Новый «Сталкер» провалится. Мы не знаем, чего хотим, но заранее знаем проблемы
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Радоваться пока нечему.
После выхода «Сталкера» резко вырос – особенно в странах СНГ – интерес к Чернобылю. Зону отчуждения романтизировали, да и слово «Сталкер», существовавшее задолго до выхода игры, стало часто употребляться в массовой культуре именно после релиза шутера. Родился настоящий культурный феномен.
«Сталкер 2», если кто не помнит, анонсировали аж в 2010 году, и только теперь появилась хоть какая-то уверенность в его релизе. Прямо сейчас мы наблюдаем воскрешение одного из утерянных проектов. Тем не менее оправдает ли он огромные ожидания фанбазы?
У первого «Сталкера» были три непохожих части. И у каждой – свои фанаты
Оригинальный «Сталкер» сопровождали громкие обещания и большие амбиции, по-настоящему МАСШТАБНАЯ рекламная кампания. Разработчики трубили о бесшовности мира, проработанных и открытых для исследования жилых помещениях, умном ИИ, инновационной иллюзии жизни, естественности природных барьеров (никаких кишкоподобных локаций), сложности выживания без аптечек-волшебных-палочек и о правдоподобном транспорте с ручной коробкой передач.
По итогу вышла проблемная в техническом плане игра со странной стрельбой и множеством однотипных квестов в стиле «подай-принеси». Транспорт оказался декоративным, а аптечек – аж три вида. Плюс бинты. И все же это была холодная, мрачная, атмосферная игра с неплохой историей. Она задумывалась так, чтобы основой геймплея была сюжетная цель, чтобы врагов было не больше, чем того требует история, чтобы весь геймплей не превращался в сплошное месилово. Это был «Морровинд» с пушкой (читай – «Фоллаут») в родных декорациях. Игру полюбили.
Через год после релиза «Тени Чернобыля» вышло «Чистое небо». И оно аудитории зашло похуже, потому что игра стала смахивать на насыщенный линейный боевик и потеряла гнетущую атмосферу постапокалипсиса. Раньше появление любого человека на горизонте создавало напряжение, а здесь же можно в принципе забыть, что Зона была безлюдной. Врагов много, игрок в постоянном экшене, почти без передышки – иронично, но в ЧН вышло именно так, как не хотели делать в ТЧ. Плюс избитый сюжет с войной группировок, и ох уж этот стационарный пулемет на кордоне, где ты штурмуешь блокпост под градом пуль, будто в аттракционе про Вторую мировую.
Похоже, разработчики толком и не поняли, чем аудитории приглянулась основная игра серии. При всем этом «Чистое небо» хвалили за визуальную составляющую и аудиодизайн, но катастрофические проблемы с оптимизацией на релизе так сильно мозолили глаза, что среднестатистический игрок вспомнит из «Чистого неба» только боль внезапных крашей.
«Зов Припяти» стал страшнее, на что намекает очевидная аллюзия на «Зов Ктулху» в названии. Как раз с «Зовом Припяти» у меня связаны болезненные воспоминания о гнетущей тишине и обитающих в ней скримерных псах. У этой части похуже сюжет, чем в ТЧ, но RPG-составляющая перестала быть ненужным отростком, как в первых двух играх. Здесь уже завезли что-то похожее на полноценный отыгрыш роли, как минимум потому, что каждый квест – отдельная насыщенная и интересная история, даже с кат-сценами. Здесь и более совершенный ИИ – NPC ведут себя естественнее, мутанты действуют более разумно, – и новые игровые механики, и значительное влияние действий игрока на концовку. «Зов Припяти» зашел игрокам побольше «Чистого неба», а во многом и побольше «Тени Чернобыля».
5 модов «Сталкер: Зов Припяти», которые обожают игроки
Прикол в том, что обычно поклонники одной игровой вселенной более-менее сходятся во мнениях касаемо лучшей и худшей части серии. У «Сталкера» же с этим сложно, и контрасты восприятия удивляют. Фанаты не могут определиться, какая игра лучше: что цепляет, а что отталкивает.
Итог таков, что разработчики выкатили три непохожие игры чуть ли не разных жанров, которые сложно сравнивать. Идеальной для всех так и не случилось.
Мы любим «Сталкера» из-за ностальгии. А это обманчивая штука
Культ вокруг «Сталкера» удивляет, ведь – давайте будем честны – игра не отличается необычным геймплеем или суперинтересной историей. Или хотя бы историей оригинальной, ведь у разработчиков было много источников вдохновения на грани проблем с авторскими правами. Тут и «Пикник на обочине» Стругацких, и «Сталкер» Тарковского, и «Третья планета» Рогожкина… А вы думаете, почему Stalker стал S.T.A.L.K.E.R.? А вот уже и другое слово, а вот уже и не притянете за копирайт!
Что там было еще? Обещанный полноценный открытый мир не случился. Тогда для перехода с асфальта на возвышенность приходилось немножко постоять в ожидании подгрузки, условная открытость была грубо скреплена толстыми швами. Да и эти кусочки мира, в целом, не очень проработанные. В том же «Зове Припяти» все жилые здания в самой Припяти недоступны для исследования, двери заколочены и окна забиты. Пропадает желание в принципе проявлять себя как исследователя таинственной и потенциально наполненной загадками территории. В других играх серии большая часть квартир закрыта (а те, что открыты – пусты и однообразны) – несмотря на обещания разработчиков, опять-таки. А ведь многое внутри этих жилых зданий могло мощно повлиять на атмосферу отзвуками некогда живших здесь семей. Далее обещали нелинейность прохождения – сделали разве что вариативности концовок. Здесь нет и особо запоминающихся персонажей (Сидорович не считается)! О геймплейных нюансах мы уже говорили. Так в чем соль?
Видимо, в атмосфере. На атмосферу играет сеттинг, который явно поспособствовал народной любви в странах СНГ. Потому что тот же «Фоллаут» или «Метро» хоть и обладают схожей тематикой постапокалипсиса, но родным-то веет именно от «Сталкера». Эстетика пятиэтажек, так сказать, и всего постсоветского. Также «Сталкер» небрежно заигрывает со страхом. Сталкеры – опасны. Мутанты – еще опаснее. Аномалии – смертельно опасны. Отсюда вытекает и общее ощущение от игры: тревожная, мрачная, тягучая атмосфера хоррора. Мистика, окутывающая Зону, и ее тишина пугают даже больше, чем все мутанты вместе взятые. Ах да, еще перестрелки в закрытых пространствах, вот это настоящий страх. Даже п-а-н-и-к-а. Доставляет дискомфорт и гнетущий саунд (кстати, советовала бы послушать в отрыве от игры – все равно до мурашек).
Так что же есть у «Сталкера», кроме уникальной атмосферы и долгого ожидания следующей части? Только мемы и моды, нескончаемый поток мемов и модов. CHEEKI BREEKI, вы же понимаете.
Культ ожидания «Сталкера 2» сродни ожиданию третьей «Халфы». Кажется, игроки сами не до конца понимают, чего ждут, но ждут. Можно сказать, что ждут они с выхода «Тени Чернобыля», потому что полноценного продолжения по факту не было, только DLC. Это почти 15 лет, выходит? И чем увенчается это ожидание?
Даже в трейлере полно багов. Еще ни один «Сталкер» не выходил чистым
Шесть лет игра считалась полностью отмененной. И у фанатов максимально завышенные ожидания. Может, если разработчики уж вернулись к «Сталкеру», то сделают то, что обещалось с самого начала? Атмосферный, мрачный, нелинейный проект с настоящим открытым миром и действительно качественной иллюзией жизни?
Грустная тенденция: фанаты «Сталкера» ждали чего-то особенного каждый раз – и каждый раз разработчики тянули из игры в игру все те же проблемы и недоработки. Поэтому ситуация со «Сталкером 2» очень шаткая.
Как минимум разработчики сыграют на ностальгии. Правда, и тут загвоздка: команду распустили и собрали заново, так что в GSC Game World от былых разработчиков толком никого не осталось. Вернули только ведущего программиста, ответственного за старые игры франшизы, буквально год назад. На этом все. А видели ли вы трейлер? Презентацию игры, которая по идее должна показывать игру с лучшей стороны? В нем одном багов уже слишком много: то оружие пропадает, то люди под текстуры проваливаются. Конечно, время на доработку еще есть – но, кажется, все это мы уже видели и проходили. И знаем, чем это заканчивается. Нет, CJ, я не смотрю на тебя. Еще и эта настройка зубов для «уникальной» улыбки каждого сталкера… Вы ведь помните кастомизацию гениталий в «Киберпанке»? Одно к одному.
Трейлер в принципе не порадовал: анимации кажутся неестественными, у некоторых персонажей очевидный рассинхрон губ и звука или просто странная мимика. Физика устаревшая, стрельба… не ощущается. Не чувствуется отдача оружия и попадание в противника. Хотелось бы сочный шутер, раз уж стреляем. Да и озвучка похожа на любительскую и вызывает легкий, как у нас в русских деревнях говорят, к р и н ж.
* * *
Был ли такой случай, чтобы никто не ворчал о более зеленой траве? «Матрица» вот провалилась. Как и новые «Охотники за привидениями». Ну и «Звездные войны» так не первый раз делают. А «Масс эффект» за пределами оригинальной трилогии вызывает только раздражение своими упоминаниями персонажей из прошлого. И сколько в третьей «Борде» будут упоминать Красавчика Джека – столько раз мы и будем с тоской вспоминать прошлые части.
Ностальгии очень сложно угодить, в любом случае. А помимо нее – проблемы прошлых частей очевидны, от этого и проблемы новой части на поверхности. Был ли «Сталкер» всего лишь продуктом своего времени, которое уже ушло? Увидим в апреле 2022-го, если «Сталкер 2» релизнется в срок.
16 самых ожидаемых игр 2022 года
Новые подробности «Сталкера 2»: огромная Зона, нелинейность и пси-олени (но без кооператива)
С другой стороны, если много "но". Это и новый UE5, и явно не такая сплоченная команда разработчиков, и умение студии выпускать на релизе очень сырой продукт. Фактически для многих людей из GSC это дебют при создании AAA-проекта. По трейлеру согласен, есть вопросы к анимации - таких проблем может быть много.
Поэтому игру ждать, разумеется, стоит, и она наверняка порадует графикой и атмосферой. А в остальным стоит быть сдержаннее. При всех факторах хорошо, если выйдет крепкий проект на уровне Far Cry - сообщество его не бросит и допилит модами.
Всё по делу.
Делает непонятно кто, непонятно с каким опытом.
Разрабы молодые.
Что они могут сделать? Киберпанк 2077 в постапокалипсисе.
И что характерно, и там и там должен быть мультиплеер.
Попридержите свои ожидания, чтобы не плакать горькими слезами, когда GSC их разобьёт, растопчет и, извините, помочится на них.
Саму игру раньше 2023 не ожидаю. Анонс был в середине 2018 и тогда писали, что у игры не было даже техдоков. С тех пор случился ковид, а сами разрабы ещё и на новую версию движка перешли. Итого в лучшем случае 33 месяца разработки - что очень мало для сколь либо качественной игры.
А на фоне регулярных обсёров на релизе других проектов, по другому и не скажешь, Сталкер 2 может словит кучу хейта. Потому что он как снежный ком, с каждым провалом на релизе только больше становится.