Нестареющий ученый с ломом в руках. Valve исполнилось 20 лет
Георгий Ядвидчук — о компании, изменившей мир.
24 августа 1996 Майк Харрингтон и Гейб Ньюэлл основали компанию Valve, а спустя пару лет они выпустили первую часть шутера Half-Life. Сложно сказать, на что была похожа история про Гордона Фримена, но сообщество вместе с журналистами сходили с ума. Это был прорыв. И дело не только в повествовании, которое считают новаторским для игр того времени, но и в атмосфере.
Впервые я познакомился с Half-Life, когда в 1999 или 2000-м году мой брат принес домой диск. Он посадил меня рядом с собой и началось. Я ничего не понимал, потому что игра была на английском. Видел, что научный центр атаковали какие-то уроды, везде летают хедкрабы, которых я тогда называл «кренгами» (это все из-за мультика «Черепашки ниндзя» и их главного злодея в виде мозгов с лапками), и понимал, что вот сейчас летающую картофелину надо тюкнуть ломиком. Сидя дома из-за простуды, я пытался поиграть сам, но у меня ничего не получалось. Это была жуткая игра для восьмилетнего пацана. Тот же DOOM и Quake я воспринимал как панк-рок.
Однажды, я смотрел, как брат пробегал очередной уровень. Там в яме сидели три тентакля, которые создавали невыносимый шум, из-за того, что колотили по железным стенам (дурные). В общем, мне так страшно не было даже тогда, когда я пробегал последние уровни в Quake 2. Больше всего я тогда запомнил G-Man в синем костюме и кейсом в руках. По-моему, до сих пор один из самых главных и таинственных засранцев в мире видеоигр.
Большинство модов и дополнений, кроме Half-Life: Opposing Force, я пропустил. Тогда все было просто: нет диска или денег на него, слабый компьютер или друг жмот, гуляй, Геннадий. Но именно благодаря модификациям появился Team Fortress, Counter-Strike и много чего еще.
Следующий прорыв совершился с выходом Half-Life 2. Причем их было сразу три: движок Source, сама игра с чумовым сюжетом и Steam.
В 2004 году в Москве с интернетом уже не так печально. Про Dial-up можно забыть. Началась мода на DSL-подключения, а тут еще программу нужно установить какую-то, зарегистрироваться онлайн и игру поставить. Все это воспринималось как «А нафига козе баян?». Спустя двенадцать лет подобный глупый вопрос никто не задает. Steam стал самым популярным цифровым сервисом и приносит колоссальную прибыль Valve. Дома с полок практически пропали все диски с играми, хотя никто не запрещает их покупать на физических носителях. Правда, потом все равно оказывается, что код нужно ввести в Steam. В общем, без него теперь как без мобильного телефона — жить можно, но непонятно как.
Что касается HL2, то она была не менее жуткой и прекрасной. Игра выглядела невероятно красивой для тех времен. Она казалось все тем же шутером с молчаливым ученым с монтировкой в руках, но от некоторых сцен внутри все переворачивалось. Если он не произносил и звука, то вместо него орал ты. «Не ходите в Рэвенхольм!», помните такой эпизод? Такое вообще не забывается.
Чуть позже в Steam появился Counter-Strike 1.6, в который в московских клубах шпилили практически все. Тогда считалось, если хочешь бегать в CS без читеров, то покупай его у Valve (все остальное у продавцов за 100–150 рублей). И это была первая игра, которую я купил на деньги, скопленные на школьных завтраках. Как и большинство ровесников, часть времени после учебы я проводил в клубах, где собирались пацаны, чтобы вместе пошпилить и попить пива. Уже дома я торчал до 3 утра за компьютером, чтобы войти топ-15 на сервере. Но я был страшным ламером, так что о карьере игрока быстро позабыл.
Уже после в цифровом сервисе появились не менее великие игры: Team Fortress 2, Left4Dead, Portal и пару эпизодов Half-Life 2. Должен был выйти еще и третий, заключительный, но чуда не произошло. Фанаты серии до сих пор ждут концовки истории с Гордоном Фрименом, а Half-Life 3 стала образом игры, которую вместе с главным героем поместили в стазис, а цифра 3 превратилась в мем.
Не могу точно сказать, кто вообще решил продавать «шапки» в играх первыми, но в Team Fortress, кажется, это появилось раньше, чем у других. Valve можно ненавидеть за подобное издевательство над пользователями, но от подобного хода со временем выиграли все. Теперь шмотки делают и для других проектов компании.
CS:GO и Dota 2 — последние игры, которые разрабатывали Valve. Турниры, деньги, сундуки. Уже выросло другое поколение, которое вообще не в курсе, кто такой Гордон Фримен, что такое Left4Dead и много чего еще. Valve исполнилось 20 лет в тот месяц, когда разработчики с пользователями собрали рекордные 20 млн долларов в качестве призового фонда для чемпионата мира по Dota 2, The International 6. Совпадение? Не думаю.
Тем временем Valve пропихивают Steam Machines и «Гейб-пад». Похоже, за 20 лет мистер Ньюэлл ни разу не ошибся. Он вообще выглядит как дедушка мороз из мира видеоигр, который знает больше, чем хочет сказать, но при этом у него целый мешок сюрпризов. Иногда думаешь: «Ну, чудак, зачем тебе своя консоль? Есть же PS4 и Xbox One». Про Steam тоже много писали всего разного. Но где теперь все эти люди, а где Steam?
В общем, с наступившим днем рождения, Valve. Ждем тридцатилетия. Если за это время не выйдет заключительная часть про Гордона Фримена, то хотя бы здесь мы увидим тройку рядом с названием Valve. А пока можно смахнуть ностальгическую пиксельную слезу и пойти сливать MMR. Ну что, раки, кто уже катки заруинил на Питлорде?
Пойду вторую Халфу перепройду.