Первый реальный некстген – бесплатный платформер для PS5. Дело совсем не в графике
Инновации на кончиках пальцев – буквально.
Частое первое впечатление о PS5 и Xbox Series X: «А где обещанный некстген?» Конечно, графика стала лучше, а загрузки практически ушли в прошлое, но первые игры для новых консолей выглядят как каррентген на стероидах, а не принципиально новый опыт. Понятное дело, при покупке новой игровой системы хочется испытать нечто, что было вообще невозможно ранее, а не одобрительно хмыкать, проговаривая «Ну да, и правда 4К» и «60 FPS, а не 30 – здорово». Если бы мне хватало таких линейных улучшений, то я бы играл на ПК.
Поэтому тем, кто хочет принципиально новых ощущений, я бы советовал купить PS5 и первым делом запустить на ней Astro’s Playroom. Это бесплатная игра, предустановленная на каждой PS5, которую не стоит воспринимать как «какую-то технодемку». Это пусть и довольно короткий, но полноценный платформер, благодаря которому я влюбился в геймпад DualSense. Да и в саму PS5, что уж там.
Вибрация, от которой хочется выбросить контроллер или заплакать
«Астро» сделан так, чтобы показать все возможности PS5 и – в большей степени – геймпада DualSense. Контроллер действительно способный, о чем вы поймете уже на этапе обучения.
На экране появляется виртуальная копия геймпада, а вас просят сделать несколько простых действий. Например, нажимать триггеры – на этом экране они будут приятно заедать при начале нажатия и потом вдруг проваливаться, гененрируя искры на экране. В какой-то момент геймпад заполнят маленькие роботы и вас предложат покрутить устройство в руках.
Тут происходит взрыв тактильных ощущений: вам без шуток кажется, что геймпад только что чем-то наполнили и эта визжащая (через динамик устройства!) начинка физически перекатывается внутри. Иллюзия создается очень точной многосекционной вибрацией – даже с примерным понимаем внутреннего устройства DualSense происходящее кажется магией.
На фоне этого возможность раскрутить виртуальный пропеллер, подув в микрофон геймпада кажется обыденной. Но и тут подключается та же волшебная виброотдача и встроенный динамик устройства – в сочетании реально получается, простите за маркетинговый сленг, «иммерсивный опыт». Иначе и не скажешь: будто все сильнее погружаешься в происходящее на экране, хотя у тебя на голове даже нет VR-очков.
Позже, во время прохождения самой игры, стало очевидно, насколько новые вибромоторы меняют ощущения от геймплея, если используются постоянно. Раньше вибрация отличалась только силой и использовалась неизобретательно: когда герой получает урон, при тряске камеры в катсценах, при нанесении ударов или стрельбе. Наконец-то это изменилось.
DualSense в Astro работает филигранно. Вот я бегу по залу, из которого можно отправиться в один из уровней – геймпад нежно отстукивает каждый шаг персонажа, симулируя клацанье об металлические полы. Уже в одном из миров я пробегаю через высокую траву – руки будто бы ощущают каждый «шурх» на себе. В песках чувствуется некая вязкость и пробуксовка, а при падении в грязь мне буквально захотелось отпустить геймпад и отряхнуть ладони – настолько хорошо передался противный влажный «шмяк».
Когда на уровне пошел сильный дождь, персонаж достал миленький зонтик. Без шуток: DualSense каким-то образом смог передать ощущение того, как крупные капли разбиваются о натянутый слой плотного пластика.
Окончательно моя челюсть отвисла в момент, когда я нашел очередной артефакт: копию первой PlayStation с невероятной детализацией. Игра предложила мне нажать тачбар геймпада, чтобы взаимодействовать с моделькой – в данном случае, можно нажать кнопку открытия крышки дисковода. В этот момент я услышал и почувствовал ту самую пружину из детства. От изумления и ностальгии захотелось плакать.
Триггер-эффект – фича, который вы будете обожать (или ненавидеть)
Вторая по важности новая фишка DualSense – хитрые механизмы, способные при необходимости сопротивляться нажатию курков, толкая их в противоположное направление. Даже геймплейно простенький «Астро» нашел функции несколько эффективных кейсов использования.
Самый простой и очевидный, но оттого не менее крутой – стрельба из лука. Мой робот очаровательно берет в ручки (манипуляторы?) небольшой лук, за его спиной появляется синий плащ – уже можно было бы умереть от умиления, но тут подключается DualSense и заставляет изумленно вытянуть губы в трубочки, как известный эмотикон с Twitch. Дело в том, что левый триггер – им традиционно натягивается тетива – теперь симулирует натяжение.
Другой случай: в одном из залов расположен гача-автомат, позволяющий потянуть рычаг за 100 золотых монет и получить случайный шарик с призом. Левым стиком тянем рычаг, а правым сдавливаем капсулу – оба действия ощущаются по-разному из-за того же триггер эффекта (вплоть до материала, из которого сделана конкретная капсула). Вот, а вы боялись, что фишки геймпада не будут использовать сторонние разработчики: это же просто идеальный дополнительный стимул для открытия лутбоксов в следующей FIFA или Overwatch 2! Да, мне тоже страшно.
Но самое яркое использование всех фишек DualSense вы испытаете после того, как персонаж запрыгнет в костюм-пружину. В нем нужно задавать направление прыжка наклоном геймпада и задавать силу нажатием курка – в сочетании со звуком из динамика и «объемной» вибрацией мозг охотно поддается иллюзии, будто у вас в руках реальная пружина. Хотя ощущения ближе к колесикам заводных машинок из детства – что, согласитесь, не менее прикольно. DualSense еще отлично передает редкие подергивания пружины при наклоне героя – эта маленькая деталь окончательно закрепляет вау-эффект.
Единственная оговорка: если у вас, например, есть какие-то проблемы с суставами пальцев, то триггер-эффект может совсем не радовать и даже вызвать дискомфорт. В таком случае функцию лучше ослабить или вовсе отключить в меню консоли – грустно, но здоровье дороже.
* * *
Я бы мог написать еще столько же о том, что даже без учета особенностей геймпада Astro’s Playroom – отличный платформер, вызывающий необъяснимую детскую радость, но этот материал все-таки не совсем о том. Суть вот в чем: если на поддержку гиммиков DualShock 4 мне было наплевать, то после «Астро» хочется, чтобы DualSense использовали на максимум как минимум все студии PlayStation. Этот геймпад – снова извините за рекламный слоган – и правда меняет все.
Опять же, при желании можно отключить или поменять режим на стандартный, типа как в оригинале