Call of Cthulhu – не отстой. Просто это хоррор не для всех
Уже в самом начале, в кабинете частного детектива Эдварда Пирса, Call of Cthulhu ставит игрока перед сложным выбором: выпить или не выпить стакан вискаря. Приличные люди не отказываются – лично мой Пирсон за воротник закинул. В верхнем левом углу экрана загорелось «Это решение повлияет на вашу судьбу». Тут я и попался – игру захотелось пройти просто чтобы узнать, как же стакан бухла повлияет на судьбу главного героя.
О чем игра?
Call of Cthulhu навеяна произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта: древние божества, культисты, Некрономикон – на местах. Играем за частного детектива Эдварда Пирса. У него посттравматический синдром после Первой мировой, в следствие чего – алкоголизм и бессонница. Местная шишка подкидывает ему странное дело: разобраться, была ли сумасшедшей его дочь-художница, погибшая в пожаре вместе с мужем и сыном. Герой отправляется в рыбацкий городок Блэкуотер.
Разработчики из Cyanide Studios называют игру детективной РПГ. В общем, так и есть: герой расследует дело, получает опыт и прокачивает таланты вроде психологии и поиска предметов. Навыки оккультизма и медицины растут, когда герой находит нужные учебники или предметы.
У Пирса также есть шкала рассудка, на которой отмечается каждое травмирующее событие. Чем больше ужасов увидит Пирс, тем больше полетит кукухой.
Как играется?
О том, что Call of Cthulhu – хоррор, вспоминаешь сразу. Сначала игра пугает графикой – даже для инди в 2018-м это просто кошмар. Затем – кривыми механиками. В Call of Cthulhu точно самый смешной стелс и стрельба, что вы идели. На стелс-уровнях спалиться нереально – противники видят на метра полтора вперед. Пострелять дадут только в конце: пушка палит куда-то в бок, но противники все равно корчатся и падают.
Но стрельба и стелс здесь не самостоятельны, а лишь работают на атмосферу: прячемся, когда по сюжету беспомощны, стреляем, когда наступил полный хаос. В Call of Cthulhu придется в основном решать головоломки, искать предметы, разговаривать с местными и восстанавливать ход событий на местах преступлений.
Головоломки – предельно простые, но интересные: то нужно подобрать код от сейфа по записям чокнутого продавца книг, то придумать, как выбить стену огромным бидоном. Искать всякую оккультную ересь тоже забавно: погружаешься в лор из записок сумасшедших аборигенов, разглядываешь уродливые модельки статуэток.
Диалоги устроены по типу колеса из Mass Effect. С развитием навыков появляются новые варианты. Ближе к концу игры, когда герой достаточно тронется, среди них будут непонятные письмена – жмешь, и Пирс несет пафосную оккультную ересь.
Расследования похожи на Detroit: Become Human курильщика: тычешь по предметам на месте преступления, восстанавливаешь ход событий – появляются размытые силуэты участников. Совсем просто, но интересно.
Но в основе Call of Cthulhu – симулятор ходьбы в духе Layers of Fear. К нему просто прикрутили забавные, но необязательные механики: жать на кнопки почаще – весело, но ощущения челленджа при этом не возникает. Если дверь не получится взломать умением, рядом всегда лежит ключ. Если в диалоге не сработал один из вариантов, глобально ничего не поменяется.
Call of Cthulhu – отстой?
Нет. С одной стороны, 64 балла игры на Metacritic закономерны: графон – жуткий, механики – смешные. Если разбирать Call of Cthulhu на составляющие, ей больше и не дашь. Но сухие оценки критиков не отражают кайфа от игры.
Еще один важный элемент геймплея – беготня от этого товарища
При всей кривизне в Call of Cthulhu дико интересно играть. За время прохождения она ни разу не просела и каждый раз подкидывала что-то новое. На разных этапах Call of Cthulhu превращается в лучшие хорроры последних лет: местами играется как Outlast, местами – как Layers of Fear, иногда вспоминаешь даже Alien: Isolation и The Evil Within. Но это не подражание – все в собственном стиле. Есть куски, которые стопроцентно запомнятся надолго: лазать по больнице с гаснущей лампой и монстром на хвосте, пока порталы бросают тебя в рандомные места – совершенно новый опыт.
После каждой главы до жути интересно, что будет дальше, а ближе к концу Call of Cthulhu разгоняется так, что дышать нечем – просто летишь в пучину безумия вслед за героем. Вместе с атмосферой главная фишка игры – идеальный темп.
Так для кого игра?
Для любителей атмосферных хорроров вроде Layers of Fear, Observer, Amnesia. Фанатам Говарда Филлипса – брать однозначно. В принципе, игра устроена в духе лучших его произведений: герой шарахается по округе, ковыряется в книгах и общается с душными людьми, а в конце всем приходит тотальный Ктулху.
Не знаю, насколько на печальную кончину моего героя повлияли три стакана вискаря, которые я выпил за всю игру, но в следующий раз попробую сыграть без бухла – минимум еще одна концовка в Call of Cthulhu есть. Как и желание ее перепройти.
PS4 копия игры предоставлена «Софтклаб».