Впервые прошел Assassin’s Creed: Syndicate. Это лондонская GTA: San Andreas
Нет, правда.
Assassin’s Creed: Syndicate, в отличие от пройденной мной в прошлый раз Rogue, не спин-офф, а большая часть, Ubisoft уделяла ей все внимание. Но после спорной некстгеновой Unity «Синдикат» оказалась изгоем.
Это первый «Ассасин» от Ubisoft Quebec, раньше выпускавшей портативные игры по лицензиям. Посмотрев на технические фейлы Unity, авторы отказались от графических амбиций: Syndicate выглядит скромнее, в ней нет больших толп жителей. И все равно игра расплатилась за ошибки предшественницы – это единственный современный «Ассасин», продавшийся тиражом меньше 10 млн копий.
При этом Syndicate получилась чуть ли не самой изобретательной частью серии. Квебек сделал гибрид Grand Theft Auto: San Andreas и «Бэтменов» Rocksteady Studios в самом стильном сеттинге из возможных, викторианском Лондоне времен Великой индустриальной революции.
«Синдикат» стала последней не-RPG в серии. Уже тут разработчики явно тяготели к жанру: есть 10 уровней персонажа, прокачка скиллов, крафт, выбор предметов снаряжения и прочие механики прогрессии. Не хватает разве что принятия решений и десятков побочных квестов – тут вместо них только крошечные «воспоминания».
Тут можно свободно переключаться между двумя главными героями, Иви Фрай и ее братом Джейкобом. Между прочим, интересная фишка, реализованная с какой-никакой выдумкой: близнецы сосуществуют в сюжете, геймплейно Иви специализируется на стелсе, а Джейкоб эффективнее дерется.
Сражения, кстати, в последний раз работают по двухкнопочной системе: есть атака и контратака. Вдобавок идет кнопка использования гаджета вроде бомб и пистолетов, она же используется для уворота от выстрелов. Враги в Unity имеют уровни, которые сказываются на наносимом и получаемом уроне, но разница в уровне не так критична, как в следующих частях серии. Я, например, почти всех врагов убивал хэдшотами с метательных ножей – стильно, эффективно, бесшумно.
В Assassin’s Creed: Syndicate есть и уникальная глобальная механика, которую следующие части не переняли. Важнейшее, что есть в игре – ваша банда Грачи. Джентльмены и мадам в зеленой одежде (да-да) либо присоединяются к вам по приказу, либо вступаются за вас в потасовках, если находятся поблизости. Воюют они не с Балласами, а с тамплиерскими шестерками в красной одежде.
Концепт геймпада для PlayStation 5 оскорбил мои геймерские чувства
Банды тут придуманы даже круче, чем в San Andreas. Первые Грачи присоединяются к героям после убийства одного из главарей-тамплиеров. Вместе с метафорическим респектом Фраи получают движущийся поезд в качестве базы! В нем можно управлять апгрейдами банды (повысить уровень ее членов или добавить в свои ряды коренастых драчунов или стрелков), выбирать сюжетные миссии, переодеваться, забирать накопленный доход из сейфа… И после этого просто спрыгнуть и побежать по своим делам. Поезд не сравнится с какой-нибудь «Нормандией», но такого изящного решения раньше не было. Metro Exodus с «Авророй», например, вышло несколько лет спустя, да и там это реализовано не так интересно.
С бандами связана основная зачистка карты. В каждом районе Лондона нужно испортить жизнь тамплиерам: освободить от эксплуататоров детей на фабриках, убить именитого чиновника, сдать разыскиваемых бандитов полиции, а где-то и просто вырезать группу врагов. После этого можно начать войну банд, то есть официально забить стрелу местным тамплиерам. Сражение проходит в формате «стенка на стенку»: толпы прохожих собираются вокруг огороженной импров-арены и смотрят, кто кого. Нужно либо убить достаточно членов вражеской группировки, либо их лидера, если вы не прикончили его до этого.
Выглядит все это чертовски стильно. Близнецы используют очень лондонское оружие: кастеты, кукри, либо меч-трость на выбор. Ради эффектности комбо я чаще выбирал последнее. Драки выглядела как сцены из какого-нибудь Kingsman, с аристократической выдержкой и пугающей жестокостью: Иви размазывает тростью лица окруживших ее врагов, затем швыряет одну часть оружия в глазницу одного врага, силой добивает второго и собирает трость в исходное состояние. Все это происходит под истеричные вопли скрипки – саундтрек у игры специфический.
Кажется, единственная причина все-таки не называть Syndicate «викторианской San Andreas» – отсутствие лоурайдеров. Вместо них конные экипажи, которые можно угонять, стрелять по врагам с поводьями в одной руке и пушкой – в другой, а еще на ходу перепрыгивать на чужую повозку. Шарма вождению добавляют лошади, при столкновении с объектами высекающие своими головами искры. Недоработка, конечно, но за такие глупости видеоигры хочется любить только сильнее.
Вот в чем Syndicate бунтарка, так это в паркуре. Тут тот же фриран из Unity: нажатием одной кнопки персонаж лезет вверх, другой стремится вниз. Лондон, как и Париж, воссоздан в натуральную величину, и вы сможете залезть на правдоподобный Биг-Бен или прогуляться по Букингемскому дворцу. Потратив немыслимое количество человекочасов на масштабную и подробную карту, авторы перечеркнули все труды одной фишкой – кошкой. Что Иви, что Джейкоб практически в начале получают гаджет, одним нажатием притягивающий их к ближайшей высотной точке. Вместо бега по крышам просто летаешь по троссам и, как настоящий Бэтмен, обрушиваешься на врагов из ниоткуда, после чего тут же улетаешь обратно вверх.
Наверное, это слишком противоречит сути Assassin’s Creed – даже сильнее, чем полноценные RPG-механики Origins или отсутствие скрытого клинка в Odyssey. Но в качестве уникальной фишки работает отлично, как раз потому что полностью меняет восприятие игры.
* * *
Syndicate доказала, что даже в конвейере главной серии Ubisoft есть место для творческих экспериментов. Вот только судя по продажам игры они не окупаются. Так что в следующий раз при выходе «безликой песочницы» проблему все-таки стоит искать и в себе.