The Last of Us – великая игра. А ведь ей уже стукнуло 10 лет!
Этот пост был написан в сентябре 2019-го – перед выходом сиквела. Сегодня The Last of Us исполнилось ровно 10 лет, поэтому мы вновь поднимаем материал – он о разработке TLoU и значимости игры в целом.
Моей первой консолью была лишь Xbox 360 – казалось, что вместе с предыдущими поколениями я уже пропустил все шедевры индустрии. Metal Gear Solid, Crash Bandicoot, GTA: San Andreas и бесчисленное количество других хитов золотой эпохи видеоигр на тот момент стали общепризнанными легендами. То есть они впечатляли и спустя годы, но уже не могли стать «открытием» из-за своей известности. Я же застал, например, BioShock, Mass Effect и Gears of War – у каждой своя значимость, а трилогия про Шепарда навсегда в моем сердце – но они не перевернули мое восприятие видеоигр.
Spore вышла 11 лет назад и сильно опередила свое время. Там можно было все
Так было до лета 2013 года. На тот момент у меня уже была PlayStation 3 Slim и пройденная Uncharted 2, так что The Last of Us от Naughty Dog я ждал с нетерпением – хотя и не больше, чем любую другую хорошо разрекламированную игру. И вот после выкупа предзаказанной копии я запустил The Last of Us, желая проверить заоблачные (95 из 100 на Metacritic!) оценки прессы.
Всего через полчаса игры я положил контроллер, чтобы вслушаться в играющую на вступительных титрах заглавную тему и с удивлением утереть слезы. The Last of Us с порога дала понять, что это совсем не Uncharted а, возможно, та самая игра, о которой я мечтал всю жизнь.
Сейчас, когда до релиза сиквела остается несколько месяцев, стоит вспомнить, чем был так велик оригинал. И почему Naughty Dog придется прыгнуть выше головы, чтобы продолжение попало хотя бы в ту же лигу.
The Last of Us – начало взрослой Naughty Dog
Студия начинала с семейных проектов: во времена первой PlayStation «Игривый пес» прославился платформерами Crash Bandicoot, а на следующем поколении переключился на похожую Jak and Daxter. С выходом PlayStation 3 Naughty Dog попробовала себя в чем-то новом: руководство свернуло наработки по Jak 4, переключившись на амбициозный приключенческий экшен Uncharted.
Полуторачасовой фильм о создании The Last of Us – в сети есть множество неофициальных переводов на русский
На фоне игр про мультяшных героев история Дрейка выглядела куда серьезнее: там появились и перестрелки, и зомби-нацисты, и вполне человечные персонажи с киношной химией между ними. Правда, разработчики не так сильно вышли из зоны комфорта, как казалось: Uncharted отличалась по большей части внешне – даже, собственно, карабкаться по выступам и прыгать через препятствия Дрейку приходилось немногим меньше, чем его мультяшным предшественникам.
The Last of Us же в сравнении с Uncharted – все равно что депрессивный «Логан» и веселенькие «Мстители». Кажется, именно похожую на TLOU игру студия хотела сделать в начале того поколения, но боялась или не знала как подступиться. Лишь творческий и финансовый успех первых Uncharted (в особенности – второй) позволил второй команде студии решиться на «очень сложный проект», как авторы называют The Last of Us. Провала боялись настолько, что сперва обсуждали возможность вернуться к Jak and Daxter – но поняли, что пришло время для нового проекта.
Идея игры родилась за годы до начала разработки
Креативный директор и сценарист The Last of Us Нил Дракманн придумал концепт игры еще во время учебы в университете. Тогда он участвовал в семинаре великого режиссера Джорджа Ромеро («Ночь живых мертвецов»), на котором учащимся предложили разработать идею игры о зомби. В работе Дракманна престарелый коп защищал молодую девушку от зомби: в какой-то момент у него прихватило сердце, и уже девушка под управлением игрока защищала его — отсюда родилась идея зимнего эпизода The Last of Us, когда Элли приходится ухаживать за тяжело раненным Джоэлом и самостоятельно совершать вылазки в город. В конце игры, предложенной тогда Нилом, полицейский оказался укушен – девушке пришлось его застрелить. Ромеро, к слову, идею не одобрил.
Лучший экшен по «Звездным войнам» вышел 10 лет назад. Его до сих пор никто не переплюнул
Спустя много лет Дракманн, уже работающий в Naughty Dog, вернулся к тем наработкам. Он предложил постапокалиптический экшен, в котором зомби-вирус заражал только женщин, а Элли была единственной представительницей своего пола с иммунитетом. Сотрудницы Naughty Dog назвали концепт мизогинистическим, так что в финальной The Last of Us в зомби превращаются как женщины, так и мужчины.
Мир игры получился реалистичнее других зомби-апокалипсисов. Здешние «зомби» появились не из-за искусственно созданного вируса, а из-за реально существующих грибных спор рода кордицепс. В нашем мире, правда, они «порабощают» лишь насекомых: попавший в них гриб-паразит прорастает насквозь, заставляя полумертвое существо доползти до удобной точки, закрепиться там и стать очагом для дальнейшего распространения спор. The Last of Us лишь поменяла специализацию кордицепса на людей (хотя взаимодействие спор с животными наверняка раскроют в сиквеле), а его носителей сделала более агрессивными и подвижными.
Зараженные сперва становятся бегунами, почти классическими кусачими зомби с высокой подвижностью и сохранившимся зрением. Двумя стадиями позже гриб разрывает лицо носителя, превращая его в кликера – существо, ориентирующееся эхолокацией (издавая характерные клики) и мгновенно убивающее оказавшегося поблизости игрока. Кликеры буквально отрывают от Джоэла кусок – анимация смерти обрывается ровно тогда, когда воображение дорисовывает «фаталити» еще более жутко, чем могли бы показать авторы.
Именно сведенная к минимуму фантастичность катастрофы The Last of Us делает игру приземленной и отделяет от образа современного зомби-сеттинга, в котором мозгоеды превратились в посмешище и движущиеся мишени в тире.
В центре внимания – не люди в целом, а только Джоэл и Элли
На первый взгляд задумка The Last of Us похожа на вышедшую годом ранее The Walking Dead от Telltale. Обе посвящены потрепанному жизнью мужику, оберегающую неродную «дочь» в зомби-апокалипсе. Но если в интерактивном сериале от Telltale Ли и Клементина постоянно находятся в окружении других выживших, The Last of Us максимально отделяет и противопоставляет дуэт героев остальному миру – как живых, так и зараженных. Нет, здесь тоже есть запоминающиеся и хорошо прописанные второстепенные персонажи, будь то подельница Джоэла Тесс или лидер «Цикад» Марлин. Однако они появляются в истории лишь как гостевые фигуры, чья задача – тем или иным способом подчеркнуть связь Джоэла и Элли, подтолкнуть их развитие как по отдельности, так и вместе.
Я убежден, что именно этот смысл вложен в название игры, The Last of Us («Последние из нас», а не «Одни из нас», как игру локализовали из-за необходимости уместить название на обложке). Есть Джоэл и Элли, и есть остальной мир – враждебная сила, угроза их существованию.
Сам Дракманн говорит, что The Last of Us строилась именно вокруг этого дуэта. Персонажи могли иметь другие имена и внешность, Элли могла быть мальчиком – их отношения в любом случае были фундаментом. В одной из итераций The Last of Us даже не было зараженных – вирус там просто убивал людей. Грибных зомби пришлось вернуть лишь ради повествования о борьбе с окружением через геймлпей – иначе игрокам пришлось бы слушать об угрозе, а не испытывать ее лично.
Элли изначально была похожа на канадскую актрису Эллен Пейдж – разработчикам пришлось немного изменить ее лицо
Экшен-составляющая не помешала раскрытию героев. Эшли Джонсон, сыгравшая Элли, очень гордится своим персонажем, как и вся команда. Ведь Элли не относится ни к типажу сильной женщины (вроде Лары Крофт), ни слабой (которую нужно спасать), а еще не является просто чьей-то подружкой. Она – совершенно усредненная, но при этом многогранная и интересная девушка подросткового возраста. При этом Элли родилась после краха цивилизации – и через нее авторы показали совершенно другое восприятие мира. В одной из глав Элли находит старый дневник какой-то девочки и с удивлением спрашивает Джоэла, правда ли, что ее ровесниц раньше так сильно волновали шмотки и мальчики?
The Last of Us – это большое путешествие
В то время продолжительность сюжетных экшенов редко подбиралось к отметке в 10 часов – для прохождения The Last of Us требовалось минимум 15. И игра совершенно не затянута. Настолько, что даже после потери шестичасового прогресса из-за знаменитого бага на релизе игры я охотно перепрошел их в тот же день.
Будь The Last of Us хотя бы на треть короче, ее идеи бы просто не сработали. По сюжету Джоэл и Элли кочуют через значительную часть США, а время года сменяется несколько раз – здешнего сценария хватило бы на целый сезон хорошего сериала.
Важнее плавная и естественная эволюция отношений между героями героями, которое иначе могло показаться бутафорским. Джоэл сперва относится к Элли как к балласту – она и сама не рада своему сопроводителю. Главная точка соприкосновения героев: у них нет своего места в этом разрушенном мире. Понятное дело, к финалу они станут друг другу практически отцом и дочерью. Феномен The Last of Us не в оригинальности – это настоящий сборник заезженных клише жанра – а в исполнении, подаче. Между Эшли Джонсон и Троем Бейкером (играет Джоэла) возникает столько эмоций, что любая кат-сцена из игры завораживает даже на видео с площадки, где актеры записывали движения в нелепых костюмах с датчиками.
При этом The Last of Us – не интерактивный фильм, а полноценная игра с отличным балансом между необходимостью считать патроны, собирать ресурсы для крафта аптечек и экшеном. У нее даже есть удивительно продуманный и необычный мультиплеер, в котором игроки сражаются за ресурсы друг с другом – его можно игнорировать, но делали его явно не «чтобы было».
Пусть спустя шесть лет я вспоминаю геймплей меньше других аспектов игры, он стал проводником между мной и протагонистами. Помню, в кульминации последней миссии я ненароком выкрикивал в унисон с персонажем те же фразы, что и он – такого единения с вымышленным героем я не испытывал никогда.
Поиграл в Dark Souls с пушками – она сложная и очень странная
* * *
Оригинальная The Last of Us приблизила повествование игр к уровню кино так же, как когда-то первая Metal Gear (ее считают первой игрой со сложным сюжетом). Naughty Dog задала планку постановки, актерской игры и игровых анимаций. К ней стремятся до сих пор: Uncharted 4 от той же студии, эксклюзивы Sony (Days Gone и God of War действительно напоминают The Last of Us), и индустрия в целом.
Для меня же игра про Джоэла и Элли стала золотой мерой для синглплеерных тайтлов. Будь моя воля, на Cyber.sports.ru такие игры бы оценивали не по десятибалльной шкале, как сейчас, а в процентах от первой The Last of Us. И сиквел я буду сравнивать в такой манере – потому что лучше, чем у Naughty Dog в 2013 году, вряд ли у кого-то когда-то получится, даже у них самих.
К слову, я и Uncharted 4 считаю игрой, ради которой стоит приобрести PS4.
Просто я бы не назвал её лучшей даже в 2013, учитывая что в тот же год вышла GTA5.
Но даже если отбросить гта, есть Bioshock Infininte, который, конечно, проигрывает в геймплее как прямолинейный шутер, без особых изысков в сравнении даже с 1ым Биошоком. Однако с точки зрения нарратива, сюжета, персонажей и сеттинга Инфинит гораздо гораздо гораздо более красивая игра, с одной из лучших концовок в истории видеоигр точно.
Вообще взаимоотношения главных персонажей обеих игр строятся по одному принципу, но глубина и уровень взаимодействия между Букером и Элизабет на порядок выше. Ты правильно написал, что Last Of Us - это сериал, такой копипастный сериал с кучей клише. Так вот, Биошок Инфинит - это фильм уровня Нолана.