Ключевые игровые моменты десятилетия: скандалы, релизы, тренды и шапки
Главное в геймерской истории последних лет.
Десятилетие подходит к концу – а мы вспоминаем, какие события сформировали современную игровую индустрию.
10 бесполезных и нелепых видов оружия в RPG: турбокувалда, мертвые части тела и пушка с черными дырами
В Team Fortress 2 добавили шапки (2010 год)
27 января 2010 года микротранзакции изменились навсегда. Тогда в Team Fortress 2 добавили несколько моделей шляп для персонажей: башню из трех шляп, бутерброд из двух и скромную одиночную шляпку. Небольшая шутка разработчиков стала трендом – декоративные предметы для персонажей и оружия постепенно появились в большинстве современных игр. Так желание геймеров отличаться от других помогло разработчикам найти не слишком агрессивный способ монетизации.
The Elder Scrolls V: Skyrim – величайший успех Bethesda (2011 год)
«Скайрим» – эпохальный релиз. Игра стала прорывом для RPG: пугающе огромный открытый мир, тысячи диалогов и квестов, бесчисленные варианты развития персонажа и, конечно, моды. Хотя в отдельных аспектах Skyrim уже устарела, ее общий размах и амбициозность поражает. И мемы! Попавшая в колено стрела, пролог на телеге, ведра на головах NPC – это лишь то, что вспоминается сразу.
Культовость игры доказывает и то, что ее до сих пор покупают (кстати, купите «Скайрим»!) на все новых платформах, а в Steam она все еще держится в топ-50 самых популярных игр.
Концовка Mass Effect 3 взрывает интернет (2012 год)
Финал трилогии о капитане Шепарде спровоцировал, по сути, первый крупный интернет-скандал вокруг игры. Разработчики обещали, что принятые вами решения повлияют на развязку – она оказалась одинаковой для всех. Отличался только цвет: красный, синий и зеленый. Кроме того, для открытия лучших (правильных) концовок требовалось получать очки в мультиплеере.
И если раньше чьи-то возмущения ни на что не влияли, то атака взбешенных геймеров на BioWare вынудила последних выпустить бесплатное DLC с заметно расширенной и исправленной концовкой – исторический случай. Тогда игроки поняли, что даже на компанию калибра EA (а тем более – на отдельных людей) можно надавить, если очень громко и долго злиться в онлайне.
FalleN устроил детям-инвалидам праздник. Он всегда топит за благотворительность!
Тим Шафер переизобретает инди-игры (2012 год)
Раньше в инди-разработке (то есть самостоятельной, без издателя) был чистый хардкор: либо у тебя есть собственные сбережения или друг-спонсор, либо работаешь за идею и до голодной смерти. Все изменил геймдизайнер Тим Шафер из Double Fine: он запустил кампанию по сбору средств на разработку классической адвенчуры Broken Age на платформе Kickstarter. Сочетание известного геймерам имени Шафера и дичайшей ностальгии принесли игре аж 3,45 миллиона долларов добровольных пожертвований.
Теперь Kickstarter и похожие площадки стали стандартным способом найти средства на проекты, которые не покажутся хорошим вложением большим компаниям, но наверняка заинтересуют самих игроков. Divinity: Original Sin, Superhot, Shovel Knight, Darkest Dungeon – все они не существовали бы без Broken Age.
Telltale создает тренд игр-сериалов (2012 год)
Первый сезон The Walking Dead – про Ли и маленькую девочку Клементину, вместе выживающих в только что начавшемся зомби-апокалипсисе. Эпизодическая игра с исключительным упором на мощный сюжет воскресила и адвенчуры, и даже игры по лицензиям. За первый сезон Telltale получила множество наград, включая «Игру года».
После успеха The Walking Dead студия начала делать интерактивные сериалы по всему подряд: «Бэтмену», «Игре престолов», «Стражам галактики», серии комиксов «Сказки» (The Wolf Among Us), Borderlands и даже по Minecraft. Правда, слишком очевидное повторение одной и той же формулы вскоре наскучило игрокам, и студия обанкротилась в 2019 году.
Наследие Telltale живет как минимум в проектах французской Dontnod (Life is Strange, Tell Me Why) и недавно анонсированном втором сезоне The Wolf Among Us.
В Dota 2 добавили Dust 2 – тут настоящая CS:GO с видом сверху! Есть даже скин Гейба и Кибертрак
«Ранний доступ» в Steam меняет подход к релизу игр (2013 год)
Тогда разработчики получили возможность брать деньги за откровенно сырые и недоделанные проекты, обещая доделать их позже. В реальности некоторые игры шли к релизу годами, а многие так и не выходили.
Сейчас «Ранний доступ» потерял какой-либо смысл – сотни игр строятся на модели «игра как сервис», с регулярным дополнением контента обновлениями. Это касается как онлайн-игр вроде Fortnite, так и некоторых одиночных блокбастеров: в Assassin’s Creed: Odyssey, например, дорасказывали историю протагониста в регулярных дополнениях на протяжении года.
Поляки из CD Projekt RED становятся королями RPG с «Ведьмаком 3» (2015 год)
Игры «Ведьмак» начались с позаимствованного у BioWare движка, крошечного выставочного стенда с одним компьютером и десятка человек в штате. К третьей части серия превратилась в невероятных масштабов блокбастер с сотней наград, огромными продажами и статусом вневременного шедевра.
Благодаря мегауспешной «Дикой охоте» студия CD Projekt RED стала компанией, которая стоит несколько миллиардов долларов и может нанять для своей новой игры самого Киану Ривза.
Ролевики захватывают Twitch и оживляют GTA Online (2017 год)
Внезапным трендом среди стримеров стал отыгрыш собственных персонажей в различных онлайн-играх – и, в особенности, в GTA Online. Многие популярные англоязычные стримеры, среди которых sodapoppin и Lirik с десятками тысяч зрителей, стали регулярно заходить на особые серверы, где у каждого своя роль: коп, преступник, таксист, просто тусовщик или вообще серийный убийца. Получился отличный контент – импровизированные сериалы, смешные и драматичные.
Лутбоксы в Star Wars: Battlefront 2 вызывают международный скандал (2017 год)
В 2017-м лутбоксы уже стали нормой – по крайней мере, так думала EA. После релиза шутера Battlefront 2 геймеры показали, что с них хватит. Такого разноса в сети не было никогда: официальный комментарий EA, защищающий систему лутбоксов, стал самым задизлайканным постом в истории Reddit (660 тысяч минусов!). Позже компания пересмотрела политику, индустрия в целом стала относиться к лутбоксам осторожнее. Еще бы – в странах вроде Франции их приравняли к казино и запретили законодательно.
PUBG делает «королевскую битву» новым жанром
Брендан «PlayerUnknown» Грин – человек, создавший целый новый жанр игр всего два года назад (а вовсе не Кодзима). Его PlayerUnknown’s Battlegrounds превратила моды для Arma и Minecraft в популярное направление для онлайн-игр, ей обязана своей популярностью Fortnite, которая изначально королевской битвой не была.
Оценки, продажи и количество наград не могут вас сделать королями рпг, ведь всё тоже самое есть у Fallout 4. И она так же гордо называет себя RPG.
Не говоря про то, что игра продавалась как побитая ***** на всех распродажах.
>Если сейчас провести какое-нибудь народное голосование, кто делает лучшие RPG или как RPG была лучшей за последнюю пятилетку – ведьмак почти 100% победит.
Дай бог он сможет победить в голосовании среди пользователей ПК в СНГ. Даже если брать пятилетку, то мир увидел новую Зельду, пятую Персону, Bloodborn, две части Дивинити; оцененный даже журналом Time, Disco Elysium. А если брать десятилетку...
[s]Осуждаю[/s]. Это открытый элемент обсуждения и я уважаю мнение автора, сказав что ведьмак - это интересная и красивая история. Но ее RPG-элементы - это мрак, ее стиль прохождения сайд-квестов используя "ведьмачье чутье", боёвая система близкая к консольному бэтмену, сдобренная знаками и самый большой минус, это наличие "выборов без выбора". Как сюжетная игра, Ведьмак - это отлично, но как RPG игра, ее на голову в отыгрыше обойдет на коленке сделанная The Age of Decadence, а если вспоминать, игры вышедшие до 2015, то Ведьмак 3 выглядит не только пародией на RPG, но и пародией на самого себя.
P.S. Учитывая их титул "Королей РПГ", они мягко скрыли тот момент, что Cyberpunk 2077 перестал быть РПГ во время разработки. Твиттер теперь называет это Action-Adventure in open-world, тем же самым чем был по сути Ведьмак 3.