PES 6 лучше FIFA 20. Потные катки, крутые лица (можно заменить на собачек!) и Криштиану верхом на динозавре
Ретро-обзор великого футбола.
Мое знакомство с футболом от Konami началось в 2001 году, когда я на приставке сыграл в некий Winning Eleven (так Pro Evolution Soccer называется в Японии до сих пор). Футболисты там были круглыми, как кусок мыла, зато большие звезды вроде Фигу и Зидана были очень похожи на реальных, а возможностей для кастомизации оказалось море – не сравнить с FIFA.
На РС же первым для меня стал PES 5. И он однозначно выглядел лучше, чем FIFA 2005 или FIFA 2006. Лица футболистов были куда реалистичнее (пусть и слегка квадратные), геймплей менее скриптовый, а интро – лучшее за всю историю серии.
PES 6 – общепризнанно одна из лучших игр серии. При этом она почти не отличалась от PES 5 – ни графически, ни геймплейно, ни по части лицензий. Тем не менее культовой в России (и не только) стала именно она – давайте разберем ее главные особенности.
Вы знали, что у нас есть классный инстаграм про FIFA и PES?
Геймплей легендарен. Потные катки с итоговыми 0:0 – в порядке вещей
Главная причина, почему PES 6 считают великим – в нем тупо интересно сделан футбол. То, как летит мяч, как игроки взаимодействуют с ним и как вступают в единоборства – совершенно другие чувства и совершенно другой уровень по сравнению с фифой нулевых.
FIFA 07 – это зажать клавишу «бег» и научиться отдавать пасы вразрез. Здесь же вам приходилось запоминать комбинации для забросов, учиться финтить, да и забить из самой выгодной позиции оказывалось не так просто – даже Робиньо и Ван Нистелрой заряжали в небеса с убойных отметок.
Также бросалось в глаза, насколько лучше в японской игре ИИ. В FIFA 07 были ну очень тупые защитники. Соперники постоянно допускали разрывы между линиями обороны и полузащиты (порой километровые). Между центрдефами тоже были огромные зазоры, пасы вразрез проходили постоянно. У PES таких проблем не было. Игры были душными, часто заканчивались 0:0, и топорное превосходство в классе решало не так сильно.
ПК-версии FIFA 07 не сильно отличались от FIFA 05 и даже от FIFA 10. Только в 2011 году геймеры, у которых нет консолей, почувствовали большую плавность в движениях мяча и игроков. А у PES это было уже в шестой части.
В общем, вы поняли: если после PES 6 запустить абсолютно рельсовую FIFA 07, разница очевидна – и она не в пользу EA Sports. Более того, поиграйте в PES 6 и FIFA 20. Реально сложится ощущение, что в первой больше вариантов развития игры и меньше скриптов. Непредсказуемые столкновения, много анимаций у вратаря, удары летят не так точно и не постоянно в угол. Хотя футболисты в шестом PES могли двигаться только на 45 или 90 градусов.
Если поиграть в PES 6 подольше, то понимаешь, что матчи проходят как будто ломтиками: игрок получил – отдал другому – другой пробил. Очень не хватает плавности и округленности в движениях. Похоже скорее на быстрые шахматы.
Еще стоит признать, что в игровом плане вы не отличите футболистов друг от друга. Особенности и скиллы мало на что влияют: точность паса и обработка мяча у всех одинаковы. Попробуйте поиграть Бекхэмом и сравните с Яннакопулосом из «Болтона». Вряд ли почувствуете разницу. Мяч слишком быстро летел после удара головой, модельки футболистов проходили друг через друга, иногда вратари исполняли Акинфеева и не прыгали за мячом в угол. Но все это не критично, даже в современных футсимах немало косяков и скриптов. Поэтому энтузиасты продолжают играть в PES 6. До сих пор выходят сезонные моды с обновлением составов, формами и новыми лицами.
Да и замечаешь все проблемы той игры только сейчас, когда уже провел много часов за PES 20. А 14 лет назад было в кайф, что игра непредсказуемая и очень сложная (в FIFA 07 даже высший уровень был очень легким). Играя за «Интер», можно было спокойно огрести от «Сиены». Криков «да забей же ты!» и «никогда больше не поставлю Буффона» было в разы больше, чем в FIFA.
Графика лучше, чем у FIFA тех лет. Лица для середины нулевых вообще супер
Для того времени лица игроков выглядели просто сногсшибательно. Если в конкурирующей FIFA фэйсы словно вырезали из журналов и налепили на модельки, то здесь все казалось естественным.
Хотя случались и фэйлы. Например, Роналдиньо нарисовали злым (в FIFA та же история). У Дель Пьеро форма головы больше подходит для мультика «Эй, Арнольд». У Рамоса картошка вместо носа. Иньесту просто не дорисовали. Вот небольшая подборка лиц, которые не слишком получились.
Зато количество футболистов с прорисованным фэйсом астрономическое. Если в ЕА рисовали только топовых исполнителей, то здесь свои лица были у Рикардо Оливейры, Джузеппе Фавалли, Николы Легротталье, Тьяго Мотты, Эстебана Камбьяссо. Пусть некоторые больше походили на шаржи, но вы бы точно узнали их даже во время матча.
Графику сложно судить сегодня, спустя 14 лет, когда ты уже видел более современные выпуски PES. Зато уже тогда были предматчевые заставки: вот так выглядел «Камп Ноу».
Болельщики выглядели очень пиксельно, газон похож на дешевый ковер. Зато хорошо соблюдены пропорции игроков относительно поля.
И все это выглядело лучше, чем у конкурента. В FIFA футболисты были мыльными, свет падал абы как, даже сетка ворот была как лапша.
Вы знали, что в PES можно посадить игроков на динозавров?
Пингвины против динозавров – прямо на футбольном поле. В игровом магазине вы могли купить специальный костюм и усадить Криштиану Роналду на динозавра. После чего выйти против сборной России – верхом на страусах.
Чтобы сделать это, необходимо было набрать очки PES, побеждая в Мастер-Лиге и различных турнирах. Каждый уникальный костюм стоил 5000 очков – это много, собирать долго. Но все же не хватает таких авантюрных ходов от разработчиков современных футсимов.
А еще в том же PES Shop можно приобрести уникальные прически для игроков. У футболиста вместо обычной головы появлялось нечто вот такое
Так что у японцев был свой ответ инопланетянам в FIFA 2000.
Лицензии и режимы игры – то, почему мы предпочитали FIFA
В Pro Evolution Soccer и тогда были проблемы с названиями. Бросается в глаза катастрофически малое количество лиг: Ла Лига, Серия А, Эредивизи и Лига 1. В АПЛ – только «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед». В остальном наслаждайтесь West Midland Village и London FC. Причем найти какую-то логику в этих именах сложно – понимайте, где какая команда, только по составу.
Есть еще три дивизиона, куда свалили остальные топовые команды: «Баварию», «Ювентус», «Ривер Плейт» и других. Для сравнения – в FIFA 07 было 27 лиг из 20 стран. Конечно, мало кому были интересны замесы в Австралии, но заходить в низшие дивизионы Англии и поднимать команду оттуда в режиме карьеры – один из главных челленджей.
ЕА тогда вообще давала обалденный режим карьеры (благодаря которому FIFA 07 до сих пор вспоминают с теплотой), а Мастер-Лига в PES – это невероятно унылое и непонятное зрелище. Вашу команду закидывало в случайно образованные дивизионы, трансферный рынок убог. Надоест за пару часов. Другие режимы и вовсе отсутствовали. Конкуренты на тот момент еще не представили FIFA Ultimate Team, но кое-какой онлайн уже внедрили (до сих пор можно поиграть на Game Ranger). У PES же мультиплеер был только офлайновый. По сути, кроме рядовых матчей против компьютера, ничего в игрушке не было.
Конечно, многие обращали внимание и на лицензии, но на мой взгляд PES сильно проигрывал FIFA в первую очередь из-за однообразности и малой вариативности офлайн-режимов.
РФПЛ в игре не сделали, но сборная на месте
Российских команд вообще нет. Можно поиграть только за киевское «Динамо». Но вообще даже из немецкой бундеслиги одна «Бавария». Поэтому если вы хотели российскую Премьер-Лигу, нужно было купить «Мой футбол» с составами и ввести все вручную.
Российских легионеров тоже нет. Будянский был слишком далеко от основы «Юве», Каряку в «Бенфике» просто проигнорировали, Саенко нет из-за отсутствия чемпионата Германии.
Со сборной все в порядке. Имена полностью лицензированы и совпадают с реальными. Единственная недоработка – Зырянова записали как защитника. Уникальных лиц нет, но постарались придать кое-какое сходство. Например, Овчинников с длинными волосами и бородой, как в жизни. Чернокожих Онопко (как в FIFA 2001) не обнаружено.
***
За 14 лет ничего не изменилось: PES хороша как симулятор футбола, но абсолютно халатно относится к тому, чтобы сделать игру разнообразной. Японцы так и не поняли, что за продвинутым геймплеем должны стоять еще и интересные игровые режимы, челленджи, задания для выполнения. А еще Konami все еще не наняли нормального дизайнера меню.
И все равно PES 6 культовая. Пожалуй, впервые она стала не симулятором для гиков или исключительно японцев, а вышла на массовый рынок. Если раньше была FIFA и все остальные, то теперь FIFA, PES и все остальные.