Реклама 18+
CS 2Dota2
Коэффициенты предоставлены
Global Esports Tour Rio de Janeiro 2024. 16:50. Завершен
Metizport
12
FURIA Esports
Global Esports Tour Rio de Janeiro 2024. 19:45. Завершен
OG
21
Monte
Global Esports Tour Rio de Janeiro 2024. 03:30. Не начался
OG
9z Team
European Pro League Season 17. 15:45. Завершен
NAVI Junior
21
Mouz
European Pro League Season 17. 18:48. Завершен
L1ga Team
12
Yellow Submarine
European Pro League Season 17. 12:00. Не начался
Team Wkwkwk
L1ga Team

Обзор Football Manager 22: изменений не больше, чем в FIFA. Игра эволюционирует, но не всегда как надо

Те же грабли?

Так повелось, что Football Manager считается гиковской игрой – только для тех, кто обожает футбол и очень глубоко в нем разбирается. В самом деле: ну кому интересно ковыряться в непонятных табличках, разбираться в куче характеристик игроков, читать какие-то постоянные аналитические отчеты, нанимать персонал? Игра сложная, нудная, однообразная, и новичку в ней разобраться вот вообще не просто.

При этом Football Manager 21 занимает 27-е место по онлайну в Steam спустя год после релиза? Ежедневно игру в среднем открывают 31 тысяча человек. Это в 2 раза больше, чем Red Dead Redemption 2. В 3 раза чаще, чем Cyberpunk 2077. Игра, которая напичкана непонятными табличками и в 99% случаев играется не онлайн, а против компьютера. Удивлены?

Знаете, на каком месте Football Manager 22, которая за две недели до релиза доступна в бета-версии? На 25-м.

Новинок минимум. Но а когда было иначе?

Football Manager не сильно отличается от FIFA (к сожалению). Каждый год в играх серии происходят только минимальные изменения. Пробежимся по ним коротко:

xG и другие примочки для анализа игр. Если ваша команда уступила 0:3, не спешите критиковать футболистов: возможно, в матче вам слишком сильно не везло. Модель xG отобразит более адекватную картину происходящего. Появилась и карта передач, тепловая карта и другие методы для анализа игр. Есть ли в них смысл? Ну… они здесь скорее для красоты.

Необходимость – 5 из 10.

Переработанный Deadline Day. Странно, что это появилось только сейчас, хотя в Карьере FIFA и Мастер-лиге от PES эта «фишка» есть давно. В последний день трансферного окна вам предлагают принять участие в движухе. Теперь это не пустое общение с прессой: агенты предлагают вам своих клиентов, другие клубы чаще вступают в переговоры и шлют трансферные предложения. Оформление последнего дня теперь другое.

Необходимость – 8 из 10.

Переработанная коммуникация с персоналом и агентами. Появились более развернутые отчеты по развитию ваших футболистов, а также встречи с советом директоров, который оценивает вашу работу с помощью системы английских оценок (от A до D). По мне так совсем лишнее: всю нужную инфу вы и так узнаете, если захотите. Навязывать ее не нужно.

Необходимость – 2 из 10.

Система скаутинга усложнилась. Здесь придется пройтись подробно – это главное изменение в игре. Еще 5-6 версий назад изучить любого игрока было совсем просто: отправляете скаута изучить его, и через пару дней у вас готовая картина. Сразу было видно, насколько он хорош сейчас и имеет ли необходимый талант.

Потом оценки стали более расплывчатыми: скауты уже не могли слишком точно оценить игрока за 1 отчет, потенциал стал «плавающим» (игрок раскроется на 5 звезд, но это неточно). В списке отображались не все футболисты в мире – а только те, кого покрывает ваша скаутская сеть. Чтобы она стала шире, приходилось жертвовать трансферным бюджетом. Теперь анализ каждого игрока стоит денег. Приглашение на просмотр не решит проблему: даже вашим тренерам потребуется пара матчей, чтобы адекватно оценить новичка.

За все эти изменения мне хочется крепко похвалить разработчиков. Но в этой FM они пошли куда-то не туда. Во-первых, теперь каждый изучаемый игрок может изучаться или одну неделю, или полностью. Но оба эти анализа окажутся слишком неточными. Я вообще не нашел между ними разницы.

Во-вторых, у каждого потенциального новичка теперь есть оценка (от А до D) – классная фишка, но выставляется она криво. Вот пример: вратарь-легионер (лимит в РПЛ никуда не делся), который вряд ли будет основным, оценен на А. Почему? Потому что он стоит немного. Но в моем клубе сейчас есть 300 миллионов. В то же время реально классный кипер, потенциал которого 4,5 звезды, оценен на С просто потому, что его ценник в 30 миллионов скауты считают большим.

В-третьих, скауты теперь чаще ошибаются. Например, они могут нарисовать игроку потенциал в 3 звезды, но когда он заиграет на полную мощь, тренеры станут оценивать его уже на 4.

Необходимость – 10 из 10. А вот реализация подкачала.

Новая графика и дизайн. Надо, чтобы игра хоть немного отличалась от предыдущей. Так что теперь в меню появится розовый цвет, движок матча станет «еще более реалистичным» и так далее. Делается для галочки, вообще не нужно. Все равно вы поставите моды.

Необходимость – 1 из 10.

А теперь много гиковского нытья: игра стала слишком казуальной, в ней нет никакого челленджа

Что, если вам скажут, что Карлос Тевес зимой окажется в «Роторе»? Скорее всего, вы крепко почешете затылок и издадите затяжное «чеееееее?»

В Football Manager это не проблема. Те, кто хоть чуть-чуть знают Тевеса и его карьеру, понимают, что он никогда не поедет в Россию. Тем более в ФНЛ. Тем более на зарплату в 3,5к в неделю.

В FM я начал играть с 08 версии, хотя футменеджеры открыл для себя с Total Club Manager 2005 от ЕА (и сейчас бы в нее с удовольствием пошпилил). Это действительно была серия для гиков. Самое главное, что она реально была сложной: вы могли провести шикарную трансферную кампанию, но новички не приживались. Могли вывести команду в высший дивизион – и тут же с треском из него вылететь. Ковыряние в тактике могло помочь победить «МЮ», а могло привести к крупному сливу от «Болтона».

Узнали в Football Manager, каким был бы мир, где Суперлига не развалилась. «Реал» – суперчемпион, «Барса» провалилась, «Лестер» вырвал титул в Англии

В FM 19 серию ужасно упростили. Подписывать игроков стало легко, а матчи даже против фаворитов, особенно в первые сезоны, выигрываются слишком часто. Если вы добились повышения в классе, то будьте спокойны: как минимум в середине таблицы нового дивизиона вы окажетесь. Весь виртуальный мир крутится вокруг вас, создавая мнимые сложности. Но в итоге вы все равно окажетесь на вершине – вопрос лишь в том, за сколько сезонов. Только хэппи энд!

Многие глитчи так и не поправили. Вы по-прежнему можете «нафармить» много денег, подписывая бесплатно игроков с трансферного рынка (делаете предложение в 0 долларов и в Х миллионов за 10 сыгранных матчей). Вы можете обходить лимит на легионеров, уходя в отпуск в последний день трансферного окна: ИИ сам сформирует заявку, внеся хоть 20 иностранцев. Но я даже не хочу критиковать за это.

Для меня главная проблема – сложность. Если вы знаете базовые принципы и играете не первый год, то будете разрывать игру. Никакого челленджа. У меня лишь одна просьба к разработчикам. Сделайте уровни сложности. Хотя бы два. Я понимаю смысл упрощения. Но не забывайте про «задротов», которые потратили на серию не одну тысячу часов.

Ну, хотя бы за Премию Бышовца спасибо!

Что в итоге?

Все как всегда: слегка улучшенная предыдущая версия с дополнениями, которые делают игру более развернутой. Football Manager движется вперед, в отличие от FIFA (эти ходят по кругу) и PES (сбило самосвалом), но делает это так медленно и неуверенно. Отсутствие конкуренции сказывается: необходимо сделать продукт, который чуть интереснее предыдущего, но слишком заморачиваться тоже смысла нет.

Стоят ли эти дополнения 2500 рублей? Ну, EA дерет еще больше. Я рад, что усложняют систему поиска и анализа игроков – ведь это самая главная и интересная фишка Football Manager. То, ради чего мы мотаем бесконечные однообразные сезоны: взять молодого пацана, раскрыть его талант и вывести с ним любимый клуб в список лучших в мире.

Мы дали «Ньюкаслу» миллиарды раньше шейхов. Не помогло: без АПЛ и ЛЧ даже с Аллегри

Анонсировали новый футбольный симулятор UFL. А какие еще есть игры про футбол?

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
FIFA, PES и Football Manager
+18

Опрос

голосов
32 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Непонятно, это обзор чего вообще? Большая часть статьи - описание фишек, которые появились еще несколько частей назад. Автор когда последний раз FM запускал, в 2018-м?
+9
0
+9
Я не знаю, каким таким задротом себя позиционирует автор, но тепловая карта есть уже и в ФМ20.

А изменения? Ну какие, блин, могут быть изменения у игры, которая строго привязана к реальной игре (а игра из реального мира особо не эволюционирует)? ВАР ввели? Ввели. Офсайдные линии чертят? Чертят. А что еще добавить? Акул верхом на динозаврах?

При этом посыл двойственный. Изменения нужны, но Тевес в Роторе - ненене вычо низзя. А что предлагает автор, прописать в коде "Тевес в Ротор - никада"? А зачем тогда играть, если кому-то хочется Тевеса в Роторе?
+7
0
+7
Ответ Оргрим
Я не знаю, каким таким задротом себя позиционирует автор, но тепловая карта есть уже и в ФМ20. А изменения? Ну какие, блин, могут быть изменения у игры, которая строго привязана к реальной игре (а игра из реального мира особо не эволюционирует)? ВАР ввели? Ввели. Офсайдные линии чертят? Чертят. А что еще добавить? Акул верхом на динозаврах? При этом посыл двойственный. Изменения нужны, но Тевес в Роторе - ненене вычо низзя. А что предлагает автор, прописать в коде "Тевес в Ротор - никада"? А зачем тогда играть, если кому-то хочется Тевеса в Роторе?
Вот игре и нужно эволюционировать в сторону реального мира. В ФМ сильно устаревший тактический движок, который не учитывает разнообразие схем и гибкость их применения ИРЛ. Тут идиотские решения трансферного ИИ, который и с 1 млрд денег умудряется покупать днарей и сидеть в заднице, поскольку все переходы завязаны на репутации. Тут мало динамичный футбольный мир, когда топы остаются топами, и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле. Тут графика из 2002 года. В общем, Си Геймсам есть куда расти, но без конкуренции они реально превратились в фифу
+6
0
+6
Автор, ты правда играл во все последние части?
ладно на цс люди не умеют писать рецензии, а только гуниной твиты репостить. там люди восхищаются графикой фм22 (омегалул). но вы же тут якобы гейм журы?
xG точно есть в прошлой части даже во время матча, тепловая карта, направление пасов. я пропустил 20ю, в 19 не было, да. но динамичные звезды были даже в 18 фм. открою автору истину - потенциальные способности можно посмотреть заранее и они не всегда совпадут со звездами, уважаемый знаток. потому что скауты не знают, какие именно навыки вырастут и будут ли они полезны игроку на конкретной позиции, которая его основная. точно также просмотр меньше месяца дает абсолютно преувеличенные показатели потенциала даже в 18 части. при чем звезды будут желтые (псевдостатичные), а не белые.
платить за новую табличку дидлайн дэй 2500? нет, я подожду пока сломают денуво, спасибо. никаких преимуществ от покупки официалки не получить, онлайн ни с кем не играешь. все равно потом модами допиливать все. про цвет меню еще странно, он разве не от клуба зависит?


п.с. и самое смешное - это система переговоров по стоимости. для других клубов не имеет ценности процент с будущих продаж, поэтому последние части не помню с какой (мб даже с 16) вы просто начинаете покупку с добавления этого пункта и удаления его навсегда. на стоимость покупки это не влияет. точно также если вы кого-то продаете, то можете смело добалять 50% процентов от будущей продажи - большинство клубов на это не обратят внимания и не уменьшат финансовое предложение за вашего игрока.
+3
0
+3
количество звезд зависит от того, какие навыки вы будете тренить ему (по позиции или все подряд). а так же от навыка потенциала ваших тренеров. если у них больше 15, то после первого матча игрок 19+ лет будет показан довольно корректно, максимум пол звезды белые останутся.
как я понимаю так и не пофиксили загруженность скаутов и если дать им много игроков на просмотр они их никогда не закончат. и узнать, скольких игроков смотрит один конкретный скаут, нельзя.
автор сам перечисляет кучу непофиксеных багов, живущих в серии годами, но радуется введению стоимости за скаутинг. где логика?
+2
0
+2
Подожду рецензию Александра Криволапа.
+2
0
+2
Ответ ttttttttt
Вот у меня последнее сохранение - Бавария с 2020 года по 2027 не выиграла ни одного чемпионата и скатилась на 3-5 места. Я заходил и пытался анализировать, что там компьютер натворил и так и не понял. Только в 2027 году они заняли 2 место. 4 раза Бд была чемпионом, а новым грандом стала Герта - одно чемпионство в 26 и ЛЧ в 27. То есть в игре вырос настоящий топ-клуб и это не клуб игрока. В Италии Лацио внезапно 6 сезонов подряд взял 1 место. В Испании трио как было так и есть. Короче, даже у компьютера сезон на сезон не приходится. Ах да, в 2026 году Россия проиграла в финале ЧМ. Выросло какое-то нереальное поколение регенов, которые при поддержке Головина и Дивеева стали реальной силой в мире. "и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле" - в реальном мире ЦСКА и ЗЕНИТ взяли за 4 года два еврокубка, но РПЛ не стала какой-то силой. Шахтёр в Украине участник плей-офф ЛЧ и ЛЕ последних стадий, а чемпионат деградирует каждый год.
Понимаешь, если ИРЛ словенским клубам дать очень много денег, то они смогут завлекать топ-игроков и развиться до уровня Франции-Португалии. Соббсна, это путь России в футболе до девальвации рубля. Происходит ли такое в ФМ? Нет. Там местные клубы просто не будут тратить лишние деньги, их ограничивает собственная репутация - они купили игроков с КА, соответствующим их невысокой репе, и сидят довольные.
Вроде в этой версии сделали динамичные молодежные рейтинги стран, будем посмотреть. Но остается этой древний движок матча, прямиком да, из старый версий CM, когда еще были ползунки ментальности (которые есть и сейчас, просто они скрыты за ролями и словесными обозначениями). Притом, что футбол сильно изменился, схемы разные в обороне и атаке
+1
0
+1
Единственное видимое изменение было в движке, это стало выглядеть хотя бы не так плохо. Автор тупо пропустил этот момент, видимо, это один из адептов школы кружков, что понижает весомость авторского мнения. Дедлайн дей это по большому перенос всей фигни на 1 окно, что удобно, но особо на игру не влияет
+1
0
+1
Спасибо за резюме.
xG и другие примочки для анализа игр, были и раньше. Вообще вся глубокая статистика была в дополнительных отчётах, которые были спрятаны.
Игра, во благо большего охвата аудитории, действительно становится всё проще и с меньшим количеством вызовов.
Играю в серию с 2001 года и последние 2 года, буквально уговаривал себя покупать новую игру, потому-что по обзорам было понятно, что это больше похоже на обновление базы, чем на существенные доработки. В этом году, уже точно покупать не буду. Ради введения 1 дополнительной роли защитника - оно уже того точно не стоит.
+1
0
+1
Подожду рецензию Александра Криволапа.
Александр - настоящий авторитет в мире фма
+1
0
+1
а есть ли вообще смысл выпускать такую игру каждый год? я играю такого типа игры уже лет 20 и перехожу на новую только раз в 3-4 года. команд беру много, в каждом "сейве" по 3 команды в среднем. таких сейвов тоже по три и игра играется медленно. в том числе из-за загруженности в работе и семейных обязанностей. будет смысл часто выпускать новые версии только в случае, если эти сейвы могут перескакивать на эти самые новые версии, чтоб можно было играть и в долгу с любимой командой, и пробовать что-то новое. мой рекорд - за МЮ играл больше 50 лет, сменил кучу поколений и выиграл кучу трофеев. хотел бы, чтоб этот сейв продолжался и в новых версиях
+1
0
+1
Ответ AreYouReady
Игра - топ, покупай за любые деньги. Если планируешь наиграть 100+ часов, конечно.
хз, я кроме дедлайна пока что не нашел для себя полезности и повода перелазить с 20ой (хотя и ее не покупал, спасибо Эпикам за раздачу, так бы на 19 сидел).
Ну рили, игра вообще не меняется, как фифа обложку меняет только. а, ну и ЛГБТ игроки, очень полезная фича.
0
0
0
Подожду рецензию Александра Криволапа.
Игра - топ, покупай за любые деньги. Если планируешь наиграть 100+ часов, конечно.
0
0
0
Ответ Matt Bonner
Вот игре и нужно эволюционировать в сторону реального мира. В ФМ сильно устаревший тактический движок, который не учитывает разнообразие схем и гибкость их применения ИРЛ. Тут идиотские решения трансферного ИИ, который и с 1 млрд денег умудряется покупать днарей и сидеть в заднице, поскольку все переходы завязаны на репутации. Тут мало динамичный футбольный мир, когда топы остаются топами, и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле. Тут графика из 2002 года. В общем, Си Геймсам есть куда расти, но без конкуренции они реально превратились в фифу
да, люди торопятся просто каждый год выпускать новую игру и по-этому у них эволюции нет. еслиб они выпускали раз в 3-4 года, то и на эволюцию (а то и революцию) было бы сильно больше времени. а так - погоня за продажами
0
0
0
Ответ ttttttttt
КТо говорит, что игра лёгкая - пфффффф. Идёте в клуб - любой. От 5 дивизиона до Барселоны. И играете тренером как в реальной жизни. То есть ВСЕ Трансферы и аренды за вас делает компьютер. Круто?! Так вот это настоящий хардкор. Отыграть в игре Федуна - что может быть круче? Или возьмите Атлетик Бильбао - посмотрю я как вы Лигу Чемпионов выиграете. В игре челленжей еще на сто лет вперед припасено. А покупать Тевеса в Ротор много ума не надо. И да, почему Тевес не переедет в Ротор? Кто- то думал что Ван дер Ваарт на пике карьеры уедет в Гамбург (из-за жены), Наинголан в том году вернулся в Кальяри изза больной жены. Бентли из АПЛ в свое время в Ростов приезжал (английский сборник если что действующий). Много можно вспомнить историй. Можно придумать, что Тевес женился на россиянке и переехал к ней в родной город доигрывать и развивать бизнес с российскими партнерами.
А в чем интерес играть, оставляя трансферы на ии?
0
0
0
Ответ Matt Bonner
Вот игре и нужно эволюционировать в сторону реального мира. В ФМ сильно устаревший тактический движок, который не учитывает разнообразие схем и гибкость их применения ИРЛ. Тут идиотские решения трансферного ИИ, который и с 1 млрд денег умудряется покупать днарей и сидеть в заднице, поскольку все переходы завязаны на репутации. Тут мало динамичный футбольный мир, когда топы остаются топами, и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле. Тут графика из 2002 года. В общем, Си Геймсам есть куда расти, но без конкуренции они реально превратились в фифу
По поводу Словении, они попытались это исправить, добавив динамический потенциал наций. Не знаю правда насколько велик будет эффект
0
0
0
Ответ Matt Bonner
Вот игре и нужно эволюционировать в сторону реального мира. В ФМ сильно устаревший тактический движок, который не учитывает разнообразие схем и гибкость их применения ИРЛ. Тут идиотские решения трансферного ИИ, который и с 1 млрд денег умудряется покупать днарей и сидеть в заднице, поскольку все переходы завязаны на репутации. Тут мало динамичный футбольный мир, когда топы остаются топами, и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле. Тут графика из 2002 года. В общем, Си Геймсам есть куда расти, но без конкуренции они реально превратились в фифу
Вот у меня последнее сохранение - Бавария с 2020 года по 2027 не выиграла ни одного чемпионата и скатилась на 3-5 места. Я заходил и пытался анализировать, что там компьютер натворил и так и не понял. Только в 2027 году они заняли 2 место. 4 раза Бд была чемпионом, а новым грандом стала Герта - одно чемпионство в 26 и ЛЧ в 27. То есть в игре вырос настоящий топ-клуб и это не клуб игрока. В Италии Лацио внезапно 6 сезонов подряд взял 1 место. В Испании трио как было так и есть. Короче, даже у компьютера сезон на сезон не приходится. Ах да, в 2026 году Россия проиграла в финале ЧМ. Выросло какое-то нереальное поколение регенов, которые при поддержке Головина и Дивеева стали реальной силой в мире.
"и даже выигрывая ЛЧ каждый год с командой из Словении и наполняя словенский чемпионат деньгами, местный футбол остается на нуле" - в реальном мире ЦСКА и ЗЕНИТ взяли за 4 года два еврокубка, но РПЛ не стала какой-то силой. Шахтёр в Украине участник плей-офф ЛЧ и ЛЕ последних стадий, а чемпионат деградирует каждый год.
0
0
0
Ответ Capitan_RAF
хз, я кроме дедлайна пока что не нашел для себя полезности и повода перелазить с 20ой (хотя и ее не покупал, спасибо Эпикам за раздачу, так бы на 19 сидел). Ну рили, игра вообще не меняется, как фифа обложку меняет только. а, ну и ЛГБТ игроки, очень полезная фича.
Когда много играешь, то за год игра серьезно надоедает, но новая часть всегда - это как будто свежий глоток воздуха. Считаю, что самое полезное изменение по сравнению с фм21 - работа VAR, судья теперь почти не бегает смотреть эпизод, а общается по радиосвязи и в 80% случаев засчитывает голы, когда в фм21 в 100% случаев он там видел пассивные офсайды, но голы отменял. Эти отмены голов меня очень бесили, теперь их нет, кайф. Согласен, что нововведений минимум, но что поделать.. Это все равно для меня не повод не покупать игру.
0
0
0
Начинал играть еще в СМ 94/95. Честно говоря, понимание, как примерно надо выстраивать игру, чтобы добиваться результата, примерно тем же остается последние лет 20-25. Начиная с СМ-3, как минимум. Ну, может Centrdavilovo чуть подрезали и появилась все же игра на флангах.
0
0
0
Ответ Оргрим
Я не знаю, каким таким задротом себя позиционирует автор, но тепловая карта есть уже и в ФМ20. А изменения? Ну какие, блин, могут быть изменения у игры, которая строго привязана к реальной игре (а игра из реального мира особо не эволюционирует)? ВАР ввели? Ввели. Офсайдные линии чертят? Чертят. А что еще добавить? Акул верхом на динозаврах? При этом посыл двойственный. Изменения нужны, но Тевес в Роторе - ненене вычо низзя. А что предлагает автор, прописать в коде "Тевес в Ротор - никада"? А зачем тогда играть, если кому-то хочется Тевеса в Роторе?
В игре миллиард бесящих кривых моментов, которые кочуют из одной версии в другую и с которыми никто не хочет разбираться. Так что нет, развивать FM очень нужно.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости