Обзор FM 2021. Football Manager стал как Фифа – играть интересно, но отличий от 2020 минимум
Трансферы, ИИ, агенты – все это надо дорабатывать.
Минимум новинок, куча дурацких диалогов и ужасный движок – таким был FM 20. Представить, что через год новинок будет еще меньше, было невозможно. Но у разработчиков получилось.
Итак, какие отличия от предыдущей версии:
- В разговоре с игроками и СМИ вы теперь можете вскидывать руки или упереть их в бока
- Цветовая гамма меню новая. Для тех, кто использует внешние скины, это вообще неважно
- 3D-матч выглядит плавнее. Нет, не по-другому, а просто плавнее.
- Экран для послематчевой оценки теперь содержит график
- У регенов новые лица
Все. Я серьезно. Достаточно этого для покупки новой игры? Дам неожиданный ответ: да.
FM21 стоит купить, потому что он стал сложнее, а трансферный рынок – логичнее
Football Manager 2019 пошел по пути максимального упрощения. Если раньше FM ценили за хардкорность, то теперь все давалось слишком легко: именитые легионеры ехали даже в ФНЛ и приживались просто за счет высокого общего уровня. Для победы было достаточно выставить тактику контрпрессинга, и вы обыгрывали даже топов. Вывести «Шинник» в РПЛ, взять чемпионство и на следующий сезон дойти до 1/4 финала ЛЧ было не так уж и сложно.
FM20 стал сложнее, если вы играете за топовый клуб. Условный «Ювентус» запросто мог свалиться на 4 место в Серии А, даже если вы усилите состав летом. Но вот с аутсайдерами все то же самое – читерская тактика и сплошные победы.
Football Manager предсказал будущее Миранчука: перейдет в «Лидс», а потом в Китай. У Шомуродова – почти три года на банке
Скачать War Thunder – это бесплатная игра про самолеты, вертолеты и танки. Вышло обновление «Новая Сила»
FM21 сложнее и реалистичнее. Возможно, в полной версии все станет проще, но сейчас в это банально интереснее играть. Химичить с тактикой, подстраиваться под соперника вновь стало модно. Вариант «провести трансферное окно и уйти на полгода в отпуск» уже не сработает. Непонятно правда, почему разработчики банально не введут уровень сложности.
Однозначно жирная доработка – трансферный рынок. В FM20 можно было сделать 2 уникальные вещи
- Взять игрока свободным агентом и тут же продать. Или купить игрока, выставленного на трансфер, дешево – и тут же продать дороже.
- После согласования суммы в переговорах нажать на сумму правой кнопкой мыши и ввести любое число. По сути вы сами назначали, за сколько продаете футболиста.
Обе вещи пофиксили. Вы все еще можете продавать одного и того же игрока в одно ТО, но сделать это куда сложнее. Бесплатный Уилшир не получит автостоимость в 20 миллионов и им не будут интересоваться сразу 5 клубов АПЛ.
Сами продажи стали сложнее. Компьютерные руководители стали обращать внимание не только на автостоимость игрока, но и на его зарплату. Поэтому условный Алекс Сандро, получающий 210 тысяч в неделю, не уйдет в «Манчестер Сити» за 60 миллионов. Избавиться от него даже за сумму 20 миллионов будет непросто. А от Сами Хедиры вы не отделаетесь даже бесплатно.
Стоит похвалить ресерч (то, насколько правдоподобные скиллы рисуют футболистам). Приятно, когда довольно точно описывают не только известных футболистов вроде Лукаку, но даже игроков из РПЛ вроде Филиппа. В последних версиях с этим была явная беда.
Надо доделывать переговоры, агентов, ИИ
Самое главное, что не делает FM – не прислушивается к фанатам. Сложно представить, что Sports Interactive проводи исследования и собирает фокус-группы, которые помогали бы дорабатывать игру. Разработчики просто добавляют мишуру.
Узнали в Football Manager, куда лучше уйти Месси. С «ПСЖ» он выиграет все, но «Золотой мяч» дадут только в Италии
Какому проценту людей интересно общение с прессой? А проведение тренировок? В FIFA Manager от ЕА нужно было заботиться о продаже маек и ценах на билет – но вы могли избавить себя от этого. Здесь все разговоры тоже можно спихнуть на ассистента, но от этого явно страдают результаты.
FM развивается не в том направлении. Что самое захватывающее в симуляторе? Покупать и продавать игроков, находить новые таланты и прокачивать их. Вспомните старенькие Championship Manager – в них интересно залипать до сих пор.
Хочется, чтобы улучшили трансферы, скаутинг и развитие футболистов.
Переговоры все еще требуют огромной доработки. Возьмем для примера Эрлинга Холанда. Один из главных талантов мира имеет сумму отступных в 75 млн евро. Столько могут потратить минимум 5 клубов. Однако с вами никто не будет конкурировать, да и сама «Боруссия» не будет стремиться переподписать игрока. Условного Санчо на 2-й сезон можно взять в «Ньюкасл», а на 5-й – в «Ротор».
Та же история и с другими талантами – забрать Фати или Фодена несложно.
В игру добавили агентов, но они все еще ничего не решают. В реальном футболе Мендеш собрал целый «Вулверхэмптон», а здесь они лишь для красоты. Почему бы через них, например, не давить на клубы?
Помогать в переходе могут бывшие одноклубники или партнеры по сборной. Сейчас это в игре есть, но не работает.
Хочется, чтобы ИИ был более адекватным. В последнее время «Бавария» запросто может подписать условного Эдерсона или Лено, когда у них есть Нойер и Нюбель, а «Зенит» – увести из «Спартака» Понсе. Раньше FM даже предсказывал некоторые трансферы в реальной жизни. Сейчас до этого очень далеко.
Нужно сделать случайный потенциал футболистов. Вы знаете основную базу вундеркиндов, и постепенно каждая ваша команда становится похожей на предыдущую. Вам даже не придется слать скаута на условного Гравенберха или Тьяго Альмаду – вы и так знаете, что они раскроются и заиграют. Потенциал Упамекано никогда не будет ниже 170, а Миранчук не получит больше 150.
В реальности есть футболисты, которые раскрылись достаточно поздно: Ван Дейк, Облак, Бруну Фернандеш. В менеджере такого не встретите. А жаль.
Вряд ли стоит ждать, что менеджер принципиально изменится
FM идет по пути наименьшего сопротивления, как FIFA. Football Manager 17 стал пятой игрой подряд, продажи которой превысили 1 млн копий.
FM19 продавалась на 40% лучше. А через 3 года, когда Sega дала возможность скачать FM20 бесплатно (во время пандемии и карантина), за три дня игру скачали более миллиона раз.
Так что вряд ли в ближайшее время мы увидим значительный прогресс, когда можно уменьшить издержки, добавить пару новых пустых фишек и вновь заработать немало денег.
И рост репутации клубов: выиграл ты ЛЧ с каким-нибудь Шальке несчастным, сейчас это машина, победитель ЛЧ как бы, а футболисты , которых ты хочешь взять, все равно будут уходить на меньшую зарплату даже не в Сити с Ливером и Реалом, а в сраный Тоттенхэм/Милан, которые в середине болтаются, думая, что это престижнее
Всё это малополезные фишечки, не влияющие практически на геймплей. Кого-то в ФМ20 увольняли из-за того, что второстепенная задача типа игры в вертикальный футбол не выполнена? Побеждай - и рук-ву наплевать на всё остальное. А если научишься играть в ФМ, что не зависит от версии, то побеждать ты будешь в любом случае.
Лучше бы они заставили ИИ при выборе тактики и состава не только смотреть на твою репутацию, а реально адаптироваться к твоей тактике и стилю. Играть было бы в разы сложнее и реалистичнее, если бы например на полуфланг с инсайдом и меццалой комп ставил мощного опорника с высокой агрессивностью, чтобы он ломал твою связку.
И все эти разговоры с футболистами тоже бесполезная хрень, которая не привнесла в серию ничего нового. Если ты давно работаешь в клубе и побеждаешь, то можешь отговорить любого футболиста от чего угодно почти со 100%-ой вероятностью. Только если репа футболиста сильно переросла репу клуба, тогда он захочет свалить. Но перед этим ты легко можешь втюхать игроку контракт на 3 года с возможностью продления ещё на 3.
И с прокачкой футболистов тупит только искусственный идиот, набирая себе в топ-клубы по 30 игроков и держа звёзд в резерве. Если у молодого игрока нормальный характер, просто прокачиваешь скиллы на тренировках и обеспечиваешь ему игровую практику. Если характер говно, то организуешь наставничество и прокачиваешь решительность. Но в итоге талантливый юниор, забивающий по 20 голов в Чехии и 10 в ЛЧ, достигает потолка в 20 лет и не переходит ни в Реал, ни в МЮ, хотя по статистике заслуживает. Потому что потенциал ограничен игрой, а ИИ этот потенциал видит.
В общем, разрабы давно уже идут не туда и просто навешивают на ёлку дополнительные гирлянды, что бессмысленно для сути игры в менеджера
Нравится фмовский xG только людям, которые не понимают, что не будут стабильно игроки забивать примерно по голу на 0.6-0.75 xG и что при счете 8-0, у команды, забившей 8, скорее всего не должно быть xG 2.5-4.5 постоянно. Такие эксперты в статистике как ты еще, наверное, обожают анализировать эту замечательную карту пасов, где к 15 минуте нарисовано 200 линий.
Движок чуть приятнее но ничего супер интересного там не видно.
Ну и мне сложно понять как может понравится этот интерфейс в сердечках, вместо понятных цифр, со всеми этими пальцами вверх в графе готовности, с круговым расположением игроков в раздевалке и с отсутствием отображения травмы у игрока на основном окне во время матча
Сердечки они по настойчивым просьбам комьюнити опять поменяют через пару версий и выдадут это за новинку.
ФМ не прогрессирует. Основа игры точно такая же, как 20 лет назад в Чемпионшип менеджере - скаутинг и трансферы, тактика, немного тренировок для прокачки нужных атрибутов. Все эти статистики, разговоры, коллективы, штрафы, медицинские центры, прессухи, твиттеры, фотография и скиллы менеджера, цели руководства не имеют никакого практического значения и абсолютно не нужны для успеха в игре.
Ну и отдельная тема - древнейший движок. Когда Бернли контролирует мяч 60% времени против Челси, так как по логике игры атакующая ментальность фаворитов - это "бей вперёд, игра придёт", а оборонительная ментальность аутсайдера - это ватокат на своей половине поля
Вот, как с потенциалом, так и с ветеранами надо что-то делать. Все норовят закончить в 34-36, не позже. И это, конечно, тоже ерунда.