Запуск PS5 в России — полный бардак. Не все получили консоли, магазины отменяют предзаказы
Что происходит?
Мало какие запуски продуктов – будь то игры или гаджеты – обходятся без проблем, но старт продаж PlayStation 5 геймеры запомнят надолго. Открытие предзаказов консоли нового поколения от Sony откладывали аж до 17 сентября, то есть всего за два месяца до выхода.
В этот день от наплыва покупателей несколько часов едва работал Sony Store, предзаказы разбирали мгновенно и везде, даже несмотря на условие частичной или полной предоплаты. После казалось, что самое страшное позади и те, кто успел оставить заказ, могут выдохнуть. Но 19 ноября, в день релиза консоли, PS5 смогли получить далеко не все.
Консоли приехали не во все магазины, перекупщики вышли на охоту
Первыми разочаровались те, кто рассчитывал не торопиться с предзаказом PS5 – например, не желая вносить предоплату – и «просто взять консоль на старте». За несколько дней до запуска глобальный офис Sony принял решение не выставлять PS5 в свободную продажу из-за коронавируса: устройство можно было получить только с помощью доставки или самовывозом. Хотя это, скорее всего, ничего не поменяло: к 19 ноября лимит предзаказов PS5 исчерпали во всех официальных магазинах.
Когда колоссальный ажиотаж стал очевиден, в игру вступили перекупщики. Кто-то продавал полностью оплаченный заказ по стоимости консоли с наценкой, но не менее популярным предложением оказались и места в цифровой очереди: за бронь на возможность купить PS5 просили в среднем 5-20 тысяч рублей.
Примерно 18 ноября, за сутки до начала продаж, все клиенты «М.Видео» с оформленным заказом получили извещение о его переносе на неназванный срок «по независящим от нас причинам». Таким образом компания подстраховалась, поскольку поняла, что с поставками консолей будут проблемы.
М.Видео перенес мою PS5 на неопределенный срок pic.twitter.com/j1AyrrJpXg
— Mikhail Shevkun (@MWorldII) November 18, 2020
Вместе с извинениями торговая сеть разослала покупателям 500 бонусных рублей, которыми можно оплатить часть будущих заказов. Неожиданную промоакцию провели на свои деньги – Sony никакой компенсации для игроков не предусмотрела. В то же время Sony Store, например, прислал клиентам скидку 15% на покупку телевизоров.
Итак, практически на старте продаж многие узнали, что их заказ задержится на срок от нескольких дней до недели. Но если более дорогую версию PS5 с дисководом 18 числа, по заявлению «М.Видео», уже развезли по большинству магазинов России, то поступления партии (довольно небольшой) Digital Edition сеть тогда еще ждала.
В других розничных сетях была такая же ситуация:
«Позвонили из Эльдорадо и попросили отменить заказ – мол, консоль получили только те, кто первый оформил предзаказ. Я сказал, что сделал это, как только появилась такая возможность и мне ответили (цитата): «Ну даже не знаем, что вам сказать. Можете отменить заказ или не отменять. Решайте.
Я и не собирался отменять, но они мне отменили сами, вот в чем фигня. И теперь молчат».
«Sony Store включили режим «if I ignore it, maybe it will go away», оформлена доставка на сегодня, с утра тишина, после часа долбежки в поддержку получаю ответ «ой извините, сегодня точно не приедет, и мы не знаем, когда вообще приедет».
«Бесит причем не перенос сроков (я терпеливый и был к этому готов). Бесит молчание и полный игнор. Скажите что-то внятное. Или отмените предзаказ и верните деньги, чтобы я оперативно нашел варианты. Но нет. В итоге их проблема стала автоматически моей».
Представительство PlayStation Россия только усугубляло ситуацию, публикуя (вероятно, запланированные заранее) посты о торжественном запуске PS5 в социальных сетях.
Начнём игру.#PS5 уже в продаже в России pic.twitter.com/ehSqcnM9DB
— PlayStation Россия (@PlayStationRU) November 19, 2020
Пользователи отреагировали на твит закономерно:
— /// (@ketchbl) November 19, 2020
И все-таки часть предзаказавших получили дисковую PS5 вовремя. О чем свидетельствуют фотографии консолей...
Мвидео. 10 утра. 19-е Иркутск. Ещё 18го вечером пришла смс, что пришло. Хотя писали что будет 23го pic.twitter.com/3kTNqDcbol
— Yury Rozenblum (@3alglad) November 19, 2020
@mvideo доставили в срок и четко. pic.twitter.com/23ZVTZhoLT
— mityo (@Mi_and_Tyo) November 19, 2020
...и волна объявлений на «Авито». Разумеется, нашлось немало желающих подзаработать на дефиците консолей – даже спустя несколько дней после начала продаж цена на PS5 на вторичном рынке не опускается ниже 70 тысяч рублей.
Самые предусмотрительные закупили сразу несколько консолей на продажу:
Но перед соблазном получить легкую прибыль не устояли и некоторые обычные геймеры. Например, пользователь DTF Андрей Каргин рассказал, что попробовал выставить свою PS5 «ради прикола», но в итоге продал ее:
«Сегодня получил ps5. И такой: «Ради прикола создам объявление на «Авито», для смеха». Забрали, за 15 минут. 85 тысяч. Не, я, конечно, сонибой, но не до такой же степени. Сижу сейчас и тихо ####### [изумляюсь])))».
И все-таки перепродажа консолей – предсказуемое явление. Куда сильнее удивили люди, продающие «фотосессии» с консолью: возможность приехать к ним домой и самостоятельно делать снимки устройства в течении определенного времени. Стоит услуга около 2-4 тысяч рублей – непонятно, нашла ли она спрос.
А у Xbox ситуация была лучше?
Немного раньше, 10 ноября, в России состоялся запуск двух других консолей нового поколения: Xbox Series X и Xbox Series S. В отличие от PS5, небольшое количество консолей было доступно даже в свободной продаже. Но даже несмотря на куда более гладкий запуск, проблемы все равно возникли.
Sports.ru поговорил с одним из покупателей консоли Xbox Series S Дмитрием. Он не получил консоль до сих пор – и неясно, получит ли вообще:
«Предзаказал 21 октября (Sports.ru: первый день предзаказов консолей Xbox) с полной предоплатой и доставкой на 11 ноября. В день начала продаж со мной никто не связался – я сам позвонил, мне сказали что-то невразумительное и поменяли дату доставки на следующий день. На следующий день доставка опять не приехала, и опять со мной никто не связался.
Подал обращение – должны были в течение 3 рабочих дней отреагировать. Периодически звонил, напоминал (по обращению делали некие сигналы, переводили куда-то наверх), но опять, со стороны «М.Видео» тишина. 3 рабочих дня прошло, ответа по обращению так и не поступило, на мой очередной звонок ответили, что первое обращение почему-то закрыто, создано второе.
Впервые сами связались 19 ноября и сказали, что товар все-таки доставят 21-го. Извинились в SMS.
21 числа ближе к концу окна доставки я звоню на горячую линию, а мне говорят, что «заказ доставляется, ждите, с вами свяжутся». До 23 ноября со мной так никто и не связался, и вот я позвонил, узнал, что с моим заказом произошла проблема – его нет в наличии – и со мной свяжутся для разрешения этой проблемы».
На данный момент все, чего удалось добиться Дмитрию – стандартный извинительный промокод на 500 бонусных рублей. Отменять заказ ему все-таки не хочется – деньги заплачены, так что есть смысл подождать. Тем не менее, связываться с «М.Видео» он больше не планирует: «Меня опять обманули. Потратил много времени и лишних переживаний».
Дмитрий попросил Sports.ru выразить его недовольство авторским мемом:
А что в других странах?
Удивительно, но там ситуация с PS5 в чем-то даже хуже. Один из крупнейших ритейлеров Amazon точно так же оповестил всех предзаказавших о возможных задержках, а в день начала продаж многие так и не дождались своей покупки. Речь даже не об обычной задержке: покупатели получали уведомление, что товар доставлен, хотя никаких посылок они не принимали. Или радостно забирали коробки у курьера, только чтобы обнаружить внутри... Большую упаковку кошачьего корма, сушилку или другую вещь, схожую по габаритам и весу с PS5.
Happy #PS5 day everyone. Tried to document our one’s unveiling, but Amazon have tricked us with an unsolicited air fryer instead (after giving delivery password). Anyone else had this problem today? pic.twitter.com/99IUSzSJUU
— Bex April May (@bexlectric) November 19, 2020
«Всем счастливого дня PS5. Пыталась заснять распаковку нашей консоли, но Amazon обманул нас, подсунув вместо нее аэрогриль (после того как я сообщила код для доставки). Кто-то еще столкнулся с таким?»
Thanks @AmazonUK for my PS5 delivery today. What the actual f#@k! Couldn’t make it up. @PlayStation Pre-ordered in September! @ladbible @gamingbible pic.twitter.com/kWvJnBKUcQ
— David hill (@hilly_cfc) November 19, 2020
«Спасибо Amazon за доставку моей PS5 сегодня. Что за херня! Мне бы и в голову такое не пришло. Предзаказывал в сентябре!»
Нашелся и человек, у которого случилась обратная ситуация.
Заказывал швабру, а Амазон доставил новый Плейстейшн. Представил как кто-то вместо плейстейшена получил швабру и не могу остановиться всхрюкивать pic.twitter.com/bsDVMXs688
— Сегодня в Лас-Вегасе 🇺🇸 (@lasvegas2day) November 20, 2020
Ритейлеры уверяют, что к концу месяца ситуация выправится
23 ноября «М.Видео» поделилась очередным обновлением ситуации с предзаказами: по словам представителей сети, все PS5 с дисководом уже доставлены покупателям, а Digital Edition тоже потихоньку начинает добираться до игроков. При этом аксессуаров для консоли все еще нет на складах.
Кто виноват?
Проблемы и задержки случились у всех крупных российских сетей. Из этого можно сделать вывод, что поставки задержались со стороны самой Sony. Поскольку магазины начали предупреждать о задержке накануне – вероятно, Sony Россия недостаточно проинформировала своих партнеров о реальном положении дел.
22 ноября представитель QIWI Russia Богдан Ломакин-Мороз связался с SMM-менеджером «М.Видео» Николаем Смирновым, чтобы выяснить обстоятельства настолько масштабных проблем. Богдану сообщили, что сеть действительно получила информацию о задержке поставки от Sony только за сутки до старта продаж.
Интереснее, что ритейлер не предусмотрел никакой системы виртуальной очереди. Люди, предзаказавшие PS5 при первой возможности, имели такие же шансы на получение консоли, что и другие покупатели. «М.Видео» надеялась получить полную партию консолей и не предусмотрела возникновение подобных проблем.
Sports.ru спросил главного редактора DTF Вадима Елистратова о том, кого все-таки стоит винить в первую очередь.
«Вина тут и на Sony, и на ритейле. На Sony – за то, что она, видимо, недостаточно хорошо донесла до ритейла инфу о грядущем дефиците. Хотя узнать о нем можно было из новостей с Запада.
Но главный просчет все-таки на стороне ритейла случился – были бы хронологические предзаказы, люди с сентябрьской оплатой сейчас бы получили свои консоли и не устраивали панику в соцсетях, а люди с заказами в ноябре понимали бы, что не получили товар сразу, потому что заказали поздно».