Ультраширокий монитор вообще норм для игр? Я тестировал несколько дней
Протестировал на ААА-играх и не только.
За последние годы Ultrawide-дисплеи превратились из китчевой технологии для самых продвинутых энтузиастов в гаджеты, еще способные удивлять своей нетипичностью, но, по идее, уже имеющие больше реальных применений. Тем не менее у меня как человека, ранее не пользовавшегося подобными мониторами, возник вопрос: есть ли ощутимая польза от такого гаджета? Чтобы помочь разобраться в этом, LG прислала нам на обзор монитор формата 21:9 с изогнутым дисплеем: LG 34GN850. За неделю, проведенную с устройством, я пытался понять: действительно ли формат 21:9 лучше привычного 16:9? И если да, то чем именно?
К слову, именно LG представила первый Ultrawide-монитор еще в 2012 году. Поэтому судить о текущем положении вещей логично именно по современной модели южнокорейского бренда.
Ультраширокий гейминг лучше, чем просто широкий
Казалось, что с поддержкой 21:9 мониторов не все так гладко – все-таки такие мониторы еще достаточно новы. Но я узнал, что с каждым годом нативный Ultrawide-режим появляется во все большем проценте новых релизов – даже порты Horizon Zero Dawn и Death Stranding с PS4 адаптированы под этот формат с самого выхода. Чем игра старее или нишевее, тем больше шанс, что на 21:9 дисплее она будет работать некорректно.
Тут на помощь приходят фиксы от фанатов: для отдельных игр на коленке собирают полноценные патчи, в других достаточно отредактировать текст ini-файла. В единичных случаях полноценной поддержки Ultrawide нет и не будет – Overwatch, например, масштабирует кадр по ширине и обрезает его по вертикали, чтобы не дать владельцам особенных мониторов нечестное преимущество, – но это исключения, а не правило.
В первую очередь оценить возможности Ultrawide-панели я решил в Cyberpunk 2077 – игра в целом мне не очень понравилась, но ее арт-дизайн шедеврален. Чтобы дать LG 34GN850-B шанс раскрыться полностью, я выставил максимальные настройки графики, включая рей-трейсинг. Оказалось, не зря: в таком виде «Киберпанк» затягивает гораздо сильнее. Хочется бесцельно гулять по Найт-Сити и в полной мере испытывать эмоции, заложенные в декорации разработчиками и художниками.
Увеличившееся вширь поле зрения открывает новую перспективу: даже подворотня на скриншоте ниже выглядит драматичнее за счет контраста светлой части по центру и давящих темных стен по бокам.
Во время сюжетных диалогов Cyberpunk 2077 в 21:9 вообще выглядит как кино – как раз из-за более широкого соотношения сторон. Вроде бы не такое значительное изменение, но теперь происходящее куда сильнее отдает «Бегущим по лезвию» – этого я ожидал от игры еще при первом прохождении, но получил только на новом экране.
34-дюймовая панель LG 34GN850-B имеет разрешение QHD (3440x1440 пикселей), то есть «ультраширокое 2K». До этого я запускал игру с теми же настройками на Full HD дисплее, и переживал, что за увеличение четкости изображения расплачусь производительностью и придется ухудшать графику. Выручила опция DLSS – умный алгоритм оптимизации разрешения без ощутимой потери качества. Так что если у вас есть любая видеокарта RTX-серии от Nvidia, можно спокойно переходить на LG 34GN850-B со своего FullHD или 2K-монитора. Конечно, DLSS поддерживается только частью современных игр, но, как правило, именно в них алгоритм нужнее всего.
Другая важная технология, использующаяся монитором, предотвращает один из самых ненавистных артефактов изображения – разрыв кадра. Для монитора с повышенной герцовкой это может быть серьезной проблемой. В LG 34GN850-B, как и во многих моделях линейки LG UltraGear™, есть совместимость с NVIDIA G-SYNC® и AMD FreeSync™ Premium – технологиями обоих производителей видеокарт для устранения разрывов и минимизации искажения в каждом кадре. За время теста разрывов замечено не было.
После Cyberpunk 2077 я запустил другую игру, без которой обзор Ultrawide-дисплея был бы неполным – Control. Думаю, не перестану восхищаться арт-дизайном этого финского шедевра и через 10 лет. На LG 34GN850-B, благодаря расширению картинки и изогнутой форме экрана, Старейший дом выглядит еще эффектнее. На экране помещается больше замысловатых геометрических узоров, различных конструкции, отражающих окружение зеркал.
Честно говоря, игру я запустил только ради пары показательных скриншотов, но захотелось задержаться в ней подольше и заняться фотоохотой. Если подумать, Ultrawide-скриншоты в целом имеют дополнительный вау-эффект и эффект новизны в сравнении с приевшимися стандартными. Если когда-нибудь наконец найду время заняться игровой фотографией, то подумаю о переходе на 21:9 хотя бы ради дополнительного простора для построения кадров.
Control в целом показала, что некоторым играм ультраширокий формат нужен, чтобы дать подышать детализированному окружению.
Множество топовых игр с нативной поддержкой Ultrawide, к слову, доступно по подписке Game Pass – например, шутер от третьего лица Gears 5. Игра в целом довольно красивая, но с расширенным кадром она эффектнее. Xbox Games Studios вообще очень охотно внедряет Ultrawide в свои релизы – и не подумаешь, что их разрабатывали все-таки для консолей. Конечно, играть так даже удобнее – в поле зрения оказывается чуть больше враждебной саранчи, чем обычно.
Гоночные игры с «ультрашириком» сочетаются и вовсе замечательно – это я мог с уверенностью заявить и без монитора на руках. Логика простая: угол обзора изогнутого 21:9 дисплей больше похож на то, что ожидает получить человеческий мозг, потому в игру проще погрузиться. Если в каком-нибудь экшене расширение кадра скорее усиливает эстетическое удовольствие, то за рулем автомобиля с видом из кабины так проще следить за дорогой.
Догадка подтвердилась на примере Forza Horizon 4.
Правда, я обычно играю все-таки с видом от третьего лица, потому что люблю любоваться на свою машину. Но и тут 21:9 ощущается апгрейдом: теперь я вижу больше пейзажей дождливой Британии за раз.
Хвалить новые и требовательные игры может любой, но как LG 34GN850-B сочетается с более простыми и уже не такими свежими? Проверил с помощью космической No Man’s Sky (на самом деле, искал повод наконец достать ее из бэклога).
Монитор справился с задачей подарить мифические «новые ощущения»: с таким сетапом No Man’s Sky превратилась в замечательный генератор научно-фантастических пейзажей. Наверное, снова сработала подсознательная ассоциация: ультраширокий формат в таком контексте напоминает о настоящих панорамных фотографиях. Я залип.
В киберспортивных играх вроде League of Legends или Dota 2 формат 21:9 увеличивает обзор карты: виден практически весь центр мида от башни до башни, а из леса можно наблюдать за кусочком прилегающей линии.
Не скажу, что это какой-то чит – ключевая информация в любом случае считывается с мини-карты, – но кому-то будет комфортнее играть именно в таком формате. К слову, в некоторых тимфайтах на LG 34GN850-B не приходится лишний раз перемещать камеру, потому что игроки дольше остаются в поле зрения.
Играть в LoL стало намного комфортнее благодаря тому, что LG 34GN850-B использует IPS-матрицу со временем отклика 1 мс и частотой обновления экрана от 60 до 144 Гц (в настройках можно разогнать до 160 Гц). В шутерах от первого лица с таким дисплеем намного легче целиться, а в MOBA удобнее добивать крипов и наводить скиллшоты.
Консоли пока не совместимы с 21:9, но играть в них комфортно
Не вижу смысла в покупке монитора, к которому за раз можно подключить только ноутбук или ПК – в моем случае к ним присоединяется консоль. Иногда хочется поиграть на ней, сидя в кресле, а не на диване, в других случаях телевизор занят. В общем, для теста я взял PS5 и перетащил ее на стол.
LG 34GN850-B вполне рассчитан для подключения нескольких устройств: для этих целей предусмотрено два HDMI-входа v2.0, один Display Port v1.4, один USB 3.0 вход, два USB 3.0 на выход и выход для наушников. Удобно, что все порты расположены в одном месте – сзади слева – и для доступа к ним не нужно отщелкивать крышку или выполнять другие лишние действия. Мне удалось подключить второй HDMI вообще вслепую, не отодвигая гаджет от стены.
Для менеджмента кабелей есть крючок на задней стороне подставки.
Консоли, к сожалению, не приспособлены к 21:9: PS5, Xbox Series X или Nintendo Switch выводят изображение с большими полосами по бокам. Зато LG 34GN850-B мгновенно подружился с консольным HDR: у этой модели VESA дисплей HDR™ 400.
Сложно передать ощущения от HDR скриншотами или фото, но в Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, The Last of Us: Part II и Horizon Zero Dawn повышенная контрастность делала картинку сочнее и лучше, чем на моем SDR-телевизоре. Так что даже с учетом черных полос по бокам получился апгрейд. Если платформодержатели когда-нибудь добавят поддержку 21:9 и 2K разрешения, монитор вроде LG 34GN850-B можно будет рекомендовать к покупке даже специально для консолей.
Заодно расскажу о том, как LG 34GN850-B адаптируется к разным сценариям использования. При игре на ПК я установил дисплей на уровне глаз и практически перпендикулярно столу. Но с геймпадом в руках захотелось откинуться на кресле подальше и забросить ноги на стол: для таких случаев монитор можно поднять выше (ход до 11 см) и наклонить вперед. Улучшенная подставка V-wing позволяет регулировать оба параметра несильным прикосновением к верхней или левой грани экрана, при этом надежно фиксируя заданное положение без дополнительных движений. Горизонтального поворота нет – только вместе с «ногой».
Порадовало, что монитор самостоятельно уходит в энергосберегающий режим после исчезновения сигнала, а также умеет переключать вход на единственный активный источник в данный момент – без необходимости пользоваться меню.
Зачем еще нужен 21:9 монитор
«Дополнительный уровень погружения в видеоигры» – это здорово, но у Utrawide-формата есть и другие практические применения.
Например, в MMORPG вроде World of Warcraft можно завалить дополнительное пространство по бокам всевозможными аддонами и окнами меню. В других играх на их месте можно вывести оверлей Discord или подобных программ.
На ультрашироком рабочем столе, что логично, помещается гораздо больше ярлыков и более эпичные обои. Главное, что я наконец смог поставить на фон Ультраширокого Геральта – этот мем поднимал мне настроение перед началом каждого рабочего дня.
Веб-серфинг на 21:9 непривычный: многие сайты просто центрируют контент, оставляя гигантские пустые пространства по бокам. Поэтому логичнее держать браузер в оконном режиме, а свободное место занимать, например, мессенджерами или проводником – если хочется многозадачности.
Производителем заявлены поддержка широкого цветового спектра и 98% охват цветовой гаммы DCI-P3 – для игр это полезно, картинка не выглядит блеклой или искаженной. Другое дело, что, например, специально для обработки фотографий или рисования покупать такой монитор я бы не стал, но вот монтировать видео или аудио на нем было бы удобно – больше пространства для размещения дорожек и рабочих инструментов.
Последнее применение по порядку, но не по важности – просмотр кино. Большинство картин и некоторые современные сериалы снимаются в ультрашироком формате, из-за чего на 16:9 мониторах они выводятся с черными полосами сверху и снизу. На LG 34GN850-B они занимают всю площадь экрана – выглядит необычно и, пожалуй, круто. Учитывая большую диагональ модели, получилась полноценная замена телевизора.
Единственное забавное исключение из правила – «Лига справедливости Зака Снайдера». Наверное, постановщик подразумевал несколько иной опыт просмотра, но это не точно.
Что еще нужно знать об LG 34GN850-B
У этой модели полно фишек и особенностей, как ситуативных, так и полезных в целом:
- В настройках доступно несколько готовых профилей с пресетами для обычных игр, чтения, FPS, RTS, автоматического преобразования SDR в HDR. Каждый параметр, разумеется, можно корректировать вручную.
- Монитор позволяет включить один из нескольких прицелов Crosshair, который будет отображаться в центре экрана поверх изображения. Крайне полезно для пушек, которые заставляют целиться «на глаз».
- Для слишком темных игр можно включить стабилизатор черного, который делает изображение светлее и разборчивее.
- Сборка-разборка не требует отвертки: подставка присоединяется к дисплею одним щелчком.
- При желании LG 34GN850-B можно повесить на стену с помощью крепления VESA (100×100 мм).
- Рамки дисплея действительно очень тонкие.
- Монитор имеет антибликовое покрытие, его легко протирать.
- В комплекте идут все необходимые провода: HDMI, Display Port, USB. Длина каждого – 1,5 м.
- Все управление осуществляется манипулятором снизу по центру, под лого LG.
- Поддерживается Dynamic Action Sync – технология минимизации задержки ввода, что будет особенно полезно в шутерах.
- Угол обзора составляет 178°.
- Для этой модели LG предоставляет гарантию на 24 месяца.
***
LG 34GN850-B оказался намного более практичным игровым монитором, чем я ожидал: с ним есть смысл играть даже на консолях, совершенно не адаптированных для Ultrawide-формата. Для компьютеров такой сетап удобнее, чем два монитора: в два раза меньше проводов, пространство экрана не разделяется черными рамками. Можно играть с усиленным погружением или распределить рабочие окна так, чтобы всегда иметь доступ ко всей нужной информации сразу – реальных плюсов много. После основательного знакомства с форматом 21:9 возвращаться к 16:9 мне уже толком не хочется – придется только потому, что этот монитор мне дали не навсегда.
А по поводу ультрашироких... Так себе затея вообще-то. Я лично поигрался с таким и продал. Играть не удобно, слишком туда-сюда глаза бегают, а статичными делами заниматься вообще зашквар полный - эксельки-документы "искривляются", а те же сайты либо узкой полоской посередине (привет, спорц!), либо прижаты той же узкой влево, либо растянуты адски по всей ширине ;)
16:9 в нынешние времена самый лучший формат. разрешение 4к поприятнее, чем фулхд, но зависит, конечно, от размера экрана (я лично уже давно сижу на 27")
Ну и ценник конечно ;) За такие бабосы можно два хороших огромных моника купить.
Пользуюсь бюджетным вариантом 21:9 монитором от той же ЛыЖи с полгода, полет нормальный, теперь можно вынести все нужные менюшки и панельки в редакторах, на 16:9 правда после такого опыта ощущаешь себя тесновато. Касаемо игр, сингл игры от крупных издателей все уже лет как 5 поддерживают подобный формат. Ребилды старых игр в половине случаев также работают.
Касаемо ценника, в зависимости от производителя, разрешения и диагонали он разнится. Цена на 29 дюймовые модели начинается от 17к. Пользоваться или нет уже выбор каждого.
Ну а касаемо данной модели - оверпрайс и маркетинг, есть модели и лучше, и дешевле, однако хоронить все мониторы подобного типа посмотрев на один в статье - бред.
Как раз разработка и дизайн ;)
Я что-то не вижу сотрудников, которым бы на подобном понравилось работать, он тут (мой старый) по рукам ходил. Куда удобнее взять два 27" обычных и поставить рядом.
У нас есть несколько ультрашироких, но так получилось, что сотрудники опытные и старенькие (у которых выбор есть) ими не пользуются
Вообще, я немного неправильно выразился в первом посте, возможно, не до конца мысль донёс. Я против изогнутых ультрашироких мониторов. И не против ультрашироких плоских.
Короче, думаю, теперь понятно. Я за 16:9 27", желательно 4К. Не будет хватать кому-то ширины (мне), подключаем второй. Красота. Рабочее пространство 32:9 ;)