: на начало 2021-го продано больше 3,5 млн копий, игра получила премию BAFTA в области видеоигр за «Лучший мультиплеер».
Совсем недавно, в конце марта 2021 года, Юсеф Фарес выпустил новый кооперативный платформер It Takes Two. Она рассказывает о превратившейся в игрушке семейной паре, которой нужно помириться для возвращения в свои настоящие тела – у нас уже вышел обзор.
Фарес не стесняется громких высказываний
Конечно, репутация успешного режиссера кино и несколько отличных игр в портфолио – это хорошо, но в статус звезды геймдева Юсефа продвигает другое. Гейм-дизайнер обожает искренне высказывать свои мысли даже на мероприятиях, где остальные произносят тщательно заготовленные и «безопасные» речи.
Фарес прославился выступлением на церемонии The Game Awards 2017, где во время своей речи он вспомнил о своем кино-прошлом и решил публично оскорбить Академию кинокритиков: «Оскару» стоит отыметь самих себя, вот это [The Game Awards], – то, что надо! [К черту] «Оскар»!».
Его выступление стало золотой жилой цитат. Когда ведущий Джефф Кили вежливо попросил его все-таки рассказать о грядущей A Way Out (ради чего Юсефа и позвали на сцену), он заявил: «Если весь мир скажет мне, что моя игра дерьмо, я скажу – нет! Вот настолько я в нее верю». Сразу же после этого геймдизайнер совершенно беспардонно заявил, что его речь и игра «не имеет ничего общего с тем дерьмом EA и лутбоксами», ссылаясь на еще свежий скандал с монетизацией в Star Wars: Battlefront 2.
Выступление Фареса можно считать настоящей PR-катастрофой – мало какому издателю понравилась бы такая речь о нем самом, – но Юсеф завоевал народную любовь своей искренностью и харизмой. Удивительно, но ему удалось развернуть свой монолог в довольно лестный отзыв о работе с EA – это можно прочувствовать, если посмотреть выступление целиком:
«[A Way Out] не имеет ничего общего с лутбоксами, всем тем дерьмом, которое происходит с EA... Нет, нет, послушайте, я вам кое-что скажу! EA очень хорошо ко мне относится. И то, что считается модным хейтить EA, бла-бла – мне на это плевать. Вот что я имею в виду: все издатели иногда ************ [ошибаются], такова реальность. Они ************ [ошибаются].
В этом случае они относились ко мне очень хорошо – вот, о чем я. Они дадут 100% прибыли с игры моей команде, понимаете?»
Момент, в который гейм-дизайнер говорит «Fuck the Oscars!» и показывает средний палец в камеру, стал мемом.
С 2017-го по начало 2021-го Фарес не выдал настолько громкой цитаты, но продолжил привлекать к себе внимание. Каждое интервью с Юсефом – радость. За время PR-кампании It Takes Two он успел заявить, что его студия «лучшая в мире, потому что больше никто не разрабатывает такие игры», обматерить путаницу с названиями новых консолей Xbox и даже пообещать (вероятно, в шутку) заплатить тысячу долларов любому, кто заскучает во время прохождения It Takes Two.
* * *
Еще неизвестно, насколько хорошо продастся It Takes Two, но если судить по среднему баллу 89 из 100 на Metacritic, у игры все хорошо. Юсеф Фарес не планирует уходить из индустрии и, наоборот, собирается сильнее отделятся от традиционного кинематографического повествования и больше погружаться в игровой формат.
Вполне возможно, что имя Юсефа Фареса в ближайшее десятилетие окончательно станет синонимом словосочетания «кооперативные игры». Ну или прогремит в контексте очередного скандального высказывания, конечно же – Юсеф хорош и в том, и в другом.
Фанатом чего угодно может быть кто угодно. Стас Погорский против элитарности
PS5 подорожает на 3 тысячи рублей, а Xbox Series – нет. Почему?