FIFA Ultimate Team – это Panini нашего времени. Карточки приносят EA миллиарды, а политики пытаются их запретить

Идея появилась еще в 2007 году.

Сейчас FIFA ассоциируется с Ultimate Team – главным режимом, который привлекает миллионы игроков и приносит разработчикам миллиардную прибыль. Но все могло быть совсем иначе – первые версии FUT не забирали внимания геймеров. Sports.ru вспоминает историю режима и отвечает на самые важные вопросы:

• Кто его придумал;

• как много денег он приносит издателю;

• какой скандал спровоцировали паки из Ultimate Team;

• почему он настолько популярен.

Впервые режим появился в игре про Лигу чемпионов

В середине нулевых EA Sports владела правами на чемпионаты мира и Европы, а также Лигу чемпионов – правда, тогда издатель предпочитал выпускать по ним отдельные игры, а не добавлять в FIFA. Возможно, дело в деньгах: игра стоила те же 60 долларов, но разрабатывать ее было гораздо проще – на движок текущей версии симулятора просто ставили обновленное меню, составы и графику нужного турнира.

Обзор FIFA 20: ужасные бороды, нелепая карьера, но чудесная Volta

Получение лицензий на клубы и сборные EA тогда не особо заботило – в Euro 2012 без них остались Украина, Уэльс, Словакия и еще 21 страна, а в UEFA Champions League-2006/07 Россию в ЛЧ представляли клубы Moscow S («Спартак») и Moscow C (ЦСКА). С составами тоже был бардак: за красно-белых играли вратарь Квятковски, защитник Йирасек, а в полузащите бегали Бетховен и Ковачевич.

Но именно в Champions League-2006/07 впервые добавили режим Ultimate Team – правда, только в версию для Xbox 360. «Идея заключалась в том, чтобы придумать режим, который был бы интересен игрокам в течение всего сезона, дать уникальный игровой опыт, – вспоминает продюсер серии Мэтью Прайор. – Тогда я придумал концепцию режима. Обмен игроками с друзьями, волнение перед открытием пака. Разочарование после того, как вам выпал не тот игрок, или радость от получения кого-то крутого».

FUT был дополнением к основной версии FIFA

Масштабно Ultimate Team показали уже в FIFA 09 – режим вышел в марте 2009-го в качестве платного дополнения (стоил чуть больше 9 долларов).

Уже тогда Ultimate Team мало чем отличался от современной версии: игроки открывали паки с карточками (тогда они больше напоминали стикеры из альбомов Panini), собирали составы и играли между собой в онлайне. Рынок трансферов, карточки стадионов, форм и химия состава – все это было в первой версии.

Даже при том, что самой FIFA 09 было уже полгода и все ждали анонс новой версии, дополнение купило более миллиона человек. «Никто не думал, что режим будет расти так быстро. Помню, как серверы обрушились в первый день после запуска Ultiimate Team – так много людей вошли в игру. Это уже было показателем, что мы на верном пути. Мы всегда знали, что у режима огромный потенциал – он объединяет любовь к футболу и любовь к игре», – вспоминал Прайор.

Через год FUT снова выпустили как DLC к основной игре (в этот раз – за 5 долларов). Тогда же появились первые информ-карточки футболистов с усиленными характеристиками. Создали и мобильное приложение Ultimate Team, чтобы проводить трансферы и открывать паки без доступа к игре.

Со следующей версии режим начал стремительно расти – в 11-й версии DLC стало бесплатным, а уже в FIFA 12 разработчики сделали Ultimate Team полноценной частью симулятора.

🎮⚽️Разыгрываем FIFA 20 для PlayStation в инстаграме

В первых версиях было много странных карточек

Cейчас Ultimate Team ориентирована на получение максимальной прибыли, но раньше разработчики позволяли себе подурачиться.

В ранних версиях режима ЕА иногда выпускала специальные карточки для полевых игроков, оказавшихся в воротах. Например, в 2012 году Фелипе Мело отбил пенальти в матче «Галатасарая».

В честь этого ЕА наградила его специальной бронзовой карточкой – на ней Фелипе стал вратарем.

За год до этого нападающий «Крузейро» Уоллисон забил шикарный гол с 48 метров – в FUT добавили его особую карточку с рейтингом 48. При этом рейтинг основной карточки бразильца – 68.

В FIFA 10 появилась худшая карточка в истории симулятора с играющим тренером «Сканторп Юнайтед» Ян Бараклафом. Однажды он от злости пнул мяч со скамейки запасных с такой силой, что тот прилетел прямо в девятку ворот соперника. В честь этого ЕА выпустила карточку Яна с ударом 88 – правда, остальные скиллы равнялись 11.

The Last of Us – великая игра. Ожидания от сиквела – невыполнимые

Ultimate Team приносит EA миллиарды

Создатели Ultimate Team указывают, что успех режима во многом связан с Эндрю Уилсоном – в то время он был исполнительным продюсером EA Sports. Первые версии режима не приносили издателю прибыли, но Уилсон упорно лоббировал дальнейшую доработку FUT.

Босс EA Sports оказался прав: за первые пять лет число пользователей Ultimate Team выросло с 1 млн до 21 млн. В 2019 году Electronic Arts заработала 4,95 млрд долларов, где 28% (почти 1,4 млрд долларов) – доходы от FUT. Для сравнения, в 2017 году режим приносил 16% дохода, при этом основная версия FIFA принесла издателю только 14% выручки. 

EA зарабатывает с помощью паков – наборов с карточками футболистов, которые можно купить как за внутриигровую валюту, так и за реальные деньги. Те, кто хотят усилить свой состав, часто выбирают второй вариант – он быстрее и проще. 

В большинстве игр похожую систему называют лутбоксами: используя предмет, вы получаете случайную вещь: они могут быть как чисто декоративными, лишь меняющими внешний вид игрового персонажа, так и влияющими на игровой процесс – например, редкими доспехами или оружием (или карточкой футболиста). 

Эндрю Уилсон

«Мы сделали эту концепцию уникальной. Вы не просто играли за «Юнайтед», у вас была возможность создать собственную команду – что-то уникальное лично для вас, – объясняет успех режима Прайор. В Лиге чемпионов играло меньше людей. Режим был похож на хороший инди-фильм – немногие его увидели, но тем, кто посмотрел, понравилось. FIFA сделала из этого блокбастер».

А финансовый директор Блейк Йоргенсен делился популярностью режима: в Ultimate Team играют 70-75% геймеров, купивших FIFA. 35% покупают валюту и паки за реальные деньги.

Творческий директор FIFA Адам Шаих отмечал, что FUT сыграл ключевую роль в превращении проектов EA Sports в игры-сервисы с микроплатежами – сейчас аналогичные Ultimate Team режимы есть в Madden NFL, NBA Live и NHL.

Интересно, что в 2014 году Эндрю Уилсон стал главой EA – предыдущего босса Джона Ричителло уволили после плохих финансовых результатов.

EA добавила лутбоксы даже в «Звездные Войны» – и фаны не выдержали

Осенью 2017 года проходил бета-тест шутера Star Wars: Battlefront II. За дополнительную плату можно было купить лутбоксы, из которых выпадали случайные улучшения для персонажей и новое оружие. Чтобы получить их бесплатно, геймер должен был играть несколько десятков часов. Представляете реакцию игроков?

На тот момент микротранзакции применялись во множестве других игр (Call of Duty, Counter-Strike: Global Offensive, Destiny 2, Дота, Fortnite, Hearthstone, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Overwatch, Rocket League и другие), но чаще всего они не давали значительного превосходства или совсем не влияли на геймплей.

Геймеры занижали рейтинг игре и призывали отказаться от покупки продуктов EA. Издатель отступил – разработчики вырезали систему лутбоксов перед релизом Battlefront. Продажи шутера все равно провалились, а акции компании упали на 3,1 млрд долларов.

Паки хотели запретить – получилось только у Бельгии

Скандал вокруг Battlefront освещали медиа и обсуждали политики – например, в Америке сенаторы призвали Федеральную торговую комиссию США исследовать систему лутбоксов, а в Европе и Австралии прошли открытые слушания по этому вопросу.

Но если геймеры в основном были против того, что студии заставляют игроков платить за часть контента, то политиков больше интересовала связь лутбоксов и азартных игр. Награды в лутбоксах случайны и каждую покупку можно расценивать как ставку; лутбоксы подсаживают на себя томительными паузами, вспышками света, музыкой и другими эффектами. И, ко всему прочему, большая часть их аудитории – несовершеннолетние.

Видеоигры полезны. Шутеры восстанавливают зрение, а Тетрис борется с посттравматическим синдромом

Почти все попытки законодательно запретить лутбоксы провалились. В Новой Зеландии и Швеции посчитали, что влияние лутбоксов на психику не изучено досконально, в Дании и Великобритании политики ограничились призывом родителей к осторожности.

«Мы не называем эту механику лутбоксами. Для нас это способ сделать сюрприз.

Если вы, например, пойдете в магазин игрушек, то обнаружите много игрушек с сюрпризами. Людям нравятся сюрпризы. Поэтому так популярны шоколадные яйца «Киндер» […] Мы же внедряем эту механику в видеоигры — самым ярким примером будет, конечно, FIFA — и это вполне этично и весело, люди этим наслаждаются», – заявила вице-президент Electronic Arts Кэрри Хопкинс в ходе парламентских слушаний в Великобритании.

В 2017 году правительство Китая обязало игровые компании публиковать информацию о шансах выпадения конкретного лута в платных лутбоксах. Издатели элегантно обошли запрет: за деньги теперь можно было купить только внутриигровую валюту, а лутбоксы игроки получали бесплатно в качестве подарка. Но позднее запрет ужесточили, заставив разработчиков в любом случае указывать шансы, а позже добавились новые ограничения: за день игроки могут открывать не более 50 лутбоксов, шанс на выпадение ценной вещи увеличивается с каждой покупкой.

Louis Vuitton сделает кейс для кубка мира в Лиге легенд. Бренд уже давно в спорте, а футболисты его обожают

Страны, где были приняты самые жесткие меры по ограничению лутбоксов, – Бельгия и Нидерланды. Бельгийская комиссия по азартным играм потребовала исключить лутбоксы из продаваемых на территории стран игр, и указу подчинились все игровые компании.

EA пыталась оспорить решение комиссии. «Многие страны и многие регуляторы проверяли эти механики и постановили, что в них нет ничего плохого, как нет ничего плохого в коллекционировании бейсбольных карточек», – утверждал Эндрю Уилсон. Не помогло – из-за отказа убирать лутбоксы прокуратора Брюсселя начала уголовное расследование деятельности ЕА, и издатель отступил.

Почему люди играют в FUT?

Разработчики объясняли это еще на пятилетие режима: «Мы дали пользователю уникальный игровой опыт. Он не просто играл за «Манчестер Юнайтед», он мог сделать собственную команду – уникальную и близкую по духу лично для него». Это действительно так: если в случае с наклейками Panini вы могли лишь похвастаться ими во дворе, то здесь собираете уникальный состав и играете за него против реальных людей.

«Мы взяли за основу фэнтези футбол, но сделали небольшое улучшение, причем у вас никогда нет предела. Собрав 11 игроков, вы не остановитесь на этом и не будете играть ими постоянно. Вы будете пробовать новые сочетания и порой строить весь состав вокруг одного футболиста».

Режим MyClub, который есть в Pro Evolution Soccer, вышел позднее FUT и не так разнообразен и удобен функционально – полноценный трансферный рынок и сборки составов появились там только год назад. Пока Konami делала упор на работу с геймплеем, EA активно развивала онлайн, добавляя еженедельные миссии, карточки легендарных игроков и нестандартные режимы. Результат очевиден: за год в FIFA сыграло более 45 млн человек, в PES – чуть больше 3 млн.

Дополнительный фактор успеха Ultimate Team – обширная реклама. Речь не о роликах со звездами (PES тоже делает качественное промо) – EA продвигает игру и режим FUT через соцсети клубов и футболистов. Игроки получают эксклюзивные кейсы с игрой и особой карточкой Ultimate Team, Габриэл Жезус и Фернандиньо угадывают рейтинги футболистов «Сити», а Александер-Арнолд отмечает гол празднованием из FIFA.

Александер-Арнолд забил «Челси» и показал птичку – это празднование из FIFA 20

Ultimate Team – чуть ли не главный способ ранжирования футболистов. Многие ругают рейтинг FIFA, но на него ориентируется весь мир: блогеры и СМИ выпускают различные топы, а сами футболисты записывают видео с опровержением своих скиллов (раз, два, три) и обещают обязательно стать лучше к следующей версии. Не так много людей способны следить за 5-10 чемпионатами или изучать кучу характеристик в Football Manager. Зато в FIFA играют почти все. И для них карточки в Ultimate Team – главная система оценки футболистов. 

* * *

В FIFA 20 появилась 11-я версия режима Ultimate Team. Его создатель стал главой EA, а компании FUT приносит четверть годовой выручки. Неплохо для режима, в который изначально никто не верил?

Топ-10 защитников FIFA 20. Марсело вылетел из десятки, но все равно крут, лучший – ван Дейк

Лучшие вратари в FIFA 20: Эдерсон играет ногами круче Нойера, а Буффон выпал из топ-10

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Геймдев и мир
+22
23 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
покупаешь игру за фул прайс - потом еще плати за долбанные карточки, не , ни разу не разводка
раньше такого небыло в индустрии
+16
0
+16
Только есть одна проблема, из-за таких вот потребителей такого, мягко скажем, простоватого контента, развитие футсимов, как симулятора игры с мячом, а не лудбоксов и режимов с ними, вообще рискует встрять, что крайне печально, что из футсима сделали вот это и оказывается, что это вполне канает для многих.
+14
0
+14
Боксы нормальная тема для взрослых людей.Я вот хочу играть по фану с нормальным составом, а не гриндить эти копейки как школьник 24 часа в сутки, на это нет ни время ни желания, проще закинуть 4-5к в месяц и спокойно играть.

Это же просто хобби, а любое хобби стоит денег.Кто-то танки в ВОТ покупает, кто-то снаряжение для охоты и рыбалки, кто-то семена и стройматериалы для дачи.
+6
0
+6
Ответ Тарас
фифа, которая выходит каждый год, при этом стоит дороже чем проекты, которые готовят несколько лет: Death stranding, Cyberpunk 2077, The last of us 2 и т. д.
ну так там и наиграешь ты максимум 20-30 часов (в первой части ласт оф ас сюжетка часов 12 занимает), а люди, покупающие фифу, явно знают, для чего они её приобретают и не одню сотню часов там проведут
по соотношению цена/времяпрепровождение любой штампованный спортсим далеко позади все эти ААА-проекты оставляет
+6
0
+6
ut это даже лучший сим биржи чем футбола, интересный рынок и очень волатильный, играть времени почти нет, а в веб приложение постоянно захожу и торгую
+2
0
+2
Только карточки Панини будут иметь какую-либо ценность через много лет, а состав ультимейт тим превращается в тыкву ровно через один год, до выхода новой игры.
+1
0
+1
Ушёл оттуда когда у соперников массово появлялись составы с футболистами, рейтингом в 115-120
+1
0
+1
фифа, которая выходит каждый год, при этом стоит дороже чем проекты, которые готовят несколько лет: Death stranding, Cyberpunk 2077, The last of us 2 и т. д.
+1
0
+1
Для меня это не основной режим игры. Не перевариваю UT.
+1
0
+1
Они с каждым годом делают игру хуже, а зарабатывают все больше и больше. Как так??
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости