Возвращаю 2007-й! Рейтинг лучших игр года, в который родились «Сталкер», Assassin’s Creed и Mass Effect
Диченко ностальгирует.
2007 год не зря стал мемом. Тогда вышло безумное количество крутых вещей: вспомните музыку того времени или фильмы! Игры, как обычно, не отставали – именно в 2007-м успешно стартанули топовые франшизы современности. Мне захотелось поностальгировать – ловите мой личный рейтинг лучших игр года, который уже никогда не вернуть, сколько бы мы об этом ни шутили.
8. Crysis
Шутер от Crytek явно продавал движок немецкой студии, правда не слишком успешно. Crysis выглядел сногсшибательно: трава, джунгли, вода – реализм картинки зашкаливал. Мало кто мог увидеть красоты тропического острова конкретно в 2007 году, компьютеры эпохи вообще не справлялись с такими мощностями. Я вот увидел игру не в 10 FPS только спустя года три – и знатно удивился, что шутер берет не только технологиями!
Crysis затевался чуть ли не первым настоящим сэндбокс-шутером. Меня не закидывали скриптами, как это делал взвинченный сосед по парте Call of Duty. Выполнял миссии как в голову взбрело: то устраивал военным проверку на прочность в духе «Хищника», то крался аки Хитман, стараясь никого не потревожить. Нанокостюм позволял почувствовать себя сверхчеловеком, что в свою очередь, делало скучным столкновение с обычными людьми. Инопланетяне чуть исправили ситуацию, но было уже поздновато.
7. Assassin’s Creed
Медиафраншиза всегда начинается с чего-то попроще. Assassin’s Creed в 2007 году не была огромнейшим проектом с миллионом побочек и не стремилась растворить игрока в себе. Тогда это был эксперимент от авторов Prince of Persia: The Sands of Time в жанре социального стелс-экшена. Они хотели дать игроку новый опыт взаимодействия с толпой: с ней можно было смешаться и улизнуть от стражи или подслушать важный разговор.
Концепт довольно интересный и даже прорывной, но адвенчуре Ubisoft отчаянно не хватало контента. Кроме сюжета в открытом мире предлагали лишь искать флаги и устранять тамплиеров. Ну да, чуть не упустил самую запоминающуюся часть каждой игры Ubisoft в течении долгого периода – вышки впервые появились именно в Assassin’s Creed. По оригинальной задумке в проекте не должно было быть интерфейса: игрок забирался на высоту птичьего полета и тогда понимал, куда ему надо двигаться. Интерфейс все-таки внедрили, а впоследствии открытие точек интереса превратили в занудную обязаловку.
6. Uncharted: Drake’s Fortune
«Судьба Дрейка» стала для Naughty Dog первым шагом в сторону кинематографичности да и вообще игрой совершенно другого жанра. Раньше студия специализировалась на платформерах вроде Crash Bandicoot и имела преданную базу фанатов. Теперь речь шла о веселом боевике, где находчивый Нейтан Дрейк ищет Эльдорадо.
Проблем у экшена хватало. Недостаток опыта студии в жанре сказался на несбалансированных перестрелках и переизбытке джунглей. Серьезно, игры тех лет и так пестрили джунглями. Первую Uncharted спасли несколько факторов: сценарий игры был нехарактерно проработанным для обычного приключенческого боевика, а яркие герои мгновенно запомнились и полюбились.
5. Mass Effect
Космооперы должны были добраться и до игр. Одна из ведущих студий эпохи BioWare доблестно перенесла законы жанра в новый проект. Причем полностью оригинальный, который дал авторам как сюжетную свободу, так и геймплейную. Когда я впервые запустил Mass Effect, то обалдел от уровня проработки лора. Да простят меня фанаты «Звездных войн», но оригинальная фабула мира и конфликты в ME звучали куда более захватывающе.
Играть правда было не особо удобно. Сказывается моя любовь к шутерам, а проект Bioware был куда ближе к классическим ролевкам. Полноценный отыгрыш персонажа в любую сторону – есть. Классовая система напарников – в наличии. Уникальная система диалогов – есть. Добротные перестрелки – пфф, не завезли. Еще студия откровенно не справилась с разнообразием миров. Она поставила амбициозную задачу, позволив игрокам высаживаться на куче неизведанных планет, но как же там было скучно! В сиквела покатушки закономерно сократили, компенсировав их залипательной мини-игрой со сканированием планет.
4. Pro Evolution Soccer 2008
Футбол в этом рейтинге не просто так: PES 2008 тогда вывел футсимы на ПК на новые вершины! Пока FIFA уже года три радовала нововведениями только консольных игроков, японская студия в 2007-м сделала абсолютно равнозначную игру для большинства платформ (жертвой тогда стала Nintendo DS).
По итогу, я как ПК-геймер, был вне себя от радости. Ведь меня ждала графика нового поколения: четкая травка, правдоподобные лица футболистов и больше никакого мыла! Мяч в симуляторе Konami двигался подозрительно реалистично, и скрипты почти не душили. После FIFA-застоя, игра была очень свежей и актуальной, да и с лицензиями в PES тогда было не так грустно. Я провел в ней действительно много времени, а к FIFA вернулся еще очень нескоро.
3. Call of Duty 4: Modern Warfare
Call of Duty всегда была аттракционом, где тебя ведут за ручку, а вокруг все красиво взрывается. Однако по-настоящему крутой серия стала с выходом первой Modern Warfare. Если ранее Call of Duty переносила на экран реальную Вторую мировую войну, то сейчас она ни в чем себя не ограничивала. Поехавшие террористы готовы развязать новую глобальную войну, а бравые спецназовцы нескольких стран пытаются им помешать. Атмосферную Припять и ядерный взрыв на Ближнем Востоке мне вряд ли удастся забыть, настолько там крутая постановка.
Мультиплеер тоже получился прорывным, причем для всего жанра шутеров от первого лица. Веселая беготня наперевес со современными стволами и приятным импактом от стрельбы склонили тогда на сторону Call of Duty немало желающих хорошо провести время. И таких фанатов с годами не стало меньше.
2. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
После шести лет разработки «Сталкер» таки вышел и разделил неравнодушных на два лагеря. Одни вполне резонно сетовали на слабую неудобную стрельбу и целый поезд багов, который не давал толком поиграть. Другие же просто закрыли глаза на все недостатки и растворились в Зоне.
Атмосферу этого места сложно описать, равно как и прочувствовать через чужое прохождение. Нужно самому впитывать частичку за частичкой, закусывая батоном и запивая чем покрепче. Музыка и звуковое сопровождение сделали Зону совершенно особенным местом: там мечтаешь очутиться, хоть это и стало бы сущим кошмаром. Эпохальная игра, которую сумел обставить лишь абсолютно читерский сборник из трех игр.
1. The Orange Box
Маркетологи Valve были гениями. Три шикарные игры по цене одной – я все еще восторгаюсь той покупкой и решению Valve продавать их в одном сборнике! С Half-Life 2: Episode Two все вроде бы ясно: очередной короткий, но мегадрайвовый эпизод действительно большой игры. Тогда казалось, что Valve делает все верно: мне совсем не хотелось ждать продолжения истории Гордона Фримена и Аликс еще лет 5-6. Почему бы не получать небольшой отрывок первоклассного приключения раз в год? Но корпорация растоптала все ожидания и мечты фанатов: Episode Two стал последней игрой франшизы, для которой не нужны дорогие VR-шлемы.
Куда любопытнее остальные игры The Orange Box. Сиквел Team Fortress кардинально сменил стиль и тон, благодаря чему стал узнаваем и приобрел новых фанатов. Шапочная лихорадка, кстати, выросла именно из этого шутера.
Portal же абсолютный шедевр индустрии, показавший, что крутейшую механику можно выстроить лишь на двух действиях: одно открывает первый портал, второе – другой. Я вот вообще не фанат жанра головоломок, но обожаю Portal за понятный подход, интригующий сюжет и прекрасную ГЛэДОС.
* * *
Вероятно, в рейтинге не хватает первых частей BioShock и «Ведьмака»: они вполне могли бы куда-нибудь затесаться и даже побороться за важные места. Увы, я просто в них не играл. А какие игры из того самого 2007-го вы любите больше всего?
Топ-50 лучших героев «Ведьмака». Вспоминаем самые сильные истории
Скоро выйдет шутер, где нужно мочить демонов в такт року. Поможет солист группы System of a Down
Запустил GTA Online в 2022-м: донат и читеры испортили великий концепт
Но лучший в истории все-таки 2011. Около 15 игр уровня GOTY.
2011 - абсолютный топ! Равно как и 2004.