Уникальная инди-игра про иллюзии и обман зрения – похоже на Portal
Игра с перспективой и пространством.
Маленькая инди-команда Pillow Castle Games дебютировала с экспериментальной головоломкой Superliminal, чья идея крайне проста: «Перспектива – это реальность». На основе этой емкой задумки авторы выстроили с десяток не слишком продолжительных (в сумме – около 4 часов) уровней, раздвигающих границы сознания несколькими оригинальными механиками.
Основным приемом в решении местных задачек станет изменение габаритов предметов. Принцип прост: найдя в комнате объект (например, игрушечный кубик), его нужно поднять, отойти подальше и отпустить, визуально переместив его в противоположный угол помещения. Он приземлится там и при приближении окажется, что объект увеличился в размерах. Работает и обратный трюк: поднимаем что-то гигантское вдалеке, опускаем совсем рядом – визуально предмет выглядит так же, но по факту значительно уменьшился.
Обзор The Outer Worlds – ретро-гибрида Fallout и Mass Effect, опоздавшего на десятилетие
Впрочем, проще показать механики гифкой:
Этот незамысловатый трюк настолько же фундаментален для Superliminal, насколько портальная пушка – для Portal. Если в начале игрока только учат использовать предметы, то вскоре их уже прячут в труднодоступные места, обходить дверные проемы, запрещающие проносить объекты (спойлер: ими нужно манипулировать через окно) и, например, учат, что одной гигантской табличкой выход можно нажать сразу две кнопки – нужно лишь положить ее определенным образом.
Дальше левелдизайнеры показывают еще несколько фокусов. Например, некоторые вполне объемные объекты сначала нужно создать, сложив кусочки их плоского изображения – для этого нужно встать в определенное место и посмотреть под определенным углом.
Еще авторам очень понравилась идея нарисованных дверей, которые функционируют как настоящие, прямо как в детских мультика вроде Looney Tunes. Их нужно найти (иногда они спрятаны за проекциями каких-то других предметов), перетащить, изменить размер и установить на месте дверного проема, заложенного кирпичом. Иногда их, наоборот, нужно оторвать, чтобы на мести двери появился настоящий портал.
Впрочем, самая веселая часть Superliminal происходит в последней трети – в полную силу вступает сюжетная завязка происходящего. Игрок управляет (или, по задумке авторов, становится) пациентом экспериментальной клиники, лечащей ментальные проблемы людей через осознанные сны.
По сюжету вы уходите во сне куда-то не туда сразу после инструктажа. Вместо того чтобы проснуться, герой попадает во все более глубинные уровни подсознания (тут и сон во сне, который зрелищно обыграли в фильме «Начало» Нолана) и не реагирует ни на какие экстренные протоколы защиты.
N7 Day – официальный праздник Mass Effect. Эта серия навсегда в наших сердцах
Чем ближе к финалу, тем сильнее Superliminal превращается из простенькой головоломки в интерактивный психологический трип. Два голоса-нарратора, олицетворяющих основателя клиники и, кажется, некий искусственный интеллект, комментируют обреченность пациента, пока тот любуется на оптические глюки, логические парадоксы и какие-то даже жутковатые вещи. Словом, начинается полная психоделика.
Не знаю, реально ли в игре где-то застрять. Кажется, все задачки здесь решаются инстинктивно, стоит лишь принять абсурдную логику сна. Зато пару раз мне удалось сломать (по-настоящему, не сюжетно) уровень: меня попросили создать парадокс, чтобы проснуться, а я переусердствовал и вылетел за пределы уровня. Признаюсь, не сразу понял, что это баг, а не задумка.
* * *
В Superliminal куда больше амбиций, чем крутых моментов и загадок. Авторы не смогли раскрыть потенциал собственных геймлейных механик, так что даже за свою скромную продолжительность игра умудряется скатиться в самоповторение.
Ну и мета-посыл тут реализован совсем на кодзимовском уровне. К финалу Superliminal превращается в философскую притчу о том, что у каждого человека всегда есть контроль над своей жизнью, достаточно лишь в это верить. Авторы пытаются исцелить не героя, а уже игрока – и выглядит это, честно, очень мило. Но не работает.