В Старкрафте вымирают команды. На тимлиге от Blizzard игроков наберут комментаторы – как в реалити-шоу
«Командная лига – без команд, когда команды задыхаются».
В середине июня Близзард анонсировали самый дорогой командный турнир по Starcraft 2 за последние 5 лет – War Сhest Team League с ожидаемым призовым в 150 тысяч долларов. Более того, если убрать турниры, на которых играли исключительно азиатские команды, призовой War Chest окажется крупнейшим командным за всю историю SC2. Здорово? Не совсем.
Проблема в том, что к собственно командам (клубам, организациям) Warchest Team League никак не относится. Игроков будут набирать комментаторы – по четыре игрока в группу, и турнир по сути станет дорогущим реалити-шоу. Можете себе представить, чтобы к условному BLAST по CS игроков в свои команды забирали Ухо и Петрик – в том числе из орг вроде NAVI? При этом сами NAVI на турнире не получат никакого упоминания или раскрутки.
UPD: 3 июля Blizzard раскрыли детали турнира. На продакшн (в том числе гонорар комментаторам) уйдет 42 тысячи долларов, а сам турнир растянется на три недели.
«Такой турнир – плевок в душу и последняя черта». Команды написали Blizzard открытое письмо
На реддите появилось открытое обращение к Blizzard от лица 11 команд. Авторы признавали, что за 20-летнюю историю за Старкрафтом закрепился образ соло-дисциплины и команды в комьюнити не воспринимают всерьез (подробнее об этом еще расскажем), но отмечали, что без команд молодым игрокам будет трудно пробиваться на сцену.
Далее авторы письма просят Blizzard «пересмотреть» формат турнира и предлагают:
1. Открытые квалификации.
2. Разделить команды на дивизионы согласно их EPT-очкам (аналог DPC) и проводить сезоны.
3. Комментаторам – выбрать себе готовую команду и делать совместный контент.
Как видите, предлагается не пересмотр формата, а целая сезонная система – но в этом и суть. Команды много лет ждали крупного ивента от Blizzard, и с War Chest Team League студия так или иначе занимает некую позицию. Это либо надежда на развитие – если просьбы в открытом письме будут приняты – либо обманутые ожидания.
Мы написали двум владельцам организаций, подписавшихся под письмом: Даниилу «DenFrizer» Абилихину (3D-Clan) и Алексею «Aido» Соловьеву (Cascade).
DenFrizer: «По сути, клубам предлагается платить зарплату игрокам в то время, когда эти игроки будут представляют команды кастеров. Это еще и сильная имиджевая привязка: представь, игрок, выступавший на этом турнире, выиграет Близзкон, все вспомнят что он был в команде комментатора, а не его организацию».
Важно: под письмом подписались небольшие команды. Главный комментатор Старкрафта в СНГ, Алекс «Alex007» Трушляков посчитал, что турнир именно с такими клубами не будет интересен зрителям.
Понимаю их мотивацию, но скажу банальную вещь:
— Alex Trushliakov (@Alex007UA) June 16, 2020
- Тимлига в составе Psistorm-AlphaX-Cascade и прочих подписавшихся (пусть даже с Team Liquid) станет очередным никому не нужным онлайн турниром
- Тимлига с командами от ЧСВ007, Роттердама и ко станет главным событием года.
Поспорите?
А один из комментаторов напрямую назвал тир-2 команды Старкрафта «ненадежными» и в качестве решения предложил основать им собственную Лигу.
The harsh reality is teams in the modern history of SC2 have proven to be BEYOND unreliable (in regards to paying players, much less EXISTING for more than a short time frame) I can completely understand why Blizzard wouldn’t default to working around them. (a thread)
— Rifkin (@RealRifkin) June 16, 2020
«Жесткая реальность: команды в современной истории SC2 зарекомендовали себя ПРЕДЕЛЬНО ненадежными (не всегда платят игрокам, а некоторые не могут даже ПРОСУЩЕСТВОВАТЬ дольше краткого отрезка времени). Могу представить, почему Blizzard не захочет делать на них основную ставку».
Почему в Старкрафте в принципе сложилась такая ситуация, когда Blizzard скорее готова опереться на кастеров, чем на команды? Объясняем.
Команды в SC2 почти без прав: игроки забирают 100% призовых, реклама букмекеров запрещена, внутриигровой брендовый мерч так и не ввели
Есть причина на поверхности: Старкрафт в принципе соло-дисциплина, любые командные выступления – искусственные форматы. Режим 2 на 2, который первым приходит на ум, как раз почти не практикуется – он остался во времена Brood War. Дело в том, что парный Старкрафт – совсем другая игра, и тренироваться к нему нужно в паре. А командам держать парных старкрафтеров совсем невыгодно (это дополнительная финансовая нагрузка при сомнительной отдаче: все равно что в Доте держали бы отдельный состав для игры в Турбо).
• Есть режим All Kill – своеобразный рестлинг на выбывание. После первой карты команда проигравшего игрока выставляет следующего, и так повторяется пока у одной из команд не закончатся заявленные игроки.
• Интересен формат ПроЛиги – что-то вроде драфта карт в КС, только карты как раз известны заранее, а команды выбирают своего игрока (протосса, зерга, террана) под особенности карты и пытаются предугадать, какого игрока (и расу) предпочтет противник. Конечно, важна и мораль, и история личных встреч, и предпочтения игроков (одному террану может быть удобно против протоссов, а другому – нет).
В таких форматах в плюсе те организации, у кого выбор игроков больше – а содержать много игроков в принципе невыгодно. В Старкрафте необязательно быть частью какой-то организации, чтобы участвовать в турнирах, так что игроки диктуют условия.
(типичный расклад на турнире: четверть игроков – без команд)
Во-первых, игроки предпочитают выступать на соло-турнирах, где призовые не делятся на всю команду. Во-вторых, большинство клубов не получают с призовых ни процента – никаких установок от Blizzard на эту тему нет. Исключение – только некоторые S-tier орги вроде Liquid, куда игроки идут в том числе за условиями (тимхаус, стафф, медиа).
Но таких мощных орг в европейском Старкрафте сейчас всего несколько: Ence и BIG, Liquid и Mousesports, причем в составе Маузов и ENCE – по одному игроку. Сильные киберспортивные клубы (Virtus.pro, Empire) закрыли свои составы в период зарплатного кризиса около 2014 года (в СНГ, например, с промежутком в три месяца закрылись Virtus.pro и Empire). Старкрафт в принципе неприбыльная дисциплина для клубов: Близзард запрещает рекламу букмекеров и конкурирующих с официальными партнерами Blizzard торговых марок (например, некоторые энергетики).
Маленьким оргам непросто даже раскрутить айдентику, ведь единственное в игре, где показывается крохотный командный баннер – бараки на базе.
Для нормального представительства на трансляции нужно договариваться со стрим-каналом об оверлее (конечно, за деньги). Blizzard уже давно просят разрешить фирменный внутриигровой контент, рекламу или хотя бы командные стикеры и эмодзи, но ничего из этого так и не ввели.
Aido: «Весь бренд – это маленький шестиугольничек возле Нексуса. Все. Больше нигде нет ни названия бренда, ни команды, ничего. Раньше на больших турнирах была картинка с игроком. Или как минимум полоска, где были логотипы всех партнеров игрока или команды. А сейчас такого нет. И для команд это лишний удар по возможностям продавать свой бренд вместе с игроком. В этом году тем более нет смысла вкладываться кому-либо в Старкрафт. Ваш бренд просто не увидят. На нынешних комьюнити-турнирах ваш бренд будет незаметен».
Denfrizer: «Меня более чем устроит, если по итогам этого письма Blizzard не будут делать никаких тимлиг, а хотя бы обеспечат командам большую представленность за счет каких-то фишек, напрямую не связанных с турнирами. Сделают внутриигровые предметы, включат рекламу, сделают какой-то командный рейтинг в БаттлНете. Даже баннеры спонсоров игре будут победой».
Сцена строится вокруг комментаторов
Примерно с 2017 года турнирные операторы постепенно покидали Starcraft. В 2019 году из крупных ивентов, доступных в Европе, были только серии World Championship (аналоги мейджоров) и один турнир IEM Katowice. По правилам Близзард, одно лицо не может организовывать турниры с общей суммой превыщающей 50 000 долларов в год без особых договоренностей, которые подразумевают отчисления разработчикам. Получается, что провести крупные турниры не так-то просто. Но главное – КГБШ-ные условия для рекламы и спонсорские запреты, о чем говорилось выше. Турниры по Старкрафту просто слабо окупались.
Выросла экосистема, где основную массу турниров составляют небольшие кубки, проводимые комментаторами: те самые комьюнити-турниры, о которых говорит Aido. На самом деле, в Старкрафте много состоятельных спонсоров – но именно физических лиц, которые когда-то играли сами, а теперь занимают большие посты в IT, финансах и так далее. Разумеется, практически все такие спонсоры рано уходили из киберспортивной тусовки (если вообще в ней состояли) ради бизнеса, слабо разбираются в про-сцене и предпочитают спонсировать тех, кто на виду – комментаторов.
Получился вечный двигатель: кастерам дают деньги на проведение турниров, кастеры проводят их и стримят, получают больше внимания и медийного веса, а следовательно – новых спонсоров. Но организация страдает: в одну группу иногда попадают игроки из Азии, Европы и Америки (и не являются на матчи), турниры от разных кастеров накладываются друг на друга, а предпоследний сезон главного комментатора сцены (Wardi) вообще не закончился.
Мы обратились к Алексу Трушлякову с просьбой объяснить состояние про-сцены и смысл War Chest Team League.
«Комментаторов, которые активно проводят турниры, не так много – Wardi и BasetradeTV на англоязычной сцене плюс по одному-двум комментаторам на крупных локальных сценах вроде русскоязычной или корейской. Если добавить комментаторов, которые проводят турниры нерегулярно, то получится еще человек 5-7. Если исключить ESL Pro Tour с корейской GSL, а также несколько мелких турнирных операторов со своими лигами (например, OSC), то это и есть основной пул турниров для многих тир 1 – тир 2 игроков.
На турнирах того же Варди регулярно играют сильнейшие корейцы, включая чемпионов GSL. О роли этих турниров корректнее спросить у игроков, но, с моей точки зрения, без подобных активностей комментаторов многие игровые карьеры в Старкрафте уже завершились бы.
Что касается War Chest Team League. У Blizzard нет бюджета на проведение киберспортивных событий. Старкрафт – индивидуальная игра, и на данном этапе с учетом общего состояния сцены с позиции Blizzard было бы странно вкладывать деньги в организацию полноценной командной лиги. Анонсированый ивент – разовая акция к юбилею игры. С моей точки зрения, ничего не стоит разовая акция для тир-2 команд, а разовый шоуматч – это в любом случае неплохо».
Коронавирус добивает тир-2 сцену: ноль ланов, ноль медиаконтента
В 2020-м году, после бума коронавируса и карантина ситуация для тир-2 команд стала еще хуже. Если раньше игроков хотя бы изредка раскрывали (как личностей) на оффлайн-турнирах, то теперь их будто не существует. Командный бренд невозможно увидеть нигде, кроме редких репостов в соцсетях. А вот для комментаторов, проводивших турниров онлайн, положение почти не изменилось.
DenFrizer: «Это противоречие давно зрело. Команды берут на себя много пассивов и очень мало активов. А комментаторы – наоборот. Много активов благодаря постоянному контакту с аудиторией. Уже не говорю, что когда проходит крупный турнир, комментатору полагается какой-то гонорар, а команде – расходы на логистику. Мы не хотим переделывать сложившуюся экосистему. Но команды могут делать гораздо больше – просто дайте нам инструменты».
Aido: «Игроков на турнирах звали помочь прокомментировать матч: на турнирах комментаторов этого нет. Хороший игрок всегда в конце интервью упоминает тех, кто ему помогал. В онлайн-турнирах интервью нет. Раньше, если даже организатор не делал контента, была возможность самим туда поехать, что-то отснять. Сейчас, опять же, мы этого не можем делать. И непонятно как менять ситуацию. Нам организовывать турниры? Продвигать игрока, содержать игрока... Может, как-нибудь нам помогут?»
Clearly there are several teams in communication about this topic, so here’s my proposal to you:
— Rifkin (@RealRifkin) June 16, 2020
Make your own team league, show that the teams involved are reliable, that the players involved need/want it bad enough. Work with me, work with wardi, work with Rotti
Один из противников открытого письма, комментатор Rifkin, действительно предложил командам сделать свою лигу – чтобы «подтвердить надежность». Aido говорит, что работа над этим среди тир-2 команд уже ведется – но проблему это не решит.
«Даже если мы будем делать свои турниры – мы не можем сказать игроку «не играй турниры кастеров, играй только наши». Это просто неправильно, игроку надо на что-то жить.
На данный момент нет лиги с нормальным призовым фондом. То, что происходит – команды играют либо вторым составом на тимлиге, либо по фану, либо в свободное время. Игроки бегут за предложениями от серых, только что появившихся организаций. Сталкиваются с мошенничеством. Мы не можем предложить столько же. И нам, опять-таки, нет смысла их удерживать».
Комментаторы всего лишь заняли свободную нишу, и в отсутствие альтернатив их турниры действительно помогают сцене. Но на этом фоне идея Blizzard лишь подчеркивает дисбаланс между возможностями команд и кастеров.
DenFrizer: «Команды не хотят, чтобы разрушалась последняя ассоциация между ними и игроками. Если это – командная лига, то зачем мы вообще нужны? Плевок в душу и последние рубежи. Возьмем ваших игроков, это будет называется «командная лига», а вы тут держитесь».
Aido: «Нам непонятно решение создавать командную лигу – без команд – в тот момент, когда команды задыхаются. Твой партнер спрашивает – ну как у вас дела? Тебе нечего показывать. Кроме соцсетей игрока – ничего нету. Не чувствуется, что игрок или команда кому-то нужна.
Если вернутся лан-турниры... Я скажу так: у нас хотя бы появится соломинка, через которую можно дышать. Сейчас и ее нет».
* * *
Первая из подписавших письмо организаций на днях объявила о закрытии.
GOOD BYE!
— Black Night Esports (@BNIGHT_Esports) June 29, 2020
Today a phase comes to an end. With some regret, we announce that Black Night will close its doors indefinitely. In order not to harm any player, especially the recently announced Ragnarok, we ended our journey in esports before his participation in GSL. + pic.twitter.com/SI6oYM8fW6