Единственная честная премия – в Steam. Но от нее хочется плакать
Такая себе демократия.
Игровых премий – целая куча. Все эти The Game Awards, BAFTA, Golden Joystick Awards, D.I.C.E. Awards. Почти везде победителей выбирают академики или некая коллегия профессионалов, и они никогда не утруждаются объяснить выбор игр.
Поэтому так ценно, что есть альтернатива – премия Steam Awards, которую организует Valve в своем цифровом магазине. Steam Awards на первый взгляд кажется самой честной премией в индустрии. Где еще и номинантов, и победителей выбирают только игроки? Но честная – не значит справедливая, здесь полно проблем!
Давайте пройдемся по списку лауреатов. Первая Steam Awards прошла в 2016 году, она была экспериментальной, и среди номинантов было много стареньких игр. Ограничений по дате их выхода вообще не было. Portal 2 победила в номинации «Злодей, которого хочется обнять», Skyrim взяла плашку «Проверено временем», а GTA 5 без проблем выиграла обе номинации, где участвовала. Проблема обозначилась уже тогда: побеждали в основном самые громкие игры.
Мастодонты типа GTA 5, Skyrim или PUBG вообще ни разу не проиграли, когда пользователи выбирали игру претендентом на одну из номинаций. Все благодаря фанатам и хорошей репутации: если пользователь Steam не знает, за кого проголосовать, то наверняка ткнет на то, про что слышал. А проголосовать невольно принуждает стимовская система значков: хочешь получить значок получше и опыт – проголосуй в каждой номинации.
Подобная система практически лишает интриги. Когда Steam объявляет номинантов, ты сразу понимаешь, кого выберут пользователи. Приведу пример из 2019 года: награда «Лучшая игра, которая вам не дается». 5 претендентов: Code Vein, Hunt: Showdown, Mordhau, Remnant: From the Ashes и Mortal Kombat 11. Выиграла последняя, ведь она у всех на слуху. Но действительно ли Mortal Kombat самая сложная игра из списка?
И так постоянно. Побеждают игры с огромной фан-базой или те, что на хайпе: Fall Guys, CS:GO, Red Dead Redemption 2, DayZ, The Witcher 3: Wild Hunt. И от такой демократии порой хочется плакать.
Да, есть исключения. В 2019-м игрой года признали Sekiro: Shadows Die Twice – хардкорную RPG, и ее аудитория вряд ли превышала цифры бесплатной Destiny 2. Приятным сюрпризом в 2017 году стали две победы Cuphead, в том числе над Assassin’s Creed Origins и Call of Duty: WWII. В 2018-м неожиданным победителем в «Друг познается в игре» стала Tom Clancy’s Rainbow Six Siege – она обошла CS:GO.
Вот и получается, что идея классная, а результат почти всегда печальный. Пользователи сами выбирают, кого номинировать из сотен вышедших за год игр – и распределяют их по разным номинациям. А в итоге везде, где окажется Elden Ring или Stray, – победят как раз они.