11 главных эксклюзивов PlayStation 4
Возвращение короля.
После тяжелого поколения PlayStation 3 Sony вспомнила, что консоли в первую очередь должны нравиться геймерам, а не заменять медиацентры и запускать Linux. PS4 целиком заточили под игры: это выразилось и в более доступной для разработчиков архитектуре, и в мощном железе. Sony вложилась в разработку топовых эксклюзивов, которые помогли PlayStation 4 достичь отметки в 100 миллионов проданных консолей (что само по себе достижение) быстрее сверхуспешных PS2 и Wii. Сейчас консоль на втором месте по общим продажам (106 миллионов) – над ней только PS2 (157 миллионов).
Самая раздражающая механика видеоигр: как появились QTE
В конце 2020 года на прилавки должна выйти преемница консоли, PlayStation 5, и до тех пор ожидается релиз еще как минимум двух крупных эксклюзивов: The Last of Us 2 и Ghost of Tsushima. А пока вспомним главные.
inFamous: Second Son (2014)
Один из первых эксклюзивов PS4 задал планку графики (освещение, отражения, частицы), к которой разработчики тянулись все поколение. Мало какие консольные игры впечатляют так же, как улицы ночного Сиэтла из inFamous: Second Son в дождливую погоду.
Благодаря этому игре простили и отсутствие явных геймплейных новинок – это все тот же супергеройский экшен в открытом мире, две части которого вышли еще на PS3. С другой стороны, Second Son креативно использует фишки DualShock 4: когда главный герой рисует графити, геймпад нужно держать вертикально, как баллончик, а сенсорная панель используется для взаимодействия с окружением и зарядки суператаки героя.
Хотя общие продажи игры неизвестны, за первые 9 дней в мире было отгружено более миллиона ее копий – это один из первых успехов PS4.
Until Dawn (2015)
Неизвестная студия Supermassive Games сделала главный интерактивный хоррор поколения: в Until Dawn множество главных героев, десятки сюжетных развилок и столько же возможностей ошибиться. Кто из персонажей доживет до рассвета, зависит исключительно от действий игрока, и даже гибель всех действующих лиц не будет геймовером. Словом, здесь используется та же нелинейная формула повествования, что и в Heavy Rain, но без попыток придумать интересный сценарий – игра косит под подростковые фильмы-слешеры, известные нелепыми сюжетными ходами и клише.
С продажами у игры все в порядке – почти 2 миллиона копий.
Bloodborne (2015)
Самая высокооцененная игра FromSoftware – на агрегаторе Metacritic у игры 92 из 100 баллов. В Bloodborne студия поменяла привычный сеттинг мрачного фэнтези серии Dark Souls на смесь викторианского стиля и лавкрафтовских ужасов. Непрощающая ошибок боевая механика стала быстрее: главного героя лишили щита и заставили лечиться, нанося урон обидчику – тем самым рискуя еще сильнее. Сменившегося темпа геймплея и оружия-трансформеров (например, боевая трость может превращаться в тяжелый молот) оказалось достаточно, чтобы игра стала уникальной.
Продажи Bloodborne превысили 3,1 миллиона копий.
The Last Guardian (2016)
Эпичный японский долгострой про мальчика и его единственного друга – мифического крылатого зверя. Игру-преемницу Ico и Shadow of the Colossus обещали выпустить еще на PS3, но что-то пошло не так и несколько лет о проекте не было новостей. Когда все решили, что The Last Guardian тихо отменили, ее повторно анонсировали уже для PS4.
За все это время игра почти не поменялась и, по распространенному мнению, морально и технически устарела: это очень олдскульное японское приключение с логическими головоломками и непослушной камерой. Но важнее, что Sony не дала умереть в производственном аду мечте геймеров, которые ждали The Last Guardian почти 7 лет.
7 знаковых игр, которые породили клонов и подражателей
Uncharted 4: A Thief’s End (2016)
Финальная глава в истории Нейтана Дрейка: серия Uncharted выросла из вторичного псевдоблокбастера в историю на уровне топовых голливудских боевиков. Naughty Dog сделала технически совершенную игру и один из главных хитов PS4 даже вопреки частичному перезапуску разработки и ухода ключевого сценариста Эми Хенниг из студии.
Цифры говорят за себя: продажи Uncharted 4 превысили 16 (!) миллионов копий.
Gran Turismo Sport (2017)
Несмотря на довольно поздний релиз (спустя 4 года после запуска консоли!) команда Gran Turismo вновь сделала главный автосимулятор поколения: самый реалистичный по графике, физике и воссозданию главных автомобилей и гоночных трасс мира. Gran Turismo Sport поддерживают новым контентом уже не первый год, а еще это не просто видеоигра, но и возможность попасть в настоящий гоночный спорт. Игроки, прошедшие ряд специальных испытаний и заработавшие достаточное количество очков этикета в онлайн-заездах, могут получить водительскую лицензию FIA Gran Turismo – возможность показать свои навыки на реальной трассе.
Horizon Zero Dawn (2017)
Guerrilla Games много лет выпускала шутер от первого лица Killzone, но в этот раз студия успешно показала себя в жанре ролевых игр. Действие Horizon Zero Dawn разворачивается в сеттинге пост-постапокалипсиса: цивилизация погибла из-за неизвестного катаклизма, спустя сотни лет люди вернулись к племенному обществу. По руинам мегаполисов бродят звероподобные роботы, имеющие собственную экосистему.
Технически игра вышла настолько красивой, что движок студии одолжил Хидэо Кодзима для создания Death Stranding. Продажи Zero Dawn тем временем превысили 10 миллионов копий – колоссальное достижение для полностью новой франшизы.
9 главных эксклюзивов PlayStation 3. Они спасли консоль от провала
Marvel’s Spider-Man (2018)
Marvel надоели проходные игры по своим лицензиям, и для ребрендинга компания связалась с топовой студией Insomniac Games. В результате получилось самое масштабное и успешное приключение Питера Паркера: продано более 13,2 миллионов копий, в разработке уже находится сиквел для PS5.
God Of War (2018)
Еще один мощный камбэк поколения: серия про Кратоса пережила частичный перезапуск, сделавший из истории про убийцу греческих богов серьезную драму про семейные отношения и, ну, убийство богов уже скандинавских. Другими словам Sony Santa Monica сохранила все то, за что серию полюбили еще на PS2, но вывернула формулу так, что новая God of War стала игрой года на The Game Awards 2018 и получила еще сотню престижных наград, в том числе за сценарий.
Разумеется, такой успех сказался и на продажах – они перевалили за 10 миллионов копий.
Blood & Truth (2019)
Лондонское подразделение Sony выпустило одну из тех игр, ради которых хочется срочно купить VR-шлем. Blood & Truth – экшен от первого лица, в котором герой переживает события, будто скомпилированные из десятков голливудских блокбастеров: перестрелки, погони, драки и так далее. И при этом геймплей достаточно подвижный, чтобы не чувствовать неудобства из VR-формата: можно пафосно перезаряжать оружие, ловя магазин в воздухе, стрелять по-македонски, прятаться за укрытия и изображать из себя Нео.
Days Gone (2019)
Создатели легендарной серии Syphon Filter из Bend Studio наконец вернулись на рынок проектов AAA-класса с экшеном про отчаявшегося байкера в зомби-апокалипсисе. Разработчики немного оживили зомби-жанр за счет масштаба, так что герою иногда приходится в одиночку сражаться с целыми ордами из десятков или даже сотен агрессивных мертвецов. При этом в бою приходится не только стрелять, но и расставлять ловушки и использовать окружение: заманивать зомби к бензовозам, подрывать их в узких проходах и так далее.