FIFA 21 или PES 21 – что лучше? Сравнили графику, геймплей и все остальное
Выбираем главный футсим.
FIFA или PES? Вопрос вечный, аргументы все те же: игра ЕА берет онлайн-режимом и лицензиями, у Konami лучше футбол и графика.
Подойдем к вопросу комплексно: оценим ключевые параметры обеих игр, посчитаем сумму баллов и решим, кто в этом году лучше.
Обзор PES 2021: честный аддон, который круче полноценной FIFA
Раунд 1. Режим Карьеры vs Мастер Лига
Карьера стала первым реально крутым режимом в FIFA. Прошло 17 лет, в нее все еще играют миллионы.
PES подрезал идею у ЕА. Название другое, смысл абсолютно тот же: покупать новых футболистов, прокачивать таланты, выигрывать за «Таррагону» Лигу чемпионов. И здесь FIFA побеждает по нескольким причинам.
Трансферы. В Мастер Лиге все сделано на уровне менеджеров, которые вы можете скачать в Play Market. Набираете свободных агентов (причем условный Бакайоко запросто перейдет в «Ротор» на смешные 500 тысяч в год), потом их перепродаете и так строите команду. «Ноттингем Форрест» с таким бустом может брать ЛЧ за 3 года. Контракты продляются элементарно – причем если футболист регулярно выходит в основе, можно снижать ему зарплату до бесконечности. Мастер Лига в PES 2021 – уровень FIFA 07.
Почему я не буду играть в FIFA 21. Видео Романа Петухова
В FIFA все куда сложнее. Здесь и ценники на игроков адекватнее, и их требования, а «хакнуть» рынок тяжеловато. Правда ИИ тоже неадекватный: Холанд может оказаться в «Ренне», а Пике в «Реале». Здесь обоим футсимам необходимо поучиться у Football Manager.
Прокачка игроков. Как она работает в PES, не понимает никто. В одном сэйве Чалов из ЦСКА растет до рейтинга 90, в другом – не растет вообще. Влияние тренировок и игр понять очень тяжело. FIFA дает больше глубины (можно сменить игроку позицию, тренировать отдельные скиллы самому, выходя на виртуальное поле). Тут интереснее.
Лиги. В FIFA больше лиг – а это большой плюс, когда вы хотите взять какой-нибудь «Аккрингтон» и вывести в АПЛ.
Все остальное. Зачем в Мастер Лиге заставки и интервью, если они ни на что не влияют?
Итог: FIFA – 4 балла, PES – 2 балла.
Раунд 2. Графика
Есть те, кому графика в FIFA нравится больше. Картинка действительно более кинематографичная: газон выглядит приятнее, освещение и цветовая гамма хороши. Удобнее играть в дневное время, потому что в PES тени от стадиона превращают игру в кошмар.
Но у Konami гораздо лучше выглядят футболисты, их модельки и лица. Плюс в PES изначально раза в 2 больше лиц. Просто сравните:
В PES пропорции футболистов лучше соблюдены. В FIFA сплошные дистрофики.
Итог: FIFA – 3 балла, PES – 5 баллов
Раунд 3. Геймплей
ЕА в какой-то момент поняла, что от футсима не нужно требовать реалистичности – нужно, чтобы в него было интересно играть. Поэтому в FIFA уже который год принципиально не меняют геймплей, а лишь подкручивают мелкие детали (скорость игроков, точность пасов и т.д.). Поэтому циклично появляются то проблемы с навесами, то сложности со скоростными игроками, то слишком меткие удары.
Мы еще коснемся геймплейной части в обсуждении онлайна, но ЕА делает симулятор для более казуального геймера. Если вы совсем не разбираетесь в футболе – FIFA вам определенно подойдет больше. Она не слишком реалистичная, но и освоить ее проще и быстрее.
Если вы сильно любите футбол, более глубоко и тонко его понимаете – в сторону FIFA вам просто запрещено смотреть. PES намного менее заскриптованный, футбол в нем мягче и разнообразнее, анимаций больше, игроки чаще ошибаются, мяч не ходит так же быстро, а удары в ближний не залетают так часто.
Любой компонент игры будет реалистичнее в Pro Evolution. Konami дорабатывает геймплейную часть каждый год. Вы запросто отличите PES 18 от PES 21. С FIFA такое не пройдет. Даже фанаты EA Sports вряд ли будут спорить, что футбол у конкурентов куда лучше.
Итог: FIFA – 2 балла, PES – 5 баллов
Раунд 4. Разнообразие
Насколько хорошо Konami подходит к проработке футбола, настолько же паршиво – ко всему остальному. FIFA смекнула, что простое рубилово против ПК не интересно – и добавила режим Карьеры. Потом Ultimate Team. Дальше – режим Истории и Вольту. Плюс несколько настандартных правил для самих матчей.
PES не делает ничего. Неужели технически сложно исполнить аналог мини-футбола? С геймплеем PES это выглядело бы шикарно.
В FIFA можно просто дольше играть – за счет разнообразия, более интересных и продуманных режимов.
Итог: FIFA – 5 баллов, PES – 2 баллов
Раунд 5. Ultimate Team против MyClub
Даже двухлетний ребенок придумал бы онлайн-режим лучше, чем MyClub в PES.
В FUT тоже можно доработать уйму моментов. Но Konami вообще не старались. Онлайн-режим – ключевой для футсимов, то, за счет чего ЕА доминирует и получает огромные доходы. Как японцы умудряются игнорировать столь очевидную вещь?
В Ultimate Team я впервые сыграл в 2013 году – и она сразу мне зашла. Она интуитивно понятна, ее просто освоить: как собирать команды, какие есть соревнования, как пользоваться трансферным рынком и за что начисляются монеты и награды.
Если вы зайдете в MyClub, вы ничего не поймете.
· При построении команды нет химии по клубам и сборным, как в FIFA – она растет от матча к матчу. Идея отличная. Но вы не можете менять тактику. Сначало надо купить сильного тренера, у которого только одна схема. Вы не можете ее менять ни до матча, ни во время. Вы не можете поднять линию атаки, уйти в глухую оборону или выпустить дополнительного защитника. Чем хуже у вас тренер, тем меньше звезд вы можете выставить на поле. Тот, кому пришла в голову такая реализация построения команды, должен быть сожжен живьем.
· Вы захотели подписать Обамеянга. В Ultimate Team вы идете на трансферный рынок, смотрите, сколько он стоит, и набиваете монеты. Можно продать собственных игроков. В PES вы не сможете накопить и приобрести любимого футболиста – остается только открывать миллион паков. Трансферный рынок отсутствует. Зато есть рынок скаутов. Если вы в нем разберетесь – вам можно ставить памятник. Если нет – скауты будут вам подписывать бистов с рейтингом 60.
· Соревнования в FUT понятные. Вы видите, за что бьетесь и за что начисляются монеты. В PES они начисляются случайным образом, кубки состоят из одного матча – короче, мрак и скука. А самое главное – зачем вообще что-то выигрывать, если вы не можете купить нужного футболиста?
А теперь вернемся к геймплейной части. В FIFA есть гандикап (когда игра нарочно подыгрывает более слабому игроку), в PES я его не заметил. Но более простой геймплей помогает Ultimate Team и делает MyClub еще менее привлекательным. Онлайн-битвы превращаются в потнейшие катки, где вы начинаете удерживать счет 1:0 с 60-й минуты. Без шуток: строить атаки очень сложно, а защищаться еще сложнее. Игры более плотные, нет таких разрывов между лиинями, футболисты отрабатывают в обороне, быстрее возвращаются, а система передач не такая быстрая и точная. Тяжело.
Если вы не хотите становиться профессиональным геймером (а если хотите – задумайтесь: что-то в вашей жизни идет не так), то получать удовольствие и расслабиться при фифашном геймплее проще.
Итог: FIFA – 3 балла, PES – 0 баллов.
Кто победил?
FIFA – это в первую очередь обертка. Но обертка красивая. Это как фильм, где много известных актеров, хорошие спецэффекты и должное промо. PES – кино с глубоким смыслом, которое претендует на то, чтобы стать великим лет через 10. Но сейчас вы скорее пойдете на блокбастер. Зайдите на Twitch и посмотрите, сколько зрителей у FIFA и сколько у PES. На момент написания обзора у PES 21 – 8 тысяч фолловеров. У FIFA 21 – 291 тысяча. Хотя FIFA вышла всего пару дней назад.
PES – это футбол. FIFA – бизнес на футболе. Но это не ЕА выигрывает битву – это Konami ее с треском проигрывает.
Фифа может и говно действительно, но ПЕС вот с такими аркадными установками ничем не лучше, всё от человека зависит в любом случае. У каждого марадона 99, месси 98 и что-то тут бухтят на карточки в фифке бедной.
Но это не повод слепо хейтить FIFA. Я в оба футсима играю уже более десяти лет и могу сказать, что FIFA если не внешне, то в плане геймплея развивается очень даже. До внедрения движка Frostbite FIFA периода 2011-16 действительно быстро надоедала и за пару недель ИИ раскатывался чисто механически на ультимативном уровне. Эти же скрипты вполне работали и в онлайне, вопрос был только в твоем качестве реализации моментов.
Активно играю FIFA 21 полторы недели и у меня пока одно восхищение по части геймплея - ИИ в этой фифе какие-то монстры: играть карьеру и FUT против компа наконец-то стало дико интересно и трудно. А чего стоит новая система пробития штрафных и пенальти. Единственный, но заметный минус пока для меня - сквозные передачи в никуда, которые очень часто подводят в заключительной фазе атаки. Возможно, необходимо их просто переключить на ручной режим.
В остальном именно по части геимплея EA Sports меня очень порадовали в этом году. Можно предъявлять им по части лицензирования клубов и игроков, в этом смысле канадцы неприятно удивляют, год за годом теряя права на воссоздание клубов и сборных (теперь к Пьемонту добавились ФК Рома, недолицензированная бразильская серия А и бразильская сборная). Но писать, что фифа это просто длсшка к прошлогоднему изданию, такое ощущение, будто стало трендом и все просто на автомате хейтят игру, уже толком и не ознакамливаясь с ней.
Пару слов о ПЕСе вдогонку, которая в этом году как раз и есть длс к игре прошлого года. Японцы педантичны по части физики и непосредственной симуляции процесса, это не плюс и не минус, это их особенность. Мне в голову приходит сравнение с симуляторами Gran Turismo, в которые обыватель играть вряд ли станет. При этом вряд ли у людей станет приходить в голову сравнивать GT с попсовой NFS (ок, с ними не все однозначно, но ведь были и культовые выпуски типа Underground 2 и Most Wanted, которые скажем прямо вообще мало что имеют общего с симуляторами гонок). В этом смысле любовь к ПЕС - это необязательно хейт FIFA и наоборот.
P.S. Но японцы хотя бы поступили честнее: за прошлогоднюю версию своей игры они хотят в 10 раз меньше, чем EA
"При построении команды нет никакой сыгранности (по клубам, национальностям) – она растет от матча к матчу. Идея отличная. Но вы НЕ МОЖЕТЕ МЕНЯТЬ ТАКТИКУ. Серьезно – в первую очередь вы должны пойти и купить сильного тренера, у которого только одна схема"
то я понял, что автор СОВСЕМ не умеет играть в ПЕС и абсолютно его не понимает. Специально для автора - в ПЕС можно менять тактики во время матча! Для этого у вас есть на выбор 3 тактики под каждую из которой вы назначаете помощника тренера. Т.е. вы покупаете разных тренеров и назначаете главного и его помощников и вот вам доп. тактики, которые можно менять прямо во время матча, перестраивая свою команду на корню! В плане настройки игры команды ПЕС куда более гибкая, чем фифа. ФИФА это пинг-понг со статами ракеток. В ПЕС надо разобраться и ты для себя откроешь прокачку каждого футболиста, подбор игроков с возможностью смены его позиции изначально, либо с помощью подбора позиции. Понимая, что ты делаешь в ПЕС ты получаешь реальный кайф от создания команды и ПРОКАЧКИ ЭТОЙ КОМАНДЫ. В фифе этого и близко нет.
К сожалению все это действительно далеко не сразу очевидно среднестатистическому игроку, который запускает футбол и ожидает от ПЕС примерно той же логики, что и в ФИФА. А логика тут совершенно другая и никто не подсказывает, что и как делать. Это конечно жирный минус конами.